Педагогические основы начального образования

NovaInfo 44, с.270-275
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье автор рассматривает сущность начального образования, в формировании гармонично развитой личности обучаемого.

Ключевые слова

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ, НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОТБОР МАТЕРИАЛА

Текст научной работы

Воспитание – одна из вечных категорий в мысли и практике человечества, всегда тесно связывалась с ведущими ценностями общества, и являлась его нравственной опорой. Насколько человечны приоритетные ценности общества, настолько гуманно содержание воспитания, обретающее вечность.

С первых лет независимого развития проблема обновления отношения к воспитанию, системы педагогических взглядов рассматривалась в тесном единстве с новыми, национальными основами науки о воспитании, с процессом обновления целей и задач педагогической науки, в единстве с развитием педагогической науки в Узбекистане.

В Законе Республики Узбекистан «Об образовании», Национальной программе по подготовке кадров и других нормативных документах нашло свое подтверждение государственное значение вопроса обновления педагогической системы и развития ее, основываясь на принципах гуманности, развития. Основные педагогические принципы, взгляды опираются сегодня на национальной идее, традициях, нравственных ценностях; восходят к богатому педагогическому наследию мыслителей Востока и всего мира, развивается впитав в себя общечеловеческие ценности.

Современная наука о воспитании ориентирована на личность учащегося, учитывая его своеобразный мир, психику, неповторимые черты характера, а также физическое состояние, генетические, чувственные возможности. Современная педагогика, отказавшись от идеи «формирования строителя коммунизма», ставит перед собой целью воспитание созидающей, гармонично развитой личности.

Формирование гармонично развитой личности является основной целью и начального образования. Гармонично развитое лицо должно иметь свой собственный взгляд, позицию, трезво смотреть на жизнь. Формирование данных качеств в начальном образовании, являющимся фундаментом общего среднего образования связано с системой педагогических мер, это признано в педагогической науке. Ибо, требования не соответствующaя как возможностям ребенка, так и воспитания не могут быть реализованы. Педагогическая наука определила необходимость системы мер, обеспечивающих соотношение возможностей учащегося и педагогическими требованиями, что нашло свое отражение в государственных образовательных стандартах. В 1-ом параграфе «Цели и задачи сфер начального образования» стандартные показатели обучения «Родному языку» охарактеризованы так: “ Обучение родному языку служит расширению мыслительной деятельности детей, их свободного мышления, умений и навыков понимать мысли других, связно устно и письменно излагать свои мысли, свободного общения с членами общества. “ В этом отношении обучение родному языку рассматривается не как учебный предмет, а как процесс обучения, организующий весь процесс обучения.

Показатели в стандарте обучения родному языку определены с точки зрения умения ребенка мыслить, понимать обращенную речь, излагать свою мысль грамотно, логически последовательно... Требования к подготовке учащегося по родному языку определяется по трем параметрам: техника чтения, понимание чужой речи и содержания текста, умение излагать мнение письменно.

В характеристике «Показателей, определяющих содержание обучения» указывается: во 2-ом и 3-ем классах необходимо формировать полное представление о фамилиях, именах писателей; умения выразительного, творческого и чтение с пояснениями художественного произведения; устанавливать связь между событиями сюжета, характеры героев, сравнительного описания; последовательно излагать устно и письменно своих мыслей по прочитанному; повышение словарного запаса и активное использование в речи. В 4-ом классе данные показатели повышаются. Содержание обучения составляет: составление вопросов и заданий по прочитанному; пересказать содержание прозаического произведения полностью, сокращенно, изменив лица героев, сравнение художественных произведений и оформление соответствующих выводов.

Обновленная педагогическая мысль предусматривает единство обучения и воспитания. В то же время признает приоритетность процесса воспитания. Любое обучение, не связанное с воспитательными целями, не достигает основной цели. Так как не может быть дидактики, отделенной от теории воспитания.

«Педагогика сотрудничества, - пишет К.Юлдaшев, - направлена на формирование демократичных качеств в личности каждого ребенка. Каждый ребенок настолько осознает свои обязанности, насколько понимает свои права; насколько он свободен в своей деятельности, настолько он понимает неприкосновенности свобод других. Ибо свобода всегда связана с ответственностью, долгом… Свобода, человеческая гордость приводит к творчеству, как в деятельности, так и в мыслях. Педагогическое сотрудничество развивает внутренние возможности личности учащегося, освобождая от скованности, покорности. В этой педагогике учитель предстает на как запрещающий, наказывающий чиновник, а партнер, готовый проявлять заботу о ребенке. При этом между учителем и учащимся устанавливаются равные отношения. Устанавливаются поистине человеческие отношения, и их работоспособность повышается в несколько раз».

