Формирование профессиональных компетенций студентов средствами самостоятельной работы на практических занятиях по физике

NovaInfo 47, с.245-248, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается методика формирования профессиональных компетенций средствами самостоятельной работы при решении физических задач.

Ключевые слова

КОМПЕТЕНЦИИ, ФИЗИКА, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ

Текст научной работы

Необходимым условием для повышения достижения успеха в профессиональной деятельности современного специалиста является непрерывное обучение на протяжении всей жизни. Заканчивая высшее учебное заведение, молодой специалист должен обладать, наряду с профессиональными знаниями и умениями, способностью к самообразованию, что и является одной из главных задач образовательного процесса.

Вместе с тем практика показывает, что первокурсники не готовы к самостоятельной учебной деятельности. За время школьного обучения выпускники не приобретают достаточных навыков самостоятельной работы. По обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, его можно распределить [2]. Перед преподавателем каждой учебной дисциплины в вузе ставиться задача, максимально используя особенности предмета помощь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование умений и навыков самостоятельной деятельности.

Основная особенность при организации самостоятельной работы студентов по физике – сокращение времени аудиторных занятий при неизменном качестве образования, поэтому важно правильно организовать самостоятельную деятельность. Задача преподавателя – помочь студенту в развитии его творческой самостоятельности, которое будет проходить наиболее эффективно, если максимально использовать и стимулировать индивидуальную творческую деятельность студента.

При внедрении в учебный процесс самостоятельной работы основополагающими направлениями являются мотивация самостоятельной работы; формирование и развитие знаний, умений и навыков ведения исследовательской деятельности с упором на творчество и самостоятельность; возможность применить полученные знания для практически значимых задач современного общества.

Опираясь на исследования Г. Ф. Бушона [1], мы выделяем основные компоненты организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе:

  • соблюдение требовательных, но доброжелательных отношений преподавателя со студентами;
  • создание необходимой психологической настроенности студентов на решение задач;
  • прививать умение самостоятельно решать задачи на практических занятиях и в процессе выполнения самостоятельной домашней работы студентов;
  • прививать умение самостоятельно решать экспериментальные и творческие задачи, связанные с производством и находить решения возникающих технических проблем;
  • прививать умения самостоятельно проводить научные исследования в частных прикладных задач.

Большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов открывают практические занятия. Преподаватель, организуя самостоятельную деятельность студентов должен подбирать содержательные и поучительные задачи, разрабатывать систему вопросов для всестороннего анализа задачи, привлекать к ее решению всех студентов с учетом их индивидуальных особенностей. На практических занятиях основную роль играет функция обобщения и систематизации знаний.

В процессе выполнения исследовательских, творческих заданий студенты осваивают профессиональные компетенции, такие как умение, использовать знания основных физических теорий для решения физических задач, самостоятельного приобретения физических знаний (ПК-24)

Приведем пример организации самостоятельной работы на практическом занятии по теме «Динамика поступательного движения твердого тела». Преподаватель сначала на простых типовых задачах знакомит студентов с методикой решения задач по данной теме. Далее предлагается базовая задача, на основе которой в дальнейшем обучает исследовательским навыкам решения физических задач, что в свою очередь развивает творческое мышление. Студентам предлагается самостоятельно решить данную задачу.

Тело соскальзывает без начальной скорости с наклонной плоскости. Угол наклона плоскости к горизонту 45°. Зависимость пройденного телом расстояния от времени даётся уравнением S=ct2 где c=const. Найти коэффициент трения тела о плоскость.

При анализе решения задачи, студенты выполняют следующие задания:

  • расставить все силы, действующие на каждое тело;
  • выбрать соответствующую систему отсчета;
  • написать второй закон Ньютона, в форме векторной и скалярной.

Большинство студентов справляются с таким заданием, поскольку задача типовая. Преподаватель контролирует процесс самостоятельного решения задачи, по мере необходимости, консультирует, устраняет недочеты в решении задачи студентами. В тетради у большинства студентов появляется примерное решение, в случае необходимости решение дублируется на доске.

После освоения типовой задачи преподаватель, активизируя познавательную деятельность студентов, путем методически проработанных вопросов предлагает им переформулировать условие, при этом необходимо изменить параметры условия, дополнить, и усложнить ее. В ходе обсуждений преподаватель обучает исследовательским навыкам решения задачи. В результате возникают следующие исследовательские задачи:

«Зависимость пройденного телом расстояния от времени задаётся произвольным уравнением движения»

«Если клин движется с ускорением а=1м/с2. Определить коэффициент трения между телом и клином. Коэффициент трения между столом и клином: 1) отсутствует; 2) 0,1.»

«Если клин неподвижен, а система находится в вагоне, который движется с ускорением а=1м/с2: 1) вправо 2) влево. Определить коэффициент трения между телом и клином. Коэффициент трения между столом и клином: 1) отсутствует; 2) 0,1.»

«Если клин неподвижен, а система находится в лифте, который движется с ускорением а=1м/с2: 1) вверх 2) вниз. Определить коэффициент трения между телом и клином. Коэффициент трения между столом и клином: 1) отсутствует; 2) 0,1.»

После обсуждений по решению усложненной задачи учебную группу делим на подгруппы, с учетом индивидуальных особенностей студентов. Каждая подгруппа решают по выбору из предложенных вариантов. В данном случае создается атмосфера свободных суждений и борьбы мнений, в которой вырабатывается умение решать задачу. Данный подход показывает, что традиционная в прошлом форма проведения занятия, при которой студент решают задачу на доске, а остальные копируют в тетрадях, в современных условиях может иметь только эпизодическое применение.

Читайте также

Список литературы

  1. Бушон Г.Ф, Венгер Е.Ф. Методика преподавания курса общей физики в высшей школе: учебное пособие, Киев «Наукова думка», 2000- с.300.
  2. Рахманкулова, Г.А. Организация самостоятельной работы студентов по решению физических задач в техническом вузе [Электронный ресурс] / Г.А. Рахманкулова, Ф.Н. Бинеева, Д.А. Мустафина // Взаимодействие предприятий и вузов по повышению эффективности производства и инновационной деятельности : сб. докл. VII межрегион. науч.-практ. конф. (г. Волжский, 19-20 мая 2011 г.) / ВПИ (филиал) ВолгГТУ [и др.]. - Волгоград, 2011. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - C. 33-36
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. Изд.второе, доп., испр. и прераб.-М.: Логос, 2001.-384с

Цитировать

Рахманкулова, Г.А. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами самостоятельной работы на практических занятиях по физике / Г.А. Рахманкулова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 245-248. — URL: https://novainfo.ru/article/6652 (дата обращения: 11.08.2022).

Поделиться