Психологические типы деловых партнеров

NovaInfo 44, с.284-287, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Психологические науки
Просмотров за месяц: 28

Аннотация

В данной статье рассматриваются различные психологические типы деловых партнеров и возможность их распознавания для наиболее продуктивного и эффективного общения.

Ключевые слова

ДЕЛОВЫЕ ПАРТНЕРЫ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ, ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ, КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Текст научной работы

Профессиональная деятельность – одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [1; 2].

Некоторые психологи весь процесс общения, или коммуникативное поведение человека в общении, условно делят на две части: первичное коммуникативное поведение – это часть общения, которая полностью зависит от того человека, который первым вступает в контакт; вторичное коммуникативное поведение – это реакция человека на действия партнера по общению. Составляющими успеха коммуникативного поведения является умение распознавать психологические типы собеседников, правильно ориентироваться в каждом этапе общения, подбирать соответствующие цели формы и методы обсуждения проблем [3].

Безусловно, каждый человек имеет индивидуальную и неповторимую манеру общения. Отдельно взятый собеседник – это уникальная личность. Но все-таки существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы. Вокруг нас есть все психологические типы. Важно, общаясь с ними, уметь их распознавать и учитывать их особенности.

Некоторые психологи выделяют следующие типы собеседников: заискивающий (предупредительный), обвинительный, рассудительный, удаленный и уравновешенный [4].

Предупредительный тип – такой человек в разговоре стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Он говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение, соглашается с любой критикой в свой адрес, благодарен уже за то, что с ним разговаривают. Такого человека иногда называют миролюбцем.

Обвинительный тип – это такой человек, постоянно ищет виновных. Он – диктатор, хозяин ситуации, часто ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими, получает от этого удовольствие. В глубине сознания он знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если другие люди ему подчиняются.

Расчетливый тип (или компьютер) – это очень корректный, слишком спокойный человек, все рассчитывает заранее, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы.

Удаленный тип – такой человек вроде бы находится в другом месте, не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно. Эти четыре модели общения свидетельствуют о заниженной самооценке человека, ощущение им собственной неполноценности.

Уравновешенный тип – к другим относится открыто, честно, никогда не унижает человеческое достоинство. Поведение такого человека последовательно, гармонично. Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это – цельные личности. Они открыто передают свои мысли, выражающие чувства, вызывают уважение и доверие к себе. Другие в их обществе чувствуют себя хорошо и спокойно.

Понятно, что приведенные классификации являются условными. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения [5; 6; 10].

Вывод: для того чтобы достичь поставленных целей, привлекая к их выполнению разных людей, необходимо хорошо знать, что характер общения во многом зависит от типа мышления человека.

В заключение отметим, что общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [7; 8; 9;11].

Читайте также

Список литературы

  1. Игебаева Ф.А. О психологическом потенциале делового человека. //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Материалы IV международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Ч.I, Саратов. Изд-во ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. – С. 92 – 93.
  2. Игебаева Ф.А. Психологические качества преуспевающего человека. В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. – С. 47 – 49.
  3. Викулина О.В. Теория и практика психологии управления. Настольная книга менеджера по персоналу. – М.: Владос-Пресс, 2010. – 220 с.
  4. Зельдович Б. З. Деловое общение. – М.: Альфа-Пресс, 2011. – 456 с.
  5. Карпов А.В. Психология менеджмента. – М.: Гардарики, 2010. – 584 с.
  6. Игебаева Ф.А. Об этическом кодексе современного предпринимателя. В сборнике Предпринимательство в России. Взаимодействие государства и бизнеса. Материалы международной научно-практической конференции: в частях. 2014. – С.50 – 51.
  7. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ– 2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014. – С. 88 – 90.
  8. Игебаева Ф.А. Значение нравственного фактора в управлении и бизнесе. В сборник: Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями. Сборник статей IX международной научно-практической конференции. Пенза, Приволжский дом знаний. 2010.- С. 34-36.
  9. Игебаева Ф.А. Эффективность деятельности менеджера – в стиле управления. В сборнике: Современное научное знание: теория, методология, практика. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции в 3-х частях. ООО «Новаленсо».2016. – С.55 –57.
  10. Игебаева Ф.А. Синдром профессиональной деформации личности. В сборнике: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. 2015. С.14-15.
  11. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. – Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. – 112 с.

Цитировать

Зотова, А.В. Психологические типы деловых партнеров / А.В. Зотова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 44. — С. 284-287. — URL: https://novainfo.ru/article/5398 (дата обращения: 05.06.2023).

Поделиться