Виды информационных систем в организации

NovaInfo 46, с.26-30, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Физико-математические науки
Просмотров за месяц: 53
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены понятия информации и информационных систем, приведена классификация информационных систем в организации.

Ключевые слова

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИЯ

Текст научной работы

На сегодняшний день информация играет важную роль в обществе, так как она связывает между собой различные материальные и интеллектуальные виды деятельности людей и выступает важнейшим ресурсом жизнедеятельности.

Для современных условий развития информационных технологий характерно все более широкое использование высокоэффективных автоматизированных информационных систем. Информационные системы предоставляют возможность осуществлять сбор и хранение информации, возможность передавать ее по назначению, осуществлять ее обработку, выявлять отклонения от намеченных показателей, производить анализ данных

На сегодняшний день любая организация имеет свою системы управления. Под системой управления понимается та часть производственной системы, для которой проектируется информационная система с использованием информационных технологий. Характеристика объекта управления включает в себя организационную, функциональную и информационную структуры.

Организационная структура представляется в виде схемы и ее описания. На схеме представляются уровни управления и взаимосвязь отделов. Более подробно описываются те элементы системы, для которых разрабатывается информационная система.

Функциональная структура включает в себя перечень функций по обработке данных и управлению, их взаимосвязь, которая отображается в тесной взаимосвязи с элементами организационной системы.

Информационная структура системы управления включает в себя схему документооборота, формы водных и выходных документов, используемые накопители информации, системы кодирования информации, показатели и реквизиты.

Схема документооборота изображается в тесной взаимосвязи с элементами организационной и функциональной структур и строится по правилам построения технологических схем обработки данных. Формы документов прилагаются к схеме. Описание документов сводится к характеристике содержащихся в них данных с указанием вида и максимальной разрядности в символах.

Информационным отображением всей предметной области экономического объекта служит информационная база экономической информационной системы (ЭИС).

Компонентами экономической информационной системы (ЭИС) являются:

  1. База данных
  2. Методы (алгоритмы) решения задач, записанные в виде программ
  3. ЭВМ как исполнитель алгоритмов
  4. Пользователи, то есть лица, которые используют результаты решения задач в своей профессиональной деятельности.

Также хотелось бы отметить недостаточное внимание, уделяемое в экономической теории исследованию информационных аспектов. Традиционные концепции обычно пренебрегают всесторонним анализом влияния информации на экономику, рассматривая лишь некоторые отдельные аспекты такового. При этом остаются практически не изученными такие важные вопросы как экономическая сущность информации, определение ее цены и стоимости, влияние информационных издержек на рыночное равновесие, качественное изменение мировой экономики под влиянием информационных факторов и многие другие. В качестве основного классификационного признака АИС целесообразно рассматривать особенности автоматизируемой профессиональной деятельности - процесса переработки входной информации для получения требуемой выходной информации, в котором АИС выступает в качестве инструмента должностного лица или группы должности лиц, участвующих в управлении организационной системой. В соответствии с предложенным классификационным признаком можно выделить следующие классы АИС:

  • автоматизированные системы управления (АСУ);
  • системы поддержки принятия решения (СППР);
  • автоматизированные информационно-вычислительные системы (АИВС);
  • автоматизированные системы обучения (АСО);
  • автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС).

Рассмотрим особенности каждого класса АИС и характеристики возможных видов АИС в составе каждого класса.

