Профессиональная деятельность – одна из сфер самореализации личности, когда человек имеет возможность раскрыть и проявить свои способности, добиться признания своей неповторимости, значимости в обществе. И хотя каждый деловой человек уникален, но для достижения успехов в своей деятельности и продвижения по служебной лестнице, он должен обладать рядом необходимых психологических качеств [1; 2].
Некоторые психологи весь процесс общения, или коммуникативное поведение человека в общении, условно делят на две части: первичное коммуникативное поведение – это часть общения, которая полностью зависит от того человека, который первым вступает в контакт; вторичное коммуникативное поведение – это реакция человека на действия партнера по общению. Составляющими успеха коммуникативного поведения является умение распознавать психологические типы собеседников, правильно ориентироваться в каждом этапе общения, подбирать соответствующие цели формы и методы обсуждения проблем [3].
Безусловно, каждый человек имеет индивидуальную и неповторимую манеру общения. Отдельно взятый собеседник – это уникальная личность. Но все-таки существуют общие характерные признаки для разделения собеседников на разные психологические типы. Вокруг нас есть все психологические типы. Важно, общаясь с ними, уметь их распознавать и учитывать их особенности.
Некоторые психологи выделяют следующие типы собеседников: заискивающий (предупредительный), обвинительный, рассудительный, удаленный и уравновешенный [4].
Предупредительный тип – такой человек в разговоре стремится угодить другим, часто извиняется, не вступает в споры. Он говорит так, будто ничего не может сделать сам, не получив одобрение, соглашается с любой критикой в свой адрес, благодарен уже за то, что с ним разговаривают. Такого человека иногда называют миролюбцем.
Обвинительный тип – это такой человек, постоянно ищет виновных. Он – диктатор, хозяин ситуации, часто ведет себя вызывающе, говорит резко и жестко, перебивает других, не давая людям договорить до конца. Человек этого типа стремится таким образом завоевать авторитет, власть над другими, получает от этого удовольствие. В глубине сознания он знает, что без других ничего не стоит, и поэтому радуется, если другие люди ему подчиняются.
Расчетливый тип (или компьютер) – это очень корректный, слишком спокойный человек, все рассчитывает заранее, имеет монотонный голос, выстраивает длинные фразы.
Удаленный тип – такой человек вроде бы находится в другом месте, не реагирует ни на какие вопросы, часто говорит неуместно, несвоевременно и неточно. Эти четыре модели общения свидетельствуют о заниженной самооценке человека, ощущение им собственной неполноценности.
Уравновешенный тип – к другим относится открыто, честно, никогда не унижает человеческое достоинство. Поведение такого человека последовательно, гармонично. Люди такого типа общения, как правило, находят выход из сложного положения и могут объединить других людей для совместной деятельности. Это – цельные личности. Они открыто передают свои мысли, выражающие чувства, вызывают уважение и доверие к себе. Другие в их обществе чувствуют себя хорошо и спокойно.
Понятно, что приведенные классификации являются условными. Однако знание этих особенностей поможет распознавать своих собеседников и использовать различные подходы для того, чтобы лучше и быстрее объясниться с ними, установить контакт, обеспечить успех во время общения [5; 6; 10].
Вывод: для того чтобы достичь поставленных целей, привлекая к их выполнению разных людей, необходимо хорошо знать, что характер общения во многом зависит от типа мышления человека.
В заключение отметим, что общение с людьми – это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, и образование. Именно поэтому тот, кто хочет достичь успеха во взаимодействии с другими людьми, должен учиться этому. Овладение искусством общения, знание различных психотипов личности, умелое использование методов диагностики и приемов влияния на собеседников, позволит будущему специалисту, взаимодействовать с деловыми партнерами, создавая благоприятный социально-психологический климат делового сотрудничества, доверия, взаимопонимания и уважения [7; 8; 9;11].