Классификация психологических типов собеседников

NovaInfo 47, с.282-286, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 11
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые распространенные типологии собеседников. Общаясь с различными типами собеседников, важно уметь их распознавать и учитывать индивидуальные особенности.

Ключевые слова

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, СОБЕСЕДНИК, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ

Текст научной работы

Человек – существо социальное, и общение является неотъемлемой частью его жизни. При этом каждый человек уникален и обладает рядом индивидуальных психологических качеств и неповторимую манеру общения. [1; 2]. Но все же существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы. Вокруг нас есть все психологические типы. Важно, общаясь с ними, уметь их распознавать и учитывать их особенности [6].

Существуют различные типологии. Рассмотрим некоторые из них [3; 11].

Прогрессивный американский психолог, основатель семейного консультирования В. Сатир, исходя из психологических качеств личности, выделяет следующие типы собеседников:

Предупредительный тип – такой человек в разговоре стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Он говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение, соглашается с любой критикой в свой адрес, благодарен уже за то, что с ним разговаривают. Такого человека иногда называют миролюбцем. Предупредительный тип в беседе скажет: «Извините пожалуйста, у меня ничего не получается, а Вы так хорошо все знаете и умеете».

Обвинительный тип – это такой человек, постоянно ищет виновных. Он – диктатор, хозяин ситуации, часто ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими, получает от этого удовольствие. В глубине сознания он знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если другие люди ему подчиняются.

Обвинительный тип в беседе скажет: «Вы всегда опаздываете на работу и еще и на работе тратите время неэффективно. Это никуда не годится. Слушайте, что я вам говорю».

Расчетливый тип (или компьютер) – это очень корректный, слишком спокойный человек, все рассчитывает заранее, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы. Расчетливый тип в беседе скажет: «Если вы так хотите, то я все сделаю для того, чтобы Вы были спокойны, все было хорошо и не было никаких проблем».

Удаленный тип – такой человек вроде бы находится в другом месте, не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно. Удаленный тип в беседе скажет: «Ну и хорошо. Пусть будет так, а может не так, я не знаю». Эти четыре модели общения свидетельствуют о заниженной самооценке человека, ощущение им собственной неполноценности.

Уравновешенный тип – к другим относится открыто, честно, никогда не унижает человеческое достоинство. Поведение такого человека последовательно, гармонично. Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это – цельные личности. Они открыто передают свои мысли, выражающие чувства, вызывают уважение и доверие к себе. Другие в их обществе чувствуют себя хорошо и спокойно.

Понятно, что приведенные классификации являются условными. Однако знание этих особенностей поможет менеджеру распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения [7; 8].

· Для того чтобы достичь поставленных целей, привлекая к их выполнению разных людей, менеджер должен хорошо знать, что характер общения во многом зависит от типа мышления человека. Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности. Некоторые психологи трактуют мышление как процесс опосредованного и обобщенного отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях [4; 5; 12].

Психологи выделяют следующие стили мышления: аналитический, идеалистический, реалистический, прагматический, синтетический. Согласно своему стилю человек и общается с другими.

Например, с человеком, который имеет аналитический стиль мышления, необходимо установить контакт. Это должен сделать инициатор, потому что аналитику не нужна обратная связь. Целесообразно использовать вопросы типа «Это имеет значение? Это разумно?». Для того чтобы убедиться, что невозмутимый аналитик все же слушает. Материал, с которым знакомят аналитика, необходимо тщательно подготовить, потому что его интересуют именно детали, факты. Такой человек обязательно будет обсуждать каждую ошибку. Главное – терпеливо выслушать всю ту информацию, которую выложит аналитик, демонстрируя свою компетентность и профессионализм. Если он в чем-то ошибается, то лучше дать ему возможность убедиться в этом с помощью косвенных вопросов.

Общаясь с человеком, который имеет идеалистический стиль мышления, можно достичь взаимопонимания, если не нарушать принципы морали. Такой человек придерживается высоких идеалов, поэтому и следует апеллировать к ним. Идеалист всегда готов прийти на помощь любому, кто к нему обращается. Однако форма обращения должна быть деликатной, вежливой, ибо в случае нахального поведения идеалист станет сопротивляться. Он не любит, когда на него давят. До принятия нужного решения идеалиста надо вести постепенно и осторожно, стараясь избегать конфликтов, дискуссий.

