Критерии оценивания качества проведения преподавателем лабораторного занятия в техническом вузе в условиях компетентностного подхода

NovaInfo 47, с.254-258, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В работе рассматривается основные критерии оценивания открытого лабораторного занятия по физике. Учитывается общекультурные и профессиональные компетенции, формируемые у студентов в ходе изучения физики в техническом вузе.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИИ, ФИЗИКА, ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ, КАЧЕСТВО, ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Текст научной работы

Одной из главных направлений модернизации высшего образования стало решение проблемы качества полученных в вузе студентами знаний. Студент не получит качественные знания, соответствующие новым требованиям, если педагог при организации лекционных, лабораторных и практических занятий не учитывает эти требования. Согласно новым требованиям помимо выдачи академического материала по изучаемой дисциплине педагог должен формировать в ходе изучения дисциплины общекультурные и профессиональные компетенции. К примеру, для направления подготовки 18.03.01 «Химическая технология» в ходе освоения дисциплины физика педагог должен формировать следующие компетенции:

ОК-7: способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способен приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук

ОК-12: способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

ПК-7: способен и готов осуществлять технологический процесс в соответствии с регламентом и использовать технические средства для измерения основных параметров технологического процесса, свойств сырья и продукции

ПК-8: умеет составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональной (физический) смысл полученного математического результата

ПК-21: умеет планировать и проводить физические и химические эксперименты, проводить обработку их результатов и оценивать погрешности, математически моделировать физические и химические процессы и явления, выдвигать гипотезы и устанавливать границы их применения

ПК-24: умеет использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний, для понимания принципов работы приборов и устройств, в том числе за пределы компетентности конкретного направления.

Качество преподавания физики влияет в дальнейшем на хорошую организацию студента в освоении технических дисциплин и формирование профессиональных компетенций. Качество невозможно без постоянного контроля организации занятий.

Опираясь на работу [1] в которой рассматривается основные требования к оценке качества вузовской лекции, выделим основные критерии оценки лабораторного занятия по физике. На освоение лабораторного практикума студентам, как правило, отводится достаточное весомое количества часов от общего количества, поэтому проводя анализ качества проведения лабораторного занятия можно судить не только о профессиональных качествах педагога, но и о степени сформированности общекультурных и профессиональных компетенций.

Оценка любого лабораторного занятия должна складываться из:

Самооценки преподавателя. Преподаватель дает оценку открытого занятия, с целью дальнейшей работы по ее совершенствованию, аргументирует выбранную методику, выявляет причины падения интереса студентов и т.д.

Оценки комиссии. В ходе проведения лабораторного занятия комиссия оценивает организацию, содержание, методику проведения, руководство работой студентов, профессиональные данные преподавателя и результативность.

Оценки студентами. В ходе анкетирования и беседы со студентами делается вывод о качестве проведенного занятия.

При оценке открытого лабораторного занятия необходимо учитывать следующие критерии:

  1. Оценка организации лабораторного занятия:
    • соответствие темы и объема (количества часов), отводимых на занятие, тематическому плану, представленной в рабочей программе;
    • своевременность начала и окончание занятия;
    • подготовленность и активность студентов на занятии;
    • наличие методических указаний, подготовка лабораторных установок к работе, компьютера и наличие компьютерных программ для обработки результатов эксперимента;
    • наличие инструкции по технике безопасности.
  2. Оценка содержания лабораторного занятия:
    • четкость и лаконичность формулировки цели занятия;
    • профессиональная направленность занятия;
    • точность и достоверность приведенной информации;
    • отражение в заданиях современного уровня развития науки, производства;
    • отражение в методических указаниях заданий на формирование общекультурных и профессиональных компетенций соответствующей данному направлению подготовки;
    • реализация внутридисциплинарных и междисциплинарных связей;
    • посильность и оптимальность объема изучаемого материала;
    • наличие заданий по формированию умений обработки результатов эксперимента в табличном и текстовом формате.
  3. Оценка методики проведения лабораторного занятия:
    • обоснованность выбора и использования соответствующей методики обучения в соответствии с формируемыми компетенциями;
    • наличие структуры занятия (введение, основная часть, заключение)
    • аргументированность состава заданий работы;
    • ясность и четкость требований к результатам работы;
    • наличие в методических материалах методов статистической обработки материала, графического анализа.
  4. Критерии оценки эффективности деятельности преподавателя на занятии:
    • рациональность и эффективность использования времени занятия;
    • оказание помощи студентам в выполнении заданий и устранение возникших трудностей у студентов;
    • привитие студентам навыков самостоятельной работы;
    • дифференцированное оценивание результатов работы на занятии всех студентов;
    • осуществление текущего контроля выполнения заданий и подготовки отчетов по результатам выполнения.
  5. Критерии оценки деятельности студентов:
    • степень дисциплинированности;
    • степень организованности и заинтересованности студентов;
    • степень познавательной активности студентов;
    • включенность студентов в самостоятельную работу во время занятия;
  6. Критерии оценки профессиональных данных преподавателя:
    • знание дисциплины, профессиональная компетентность;
    • отношение преподавателя к студентам;
    • манера поведения, умение держаться перед аудиторией, умение взаимодействовать со всеми студентами;
    • дисциплинированность;
    • культура речи, дикция.
  7. Критерии оценки результатов лабораторного занятия:
    • степень реализации цели;
    • степень выполнения заданий всеми студентами;
    • качество выполненной работы;
    • степень освоения общекультурных и профессиональных компетенций;
    • наличие оценки работы всех студентов.

Все посетившие занятие оформляют заключение о качестве проведения открытого занятия, в котором оценивается уровень организации занятия, содержание и методика его проведения и т.д. Эти параметры должны быть отражены в итоговой оценке качества проведения занятия по семи представленным критериям, которая выставляется по 3-балльной шкале: 1 – удовлетворительная оценка. Работа ведется на относительно приемлемом уровне. Имеются отдельные недостатки. 2 – хорошая оценка. Работа ведется на достаточно хорошем уровне. Недостатки малочисленны, несущественны и легко исправимы. 3 –высокая. Практически полностью соответствует предъявляемым требованиям.

По итогам проведения показательного занятия в выводе должны быть отражены те особенности занятия, которые рекомендуются для: - внедрения в практику других преподавателей,- участия в конкурсах, - проведения на уровне вуза мастер-классов, творческих мастерских и т.п.

Читайте также

Список литературы

  1. Андриенко А.С., Апанасенко О.Н., Мустафина Г.А. и др. Педагогика-Семья-Школа. Монография Том. 12 Воронеж 2007.
  2. Бинеева Ф.Н., Рахманкулова Г.А. Формирование логического мышления студентов технического вуза в преподавании физики [Электронный ресурс] / 10-я научно-практическая конференция проф.-препод. состава ВПИ (филиал) ВолгГТУ (Волжский, 27-28 янв. 2011 г.) : сб. матер. [тез. докл.] конф. / ВПИ (филиал) ВолгГТУ. - Волгоград, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - C. 204-206.
  3. Рахманкулова Г.А., Кузьмин С.Ю., Мустафина Д.А., Ребро И.В. Формирование инженерного мышления студентов через исследовательскую деятельность: монография / [Б. м.] : Издательские решения [По лицензии Ridero], 2015. - 113 с

Цитировать

Рахманкулова, Г.А. Критерии оценивания качества проведения преподавателем лабораторного занятия в техническом вузе в условиях компетентностного подхода / Г.А. Рахманкулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 254-258. — URL: https://novainfo.ru/article/6581 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться