Акутальные проблемы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования

NovaInfo 44, с.178-181
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 3
CC BY-NC

Аннотация

В статье описывается содержание стратегии социально – экономического развития, источники финансирования региональных программ социально-экономического развития, а также актуальные проблемы стратегического планирования социально - экономического развития.

Ключевые слова

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ, ПЛАНИРОВАНИЕ

Текст научной работы

Планирование – оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность, связанная с постановкой целей, задач и действий в будущем.

Стратегическое планирование – это набор действий, решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для достижения целей.

Стратегия социально – экономического развития регионов – это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально – экономического развития государства с учётом рационально вклада регионов в решении этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Согласно Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2] стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации разрабатывается на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, в целях определения приоритетов, целей и задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации.

Для начала рассмотрим, что же включает в себя содержание стратегии социально – экономического развития муниципального образования:

  • оценку достигнутых целей социально – экономического развития;
  • приоритеты, цели и задачи социально экономической политики;
  • показатели достижения целей социально – экономического развития
  • сроки и этапы реализации;
  • ожидаемые результаты реализации стратегии;
  • оценку финансовых ресурсов, необходимых для стратегии;
  • иные положения, определяемые законами субъекта Российской Федерации.

В качестве источников финансирования региональных программ социально-экономического развития могут быть использованы [3]:

  • средства федерального бюджета;
  • средства бюджета субъекта Российской Федерации, а также бюджетов муниципальных образований, в него входящих;
  • собственные источники финансирования заявителя проекта. В качестве данного источника могут выступать: нераспределенная прибыль, амортизация;
  • другие внебюджетные источники финансирования.

Важными источниками финансирования программ являются региональные бюджеты и внебюджетные региональные фонды. Самостоятельность бюджетов регионов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования [3].

Затраты на программы должны быть сбалансированы в расходной части бюджета с доходами. Количество одновременно реализуемых программ, объемы и сроки программных работ определяются в зависимости от наличия в регионе финансовых ресурсов. Органы исполнительной власти регионов определяют приоритеты, осуществляют выбор первоочередных целей, на которые следует направить требуемые бюджетные ассигнования, осуществляют уточнение проектов бюджетных заявок.

Выделим некоторые проблемы стратегического планирования социально – экономического планирования муниципальных образований.

Одной из важных проблем является недостаток финансирования стратегического планирования. Далеко не у каждого субъекта РФ хватает бюджета на финансирование программ. Как известно бюджет субъекта – это в основном налоговые доходы от региональных налогов. К сожалению многие граждане воздерживаются от уплаты региональных налогов и, следовательно, в местном бюджете не будет хватать денег на расходную часть, в том числе и на развитие стратегического планирования в области социально – экономического развития.

Вторая проблема – стремление получить результат в кратчайший срок, разработать эффективную стратегию развития региона за 3–6 месяцев, даже грамотному специалисту очень сложно, так как нужно уделить большое внимание подготовительному этапу. За короткий срок невозможно качественно проработать каждый пункт, следовательно, из-за многочисленных противоречий полученная стратегия – некорректна, малоэффективна.

Невнимание к макроэкономическому прогнозированию в процессе разработки стратегии развития региона ограничивается использованием данных Федерального агентства государственной статистики – этого недостаточно, что, следовательно, образует третью проблему. Следует уделить особое внимание технологическому прогнозированию, позволит определить социально – экономические стороны развития региона, установить приоритеты при финансировании программ поддержки промышленности и научно – исследовательских проектов.

Творческая обстановка позволяет организовать работу предметных специалистов и экспертов, исследовать сложные проблемы, найти инновационные решения, затем выработать механизм их реализации, а недостаток творческого подхода формирует четвертую проблему. Именно творческое воображение может серьезно помочь в создании картины будущего, понимании ключевых факторов социально – экономического развития региона, государства и мировой экономики в целом.

Пятая проблема - многие руководители пренебрегают управленческими проблемами, о которых сигнализируют отрицательные факторы. Данное положение недопустимо в разработке стратегии развития, поскольку на следующем этапе невозможно будет установить объективные цели и разработать планы по их реализации, неприятие отрицательных факторов.

Для предотвращения ошибок в стратегическом планировании необходимо правильно определять социально-экономические проблемы, важно, соотносить их с текущим состоянием экономики государства и общим экономическим циклом развития мировой экономики.

Читайте также

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]: (ред. от 21.07.2014) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Жуковский А.И., Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ [Текст] Учебник – М.: «ДИАЛОГ», 2006. – 175с.
  4. Латыпов, Р. Ф., Феномен «частного государства» в глобальном экономико-политическом процессе [Текст] / Р. Ф. Латыпов, Л. Латыпова // Экономика и управление. – 2012. – №5. – с.14–19.
  5. Ханнанова, Т.Р. Государственные целевые программы в области развития государственных услуг в сфере здравоохранения в республике Башкортостан [Текст] / Т. Р. Ханнанова, К.Т. Сагидуллина // Экономика и социум. – 2014. - № 2-4 (11). – с. 957 - 959.

Цитировать

Пасовец, А.А. Акутальные проблемы стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования / А.А. Пасовец. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 178-181. — URL: https://novainfo.ru/article/5425 (дата обращения: 24.01.2022).

Поделиться