  1. Автоматизированные системы управления (АСУ). АСУ представляет собой АИС, предназначенную для автоматизации всех или большинства задач управления, решаемых коллективным органом управления группой управления и т.д. В зависимости от объекта управления различают АСУ персоналом и АСУ техническими средствами. АСУ является организационной и технической основной реализации рациональной технологии коллективного решения задач управления в различных условиях обстановки. В этой связи разработка рациональной технологии организационного управления является определяющим этапом создания любой АСУ.
  2. Системы поддержки принятий решений (СППР). СППР называется АИС, предназначенная для автоматизации деятельности конкретных должностных лиц при выполнении ими своих должностных (функциональных) обязанностей в процессе управления персоналом и (или) техническими средствами.
  3. Автоматизированные информационно-вычислительные системы(АИВС). АИВС предназначены для решения сложных в математическом отношении задач, требующих больших объемов самой разнообразной информации. В зависимости от специфики области деятельности, в которых используется АИВС, различают следующие виды этих систем.
  4. Информационно-расчетные системы (ИРС). Эти системы предназначены для обеспечения оперативных расчетов и автоматизации обмена информацией между рабочими местами в пределах некоторой организации или системы организаций.
  5. Системы автоматизации проектирования (САПР). Эти системы предназначены для автоматизации деятельности подразделений проектной организации или коллектива специалистов в процессе разработки проектов изделий на основе применения единой информационной базы, математических и графических моделей, автоматизированных проектных и конструкторских процедур.
  6. Проблемно-ориентированные имитационные системы (ПОИС). Эти системы предназначены для автоматизации разработки имитационных моделей в некоторой предметной области.
  7. Моделирующие центры (МЦ). Это АИС, представляющая собой комплекс готовых к использованию моделей, объединенных единой предметной областью, информационной базой и языком общения с пользователями .
  8. Автоматизированные системы обучения(АСО). Одним из возможных путей преодоления трудностей является создание АСО - АИС, предназначенных для автоматизации подготовки специалистов с участием или без участия преподавателя и обеспечивающих обучения, подготовку учебных курсов, управление процессом обучения и оценку его результатов. Основными видами АСО являются автоматизированные системы программированного обучения (АСПО), системы обучения деловым играм (АСОДИ), тренажеры и тренажерные классы (ТТК). АСПО ориентированы на обучение в основном по теоретическим разделам курсов и дисциплин. В зависимости от действий обучаемого и его ответов на поставленные вопросы АСПО формирует очередную дозу представляемой информации. АСОДИ предназначены для подготовки и проведения деловых игр, сущность которых заключается в имитации принятия должностным лицами индивидуальных и групповых решений в различных проблемных ситуациях путем игры по заданным правилам. Технической базой АСОДИ являются высокопроизводительные ЭМВ или локальные вычислительные сети (ЛВС), а методической базой, как правило, является имитационное моделирование на ЭМВ.
  9. Автоматизированные информационно-справочные системы (АИСС). Это АИС, предназначенная для сбора, хранения, поиска и выдачи в требуемом виде потребителям информацией различают следующие виды АИСС:
    • Автоматизированные архивы (АА);
    • Автоматизированные системы делопроизводства (АСД);
    • Автоматизированные справочники и картотеки;
    • Автоматизированные системы ведения электронных карт местности (АСВЭКМ) и др.

Делая вывод, можно сказать, что информация играет очень важную роль как для общества, так и для организации в целом. На сегодняшний день существует множество информационных систем для управления организацией. Все они важны и нужны, потому что при помощи них управление становится проще, различные операции производятся быстрее и работнику его работа доставляет только радость.

Читайте также

Список литературы

  1. Шарафутдинов А.Г. Реформирование как основа становления сельского хозяйства. Сборник: Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 171-172.
  2. Абдыгалиева А.М., Шарафутдинов А.Г. Проект автоматизации бухгалтерского учета в СХПК (коопхоз) "нива" благовещенского района республики Башкортостан Сборник: Актуальные вопросы экономико-статистического исследования и информационных технологий сборник научных статей: посвящается 40-летию создания кафедры "Статистики и информационных систем в экономике". МСХ РФ, Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2011. С. 337-338.
  3. Шарафутдинов А.Г., Мухамадиев А.А. информационные технологии как обыденность функционирования современных компаний Сборник: Информационные технологии в жизни современного человека Материалы IV международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Зарайский А. А.. 2014. С. 90-92.
  4. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А. Информация и информационные процессы. Омск, 2009.
  5. Афанасьев С.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. Москва: Экономика, 2007.
  6. Рковски П. Информационный бизнес: взгляд изнутри. // Мировая экономика и международные отношения// №8, 1999.
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Москва» Дело» 1992.
  8. Русинов Ф., Журавлев А. Конкурентноспособность: образование, информационный потенциал, принятие управленческих решений.// Консультант директора, №2(14), январь 2010.

Цитировать

Гиниятуллина, Р.Р. Виды информационных систем в организации / Р.Р. Гиниятуллина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 46. — С. 26-30. — URL: https://novainfo.ru/article/6366 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться