Отражение специфики поколения миллениума в СМИ

NovaInfo 47, с.236-242
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье описываются результаты исследований американских ученых, которые посвящены теории поколений 20 века. На их основе автор анализирует и структурирует современные публикации российских и зарубежных СМИ о поколении Миллениум. Особое внимание уделяется отличительным характеристикам миллениалов от других поколений, а также мнению о них работодателей и современных массмедийных изданий.

Ключевые слова

ЖУРНАЛ, СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ, СТАТЬЯ, СМИ, МЕДИА, МОЛОДЕЖЬ, ТЕОРИЯ ПОКОЛЕНИЙ, ПОКОЛЕНИЕ Y, МИЛЛЕНИУМ, МИЛЛЕНИАЛЫ

Текст научной работы

В 2013 г. Джоэл Стейн опубликовал статью в журнале «Time» под названием «Миллениалы: поколение ЯЯЯ» [1], где он называл все современное поколение молодых людей нарциссами и эгоистами, не способными справиться с вызовами, которые готовит им жизнь. Такой вывод привлек внимание широкой общественности, вследствие чего позже многие ученые и крупные издания стали опубликовывать свои аргументы «за» и «против» подобного высказывания.

Поколение – это одновременно живущие люди (особи) близкого возраста [2]. Традиционно данное понятие строится на выявлении межпоколенных различий, и происходит это на основе следующих критериев:

  1. Возраст;
  2. Причастность к какому-либо историческому событию.

В начале 90-х годов XX века два американских исследователя – историк Вильям Штраус и экономист, демограф Нейл Хоув – независимо друг от друга начали изучать популярный социальный феномен – конфликт поколений. При этом оба ученых пришли к одинаковым результатам. Им казалось странным, что модели поведения людей, которые принадлежали к одному поколению, полностью отличаются от моделей поведения представителей других поколений в пору того же возраста, однако при этом с прапрадедами были явные сходства [3].

Встретившись в Вашингтоне в 1991 году, ученые обсудили свои работы и выпустили совместную книгу Generations («Поколения»), где Штраус и Хоув проследили изменения, происходившие в поведении американского социума со времен Колумба.

На основе своих исследований выделили четыре периода развития, каждый из которых соответствовал определенному поколению:

  • 1900–1922 гг. – поколение GI, или «поколение победителей»;
  • 1923–1942 гг. – «молчаливое» поколение;
  • 1943–1964 гг. – поколение «беби-бумеров»;
  • 1965–1982 гг. – поколение X;
  • 1983–2000 гг. – поколение Y;
  • 2001 г. – до настоящего времени – поколение Z.

В основу теории исследователи положили мысль о том, что поведение человека зависит от условий проживания и воспитания до 12-14 лет, поскольку собственная система ценностей у человека формируется именно до этого периода. Например, если ребенок рождается в период кризиса или войны, он осваивает те технологии, которые работают именно в то время. Также формируются и его ценности: умение довольствоваться малым и экономить.

Несмотря на то, что изначально теория Штрауса и Хоува была направлена на изучение англо-американской теории, она получает широкое распространение во многих странах мира, в том числе и в России. Дело в том, что из-за появления Интернета и распространения мобильной связи ценности поколений во многих странах становятся идентичными.

К поколению Миллениума, или поколению Y, относят тех, кто родился в 1983–2000 годы. Сейчас его представителям от 16 до 33 лет, и у некоторых из них ценности продолжают формироваться до сих пор [4].

Очень часто эксперты называют «игреков» «поколением бумеранга» или «поколением Питера Пэна», поскольку они нередко остаются жить в родительском доме и оттягивают переход во взрослую жизнь на более долгий срок. В статье интернет-издания Daily Herald доктор Ларри Нельсон отмечает, что поколение «игрек» не торопится принимать на себя обязательства взрослой жизни из-за негативного примера предыдущего поколения: «Предыдущие поколения обзаводились семьями, начинали карьеру – и делали это незамедлительно. И сегодня молодые люди видят: имея такой подход к жизни, их родители развелись и имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения «игрек» хочет семью, но они хотят сделать правильный выбор с первого раза, и то же самое с работой».

«Познай самого себя». «Будь собой». «Оставайся верным себе» [5]. Под лозунгами индивидуализма миллениалы победили традиционный брак и поменяли отношение к одиночеству. Не то чтобы раньше одинокий человек не имел права на свое маленькое одинокое счастье – имел, но все-таки был вынужден мириться с фактом, что в мире, где большинство подчиняется библейскому принципу «каждой твари по паре», существует только один официальный вариант отношений. «Тебе не нужно их одобрение», — так крупнейший теоретик поколения игрек Джин Твендж озаглавила первую главу своей книги Generation Me [5].

Молодежный журнал «FURFUR» поддерживает мнение специалистов и пишет, что миллениалы склонны сохранять высокий идеал брака и просто не торопятся повторять ошибки своих родителей [6]. Их спутник жизни должен быть поистине многозадачным: и лучшим другом, и идеальным партнером, и заботливым родителем, и просто симпатичным человеком. Проблема заключается только в одном: таких людей не бывает. И каждый, кто настроен на создание серьезных отношений, это понимает. Так американские демографы исследовательского центра Pew недавно высказали опасение, что более 25 % молодых людей в возрасте до 35 лет останутся одинокими навсегда.

Поменялась система ценностей поколения Y и по отношению работе. Теперь, по мнению журналиста «Cosmopolitan», основными интересами для миллениумов стали не стабильность и карьерное продвижение в одной компании, а возможность быстро достичь карьерных высот и получать достойную зарплату [7].

Один из распространенных на большинстве собеседований вопросов «Кем вы видите себя в нашей компании через 5, 7 или 10 лет?» вполне мог вызвать у игрека приступ смеха, ведь он будет находиться в этой компании ровно столько, сколько ему будет казаться это интересным. Вполне возможно, что через год молодому человеку захочется попробовать себя в чем-то еще. При этом он может выбрать совершенно другое направление – так начинающий экономист способен удариться в журналистику, и наоборот.

Ожидается, что к 2025 году миллениалы составят 75 % трудоспособного населения, однако не будут сотрудниками в прямом смысле этого слова. По статистике, отмечает блогер популярного блога «Лайфакер», молодежь не задерживается на одной работе более трех лет. Кроме того, в последние годы среди них появилась новая тенденция – строить собственный бизнес или просто работать на себя. Многие ради этого не боятся бросать колледжи или вузы и отказываются работать «на дядю» [8].

«Недавно один из наших сотрудников уволился, потому что решил поехать в Италию обучаться дизайну, – рассказывает Екатерина Ухова, руководитель группы услуг в области управления эффективностью деятельности и мотивации персонала в СНГ компании EY (раньше Ernst & Young). – Еще несколько лет назад такую ситуацию невозможно было представить» [9].

EY каждый год набирает в России около 500 выпускников вузов. Текучесть 15 % здесь считается нормальной: аудиторские и консалтинговые компании придерживаются известного принципа «продвигайся или убирайся». Однако несколько лет назад менеджеры почувствовали: молодежь пошла другая. «Кандидаты уже не убеждают: «Возьмите меня», а сначала задают вопрос: «Что вы мне предложите?» – продолжает Ухова. – Раньше из десяти человек мы троих со временем отсеивали, потому что они не справлялись с работой. Сегодня еще трое уходят сами, потому что у них остается мало времени на себя и свои увлечения». Игреки признаются: для 72 % из них важна интересная работа, а для 41 % – гибкий график.

В своей статье журналист интернет-версии газеты «The New York Times» подчеркивает: «Почти две трети (64 %) игреков сказали, что они предпочли бы заработать $40,000 в год на работе, которую они любят, чем $100,000 в год на работе, на которой им скучно» (пер. автора) [10].

Однако многие работодатели видят в современном поколении те качества, которых порой так не хватает их старшим сотрудникам: это амбициозность и способность выходить из «зоны комфорта». Как говорит в интервью журналу «Forbes» один из генеральных директоров, глава крупного индустриального холдинга: «Я не люблю тех, кто приходит в компанию с именем за строчкой в резюме и рассчитывает пересидеть в ней пару лет. Такие люди озадачены только тем, чтобы не сделать ошибку, не подставиться. Я люблю людей, которые хотят что-то сделать и готовы самоотверженно этого добиваться, а не «высиживать» должность» [11].

Средства массовой информации достаточно противоречиво оценивают представителей современного поколения. В основном, они опираются не на собственный опыт, а на результаты различных исследований, проведенных экспертами.

Так на сайте журнала «Cosmopolitan» редактор К. Гудихина с первых строк обвиняет игреков в том, что они не знают, чего хотят на самом деле. При этом она подчеркивает, что их нельзя назвать легкомысленными и меркантильными. Наоборот, многие представители этого поколения задумываются о собственном бизнесе, разработке новых идей и инновационных открытиях. Их индикатором успеха является «сочетание больших денег и шанс заниматься интересной работой». К. Гудихина вроде делает собственные выводы, но в начале своей статьи отталкивается от исследований сайта компании Hays (hays.com) [7].

Аналогичного мнения придерживаются эксперты электронной версии журнала «Forbes». Например, руководитель практики развития лидерства RosExpert Г. Рогозина также отмечает мобильность младших поколений. Она приводит в пример своего знакомого, президента металлургической компании, который полагается на высокий личностный и интеллектуальный потенциал молодых работников и мотивирует их самостоятельно искать решения [11]. В отличие от К. Гудихиной автор этой статьи ссылается уже на собственный опыт и опыт своих коллег, приводя их профессиональные примеры.

Так, в одной компании решили произвести смелую ротацию и поменяли местами генерального директора комбината и директора по продажам, представителя поколения Миллениум. Хорошо образованный и прогрессивный новый руководитель комбината верил, что со сменой стратегии все изменения начнут происходить очень быстро. Однако он не учел, как тяжело работать с хорошо отлаженной годами системой. Ему необходимо было изучить каждую деталь предприятия и найти среди них слабые места, через которые уже и внедрять свою стратегию, а также заручиться поддержкой ключевых людей, кто транслировал бы новые идеи сверху вниз. В итоге, встретившись лицом к лицу с рутинной работой, новый гендиректор комбината быстро потерял интерес к ней, а заодно и контроль над ситуацией.

В отличие от первых двух изданий, газета «Ведомости» позитивно настроена относительно игреков. Автор статьи Е. Науменко проводит сравнительный анализ между поколениями беби-бумеров, Х-ов и миллениалов [12]. Например, автор ругает молодежь поколения Х, за то, что «они книжек не читали», но сейчас не нужны библиотеки и толстые энциклопедии – достаточно, по ее мнению, воспользоваться электронными гаджетами. На наш взгляд, Е. Науменко приводит неправдоподобный аргумент. Нельзя сравнить чтение книг с поиском необходимой информации, которая нужна здесь и сейчас. Миллениалы действительно окружены гаджетами, и если необходимо узнать, как сварить суп, то легче просто вбить это в поисковой строке. Но никто не отменял прочтение книги просто ради самой книги и ее сюжета, пусть не в бумажном переплете, а ее электронную версию.

Далее автор статьи говорит, что на сегодняшнюю молодежь ежедневно «выливается» огромное количество информации, поэтому ей свойственна некая избирательность. Молодые стараются ухватить то, что «кажется им важным, полезным, интересным» [12]. Об этом же пишет К.В. Дементьева в статье «Роль региональной прессы в трансформирующемся социуме» [13].

Кроме того, Е. Науменко дает некоторые советы в общении с игреками: нужно задать определенные временные рамки, потому что они ценят каждую минуту, и хвалить миллениалов за хорошо выполненную работу. Причем, отмечает автор статьи, если поколение Х сложно воспринимало похвалу, то есть они смущались и от смущения допускали в работе ошибки, то для игреков «подобное не свойственно – напротив, похвала отлично их мотивирует». На мой взгляд, Е. Науменко вновь приводит здесь ошибочное, ничем неподкрепленное суждение. Не все люди, относящиеся к тому или иному поколению, уверены в себе, или, наоборот, не уверены. Уверенность целиком и полностью зависит от особенностей отдельного индивида. Все мы, невзирая на принадлежность к тому или иному поколению, люди, и каждый может допустить ошибку, почувствовав, что на него возлагают большие надежды.

Помимо этого, газета «Ведомости» опубликовала на своем сайте статью из издания The Wall Street Journal «Летучая молодежь», где ее автор, Линдсей Гелман, отмечает, что работодатели тратят все больше сил на то, чтобы удержать сотрудников [14]. Гиганты вроде Coca-Cola и Visa недавно сделали послабления в дресс-коде и ввели «советы молодежи», которые высказываются по всем ключевым вопросам: от концепции маркетинговых кампаний до трудовой политики. Так компании Ernst & Young и Philips запустили программу стажировки за рубежом, чтобы молодежь повидала мир и поучилась лидерству. Сайт онлайн-объявлений RetailMeNot привлекает собственных юных работников к найму молодых кандидатов. Однако наиболее эффективным методом для привлечения молодежи стала именно геймификация, то есть использование игровых инструментов в неигровых процессах. Проще говоря, это превращение рутины в увлекательное занятие.

Таким образом, мы видим, что эксперты и СМИ придерживаются двоякого мнения о современной молодежи. Одни указывают в своих материалах на их самоуверенность в сочетании с не профессиональностью, другие же, наоборот, поддерживают оптимизм Миллениума и способность с легкостью выходить из «зоны комфорта».

Читайте также

Список литературы

  1. Joel Stein Millennials: The Me Me Me Generation [Электронный ресурс] // интернет-версия журнала «Time» – Режим доступа : http://time.com/247/millennials-the-me-me-me-generation/.
  2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азбуковник, 1997. – С. 550.
  3. Чумаков В. За Икса не отвечаю / В. Чумаков // Идея Икс. – № 11. – 2009. – С. 13.
  4. Хомякова Е. И. «Поколение Y» в контексте социального взаимодействия в современном обществе / Е. И. Хомяков // Известия Томского политехнического университета. – № 6. – 2011. – Режим доступа : http://cyberleninka.ru/article/n/pokolenie-y-v-kontekste-sotsialnogo-vzaimodeystviya-v-sovremennom-obschestve.
  5. Jean M. Twenge. Generation Me: Why Today’s Young Americans Are More Confident, Assertive, Entitled – And More Miserable Than Ever Before / Jean M. Twenge. – USA : Free Press, 2006. – 292 с.
  6. Не очень-то и хотелось: почему мы перестали заводить постоянные отношения [Электронный ресурс] // Ежедневный молодежный журнал «FURFUR». – Режим доступа : http://www.furfur.me/furfur/changes/changes/178709-aseksualnost.
  7. Гудихина К. «Поколение Y» выбирает креативность, скорость и большие деньги [Электронный ресурс] // Электронная версия журнала «Cosmopolitan». – Режим доступа : http://www.cosmo.ru/psychology/career/pokolenie-y-vybiraet-kreativnost-skorost-i-bolshie-dengi/.
  8. Шлапакова К. Почему миллениалы хотят работать на себя [Электронный ресурс] // Молодежный блог «Лайфхакер». – Режим доступа : http://lifehacker.ru/2014/08/22/millenialy-rabotaut-na-sebya/.
  9. Фуколова Ю. Игрек неизвестный // сайт-проект RuGenerations. – Режим доступа : http://rugenerations.su/tag/поколение-y/.
  10. Sam Tanenhaus. Generation Nice [Электронный ресурс] // интернет-версия газеты «The New York Times» – Режим доступа : http://www.nytimes.com/2014/08/17/fashion/the-millennials-are-generation-nice.html?_r=0.
  11. Рогозина Г. Свежая кровь // Интернет-версия журнала «Forbes». – Режим доступа : http://www.forbes.ru/karera-column/rynok-truda/54399-svezhaya-krov.
  12. Науменко Е. Опыт: Люди Х и люди Y: извлечь обоюдную выгоду // Онлайн-версия газеты «Ведомости». – Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2013/10/30/lyudi-h-i-lyudi-y-izvlech-oboyudnuyu-vygodu.
  13. Дементьева К.В. Роль региональной прессы в трансформирующемся социуме / К. В. Дементьева // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. – 2015. – № 4. – С. 28-33.
  14. Гелман Л. Работодатели США научились выжимать максимум из непоседливого поколения Y // Онлайн-издание газеты «Ведомости». – Режим доступа : http://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2015/05/20/letuchaya-molodezh.

Цитировать

Долгова, Ю.С. Отражение специфики поколения миллениума в СМИ / Ю.С. Долгова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 236-242. — URL: https://novainfo.ru/article/6551 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться