Дошкольное образование является начальным звеном системы непрерывного образования. Оно обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. В полном соответствии с Национальной программой по подготовке кадров образование в стране реализуется в следующих видах:
- дошкольное
- общее среднее
- среднее специальное
- профессиональное образование
- высшее
- послевузовское образование
- повышение квалификации и переподготовка кадров
- внешкольное образование.
Дошкольное образование обеспечивает формирование здоровой, развитой личности ребенка, пробуждая тягу к учению, подготавливая к систематическому обучению. Осуществляется дошкольное образование до 6–7 летнего возраста в государственных и негосударственных детских дошкольных учреждениях и в семье.
Цель дошкольного образования — подготовка детей к обучению в школе, формирование здоровой, развитой, свободной личности ребенка, раскрытие его способностей, воспитание тяги к учебе, к систематическому обучению.
Охрана жизни и здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется штатными медицинскими работниками дошкольного образовательного учреждения, а также медицинскими работниками органа здравоохранения, закрепленного за дошкольным образовательным учреждением.
"регламентирует порядок и правила организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении, правила посещения детьми дошкольного образовательного учреждения, требования к организации охраны в здании дошкольного образовательного учреждения, требования к организации пожарной безопасности в дошкольном образовательном учреждении, требования к безопасности территории.
У дошкольного образования имеются определенные задачи:
- Воспитать здорового и развитого ребенка;
- Пробудить у малыша тягу к обретению знаний;
- Раскрыть способности чада;
- Подготовить дошкольника к систематическому педагогическому процессу.
В Узбекистане система дошкольного образования реализует педпрограммы всевозможной направленности, способствующие уходу, тщательному присмотру, воспитанию и активному оздоровлению деток от 2 до 7 лет.
Типы заведений дошкольного образования по направленности:
- Ясли, ясли-садик, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал;
- Заведение детского воспитания с функциями начального обучения – детский садик-школа;
- Учебная дошкольная организация, приоритетом которой выступают направления познания учащихся – язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое;
- Детский садик с компенсирующими методиками, где приоритетом является оказание квалифицированной корректорской помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом либо физическом развитии;
- Структура для присмотра и восстановления кондиций организма у ослабленных детей с выполнением процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера;
- Комбинированный садик – в основе группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.
Дошкольное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в соответствии с установленными государственными нормативами и требованиями, предъявляемыми к дошкольному образованию. - Содержание образования в дошкольном учреждении определяется программами, утвержденными или рекомендованными Министерством народного образования Республики Узбекистан. Дошкольные учреждения вправе использовать собственные (авторские) программы. Порядок утверждения таких программ устанавливается Министерством народного образования Республики Узбекистан.
- Режим работы дошкольного учреждения и длительность пребывания детей в нем определяются уставом дошкольного учреждения и решением учредителя. Допускается функционирование дошкольного учреждения (группы) в дневное и вечернее время, а также круглосуточно.
- В дошкольном учреждении обучение и воспитание детей ведется на государственном языке и других языках в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О государственном языке".
- Организация питания детей в дошкольном учреждении возлагается на дошкольное учреждение и осуществляется в соответствии с утвержденными в Республике Узбекистан санитарными правилами и нормами.
- Медицинское обслуживание детей обеспечивается как штатными медицинскими работниками, так и медицинскими работниками из закрепленных за дошкольными учреждениями органов здравоохранения, которые наряду с работниками дошкольного учреждения несут ответственность за жизнь, здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно- гигиенических норм, режим и качество питания. -Контроль за деятельностью медицинских работников возлагается на местные органы здравоохранения. Дошкольное учреждение предоставляет помещение и соответствующие условия для работы медицинского персонала.
- Штатные работники дошкольного учреждения проходят бесплатное медицинское обследование в органах здравоохранения, расходы на которые определяются в рамках государственных ассигнований. Порядок организации охраны жизни и здоровья детей в дошкольных учреждениях определяется Министерством народного образования совместно с Министерством здравоохранения Республики Узбекистан.
- Для выполнения своих уставных целей и задач дошкольное учреждение вправе оказывать дополнительные платные образовательные услуги сверх основных образовательных программ с учетом потребностей семьи на основе договора с родителями или лицами, их заменяющими. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.