Новое педагогическое мышление рассматривает сотрудничество учителя и учащихся как деятельность партнеров, стремящихся к единой цели. Учитель максимально учитывает особенности личности ребенка, изыскивает факторы, активизирующие личность. А главное, направляет эти факторы на развитие личности, повышение потенциала, воспитание способностей обучаемого. Учащемуся предоставляется самостоятельность, создаются условия для высказывания своей позиции, мнений. Деятельность мыслительная, познавательная, направленная на совершенствование стимулируется.

В новых условиях любое обучение направлено на воспитание нравственной личности, и поэтому нравственное воспитание становится вопросом общественной и государственной значимости. В деле воспитания нравственности начальное образование имеет огромное значение. Формирование учащегося как партнера учащегося в процессе образования зависит от умений и навыков, формируемых именно в начальных классах. Учащийся от пассивного участника образовательного процесса постепенно превращается в его исполнителя, для чего знания, запланированные для усвоения даются в проблемной форме, создаются условия для решения проблемы, проблемной ситуации вокруг обсуждаемого вопроса. Подобная методика в мировой педагогике появилась в 60-ые, а в российской в 70-ые годы прошлого столетия. Современная педагогическая мысль опирается на подобный положительный опыт. В то же время предусматривается совершенствование сути проблемного обучения, применяя её в новых условиях, в новых целях. В период независимого развития проблемное обучение призвано служить не только повышению эффективности усвоения знаний посредством повышения их активности, но и формированию личностных качеств, обеспечению нравственного развития учащихся.

«В национальной педагогике, - пишет К.Хусанбоева, - осуществляется подход к процессу обучения и воспитания на основе совершенно новых требований. В современной науке о воспитании задачи обучения и воспитания не ограничивается обеспечением учащегося совокупностью необходимых знаний. Перед ним ставится новые требования как, формирование и обогащение нравственности учащегося, пробуждение внутренней потребности в постоянном пополнении знаний, формирование навыков самостоятельного, логического, творческого мышления... Подобное отношение к образованию служит освобождению учащегося от стандартного мышления, подражательства. В этом отношении проблемное обучение является залогом обучения самостоятельному, логическому, гаучному, творческому мышлению, преодолению самостоятельно, с творческим подходом преград на этом пути».

Не смотря на то, что метод проблемного обучения используется сегодня для формирования внутренней потребности в получении знаний, и личностных качеств учащегося, его не стоит расценивать как универсальное средство. Отдельные цели могут быть достигнуты посредством традиционных методов.

В.Оконь, М.Махмутов, В.Кудрявцев, В.Маранцман, Н.Мачалова, А.Матюшкин и другие известные методисти обосновали, что внутренная потребность, побуждающая учащегося к интеллектуальной деятельности возникает в проблемных ситуациях, и благодаря интересу к познанию сущности вопроса, стоящего перед ним. Узбекские ученые-методисты К.Юлдашев, С.Матчонов, М.Мавлонова, М.Миркасимова рекомендуют использование проблемного обучения для формирования потенциала самостоятельного мышления.

Изменения в общественном сознании являются причиной обновления педагогической мысли, а трезвые принципы в педагогическом сознании и предусматривают совершенствование обучения и воспитания, в частности, содержания начального обучения, опираясь на данных принципах, на основе достижений науки, передового опыта. Внедрение в образование передовых педагогических технологий, обеспечение межпредметных связей, преемственности в начальном образовании определяет развитие и возможности нового педагогического мышления.

Содержание национального образования и воспитания находит свое отражение в учебных планах, программах, учебниках, методических пособиях и других документах. Если это содержание отражает сущность определенной научной концепции, каждый из них ориентируется на единую цель и содержание.

«Усовершенствованная учебная программа для начальных классов» имеет особое значение для определения содержания начального образования. Статус и значение учебной программы в том, что она устанавливает количество времени, отведенного на внеклассное чтение, поясняет методические вопросы целесообразного пользования им. Знания, умения и навыки, которыми должен овладеть учащийся, указаны для каждого класса в отдельности. К примеру, на «обучение грамоте и развитии речи» в 1-ом классе отводится 128 часов, во 2- классе на «чтение и развитие речи» - всего 136 часов, на «чтение и развитие речи» в классе 119 часов. В 3-ем классе на “чтение в классе и внеклассное и развитие речи отводится 170 часов, на «чтение и развитие речи» в классе 153 часов. В 4-ом классе на “чтение и развитие речи» отводится 170 часов, и на «чтение и развитие речи» в классе 153 часа.

Хочется особо подчеркнуть, не смотря на то, что материал, рекомендованный для внеклассного чтения собран в книге «Внеклассного чтения», в учебной программе указывается возможность выбора учителем образцов детской литературы с учетом возрастных особенностей, интересов и потребностей учащихся. Подобный подход наряду с тем, что предоставляет широкие возможности для творчества, поиска учителей, обеспечивает постоянное обновление, обогащение содержания материала внеклассного чтения. Значит, предусматривает постоянное совершенствование содержания обучения и воспитания.

Учебники для начальных классов, как и все другие, служат для формирования нравственности подрастающего поколения нации, и естественно, к ним предъявляются самые высокие требования. Концепция «Создании нового поколения учебника» предъявляет именно такие требования. Учебное или методическое пособие должно совершенствоваться из года в год, приводится в электронную форму, соответствующую веку информационных технологий.

Учебники создаются с учетом возрастных, физиологических, психических, нравственных особенностей учащихся. В то же время, итзвестно, любой учебник эффективен в случае оказания влияния на черты психики учащегося как потребности, стремления и возможности. Учебник, не соответствующий интересам, нравственным потребностям учащихся не может оказать влияния на развитие их способностей и возможностей.

Соответственно, для обеспечения качества образования важен уровень формирования навыков и умений работы с учебником. Важно, чтобы учебник отвечал всем требованиям, но еще важнее умение учащихся максимально использовать возможности учебника. Реализация данных возможностей зависит от мастерства учителя. Однако, залогом эффективности обучения является обучение учащегося самостоятельной работе с учебником. Учебные задания из учебника, также должны способствовать максимально полному и глубокому усвоению учащимися учебного материала. Вопросы, ориентированные на воспроизведение содержания текста, не оказывают должного влияния на чувства, мышление учащихся, и сводятся к механическому «пересказу». Подобного рода тексты не оставляют следа в нравственной сфере учащихся.

Из этого следует, что вопросы, как учебника, так и учителя, используемые в качестве раздаточного материала, должны составляться с опорой на принципы национального обучения и воспитания. Учебные вопросы и задания являются средством для создания условий для самостоятельного мышления, глубокого проникновения в сеть текста, и особенно полного восприятия художественных текстов. При работе над текстом внимание ученика обращают на характерные, требующие анализа элементы, фрагменты. Учащиеся начальной школы и особым интересом слушают сказки, приключенческие рассказы. Игровые методы вызывают у них особый интерес, что объясняется возрастными особенностями. Основным видом деятельности в данном возрасте остается игра. Это должно быть использовано для ориентации учащихся на творчество. Поиск, находчивость, чуткость, незаурядная память, способность к неожиданным ответам, умение находить выход из сложной ситуации, подвижность, присущие детям, должны быть использованы в педагогических целях. Опираясь на активность, богатое воображение учащихся, их нужно обучать составлению плана к тексту из «Книги для чтения»; отличать существенное и не существенное; аргументировать, систематизировать знания, рассуждать, что служит сознательному усвоению знаний. У учащихся формируются навыки логического рассуждения. Цель воспитания здоровой морали в национальном образовании - воспитание личности, свободно и самостоятельно мыслящей, творческой, созидающей, естественно, должно реализовываться в начальных классах, важном звене непрерывного образования.

Читайте также

Список литературы

  1. Йўлдошев Қ. Адабиёт ўқитишнинг илмий-назарий асослари. - Т.: Ўқитувчи, 1996. С. 19-20.
  2. Ҳусанбоева Қ. Адабиёт – маънавият ва мустақил фикр шакллантириш омили. - Т.: А.Навоий номидаги Ўзбекистон Миллий кутубхонаси, 2009. С. 128.
  3. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение. 1998. С. 87-98. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Просвещение. 1977.

Цитировать

Лутфетдинова, Р.Х. Педагогические основы начального образования / Р.Х. Лутфетдинова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 270-275. — URL: https://novainfo.ru/article/5656 (дата обращения: 21.01.2022).

Поделиться