Определенные особенности в общении является с человеком, который имеет реалистичный стиль мышления. Начав общение с ним, стоит сразу переходить к делу, говорить четко, ясно, кратко, проявлять при этом вежливую твердость. Реалист обычно уважает тех людей, которые хорошо знают свое дело, знают, чего они хотят. Такому человеку не хватает собственных идей, поэтому он с уважением относится к тем, у кого они есть. Если идеи разумные и убедительные, то реалист их воспримет и поддержит. Чтобы взаимодействие с реалистом было эффективным, следует дать ему возможность контролировать ситуацию. В противном случае – он будет держать себя неуверенно, от чего межличностные отношения могут стать напряженными.

Человек, имеющий прагматический стиль мышления, чем-то напоминает реалиста, но больше дорожит своей значимостью. В связи с этим прагматик ведет себя в критических ситуациях сдержанно. Вместе с тем он считает, что каждый должен заботиться о себе, делать свое дело самостоятельно, и вообще, просто так никто никому ничего не делает. Прагматик умеет использовать ситуацию с тем, чтобы получить важный для себя результат. Ради этого он всегда готов объединиться с другими, пойти на компромисс.

Самое не простое сотрудничать с человеком, который имеет мышление синтезатора (генератором идей). Он может быть несколько самоуверенным, живет обособленным от всего остального жизнью. Однако знание особенностей его мышления помогают тем направить работу его интеллекта в нужном направлении. Иногда стоит бросить синтезатору вызов и таким образом привлечь его внимание к себе и к проблеме, решить которую желательно вместе. Работая с ним, теоретическую часть работы следует поручить именно ему, а практическую взять на себя. С синтезатором надо разговаривать на его языке и создавать ему благоприятные условия для генерации идей.

Менеджеру следует помнить, что установление контакта с людьми, которые придерживаются других стилей мышления, доведение этого контакта до успешного сотрудничества – это один из путей, который способствует развитию собственного интеллекта. Второй путь – это анализ своего собственного стиля мышления и его целенаправленное развитие.

В заключение отметим, что в процессе общения, немаловажно, определить форму и тип личности партнера, дать характеристику личных качеств и особенностей поведения, а также составить сценарии поведения для каждой формы личности в определенных ситуациях. Эти знания позволят прогнозировать поведение делового партнера и дифференцированно управлять процессом обмена информации. К каждому участнику общения весьма полезно знать психологический подход, применимый именно к данному типу делового межличностного общения [9; 10].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  2. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. – С. 47 – 49.
  3. Федосеев Д. Основы психологии общения [Текст]: учебник / Д. Федосеев. – М., 2000.
  4. Гевин Кеннеди «Переговоры: полный курс». М. 2013. – 296с.
  5. Игебаева Ф.А. Стиль управления – главная характеристика деятельности менеджера //Наука сегодня: теоретические аспекты и практика применения: сб. статей. Международной научно-практической конференции в 9 частях. Часть 8. – Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. – 344с.
  6. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010.- С. 34-36. 7
  7. Муравьева, О.И. Проблема общения [Текст]: учебник // Вестник Томского Государственного Университета. – 2005. – № 286. – С. 110-117.
  8. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо».2016. – С.55 –57.
  9. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.
  10. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в частях. 2014. – С.50 – 51.
  11. Без конфликтов. Психологические типы собеседников [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.ethique.ru/psy-talking/ (Дата обращения 11.04.2016).
  12. Психологические типы собеседников и тактика общения с ними [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://edu.dvgups.ru/METDOC/CGU/PSIHOLOG/PSIH_UPR/UMK_DO /PRAK/ PRIL5 .HTM (Дата обращения 11.04.2016).

Цитировать

Огуречников, Г.В. Классификация психологических типов собеседников / Г.В. Огуречников. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 47. — С. 282-286. — URL: https://novainfo.ru/article/6635 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться