Педагогическая профессионализация

№48-2,

педагогические науки

В статье представлен научный анализ проблемы педагогической профессионализации бакалавра начального образования на основе развития его творческой компетенции. Рассмотрены тенденции современной подготовки бакалавров педагогических специальностей, выявлены закономерности, принципы, обоснованы концептуальные положения, модель, технология и организационно-педагогические условия обеспечения эффективности педагогического процесса. Выявленные в исследовании ведущие тенденции и принципы, условия и факторы, разработанная технология, реализации модели непрерывного педагогического образования в системе (колледж-вуз) в Удмуртской Республике, структурно включает четыре части: концептуальную, организационную, методическую, диагностическую. Они расширяют и упорядочивают теоретико-методологические и практико-прикладные аспекты данной проблематики: дополняют и обогащают педагогическую теорию и методологию профессионализации бакалавров начального образования, позволяют обновлять используемый в этих целях диагностический и методический инструментарий в соответствии с гуманистической сущностью современного образования.

Похожие материалы

Выбор стратегии развития творческой компетентности будущего учителя неслучаен. Общество всерьёз озабочено недостаточной компетентностью специалистов в сфере образования. В связи с этим существенно «поднимается планка» требований к современному учителю. Наряду с предметно-дидактической эрудицией, методическим мастерством и технологичностью от современного учителя общество, в «эпоху перемен», вправе ожидать творческого подхода к обучению, воспитанию, развитию и саморазвитию учащихся.

Содействовать творческому развитию личности учащегося может лишь творчески компетентный учитель, владеющий глубокими познаниями теории педагогического творчества, опытом инновационного образования и необходимым комплексом профессионально важных творчески значимых личностных качеств. Поэтому проблемой современной педагогической науки в сфере профессионального педагогического образования становится процесс профессионализации будущего учителя. От кардинальных преобразований в профессионализации будущего учителя, в конечном итоге, зависит качество образования подрастающего поколении.

Анализ современного состояния проблемы педагогической профессионализации показывает, что тенденцией современного профессионального педагогического образования является административно-принудительный переход на европейские и мировые стандарты профессиональной подготовки специалистов. Принципиальное отличие Европейского образования – специализация с целью приобретения обучающимся соответствующей компетенции в определённом виде практической профессиональной деятельности. В качестве диагностического инструментария определения уровня сформированности необходимой компетенции применяется тестирование, которое как показывает эксперимент проведения «ЕГЭ» в школах России, не может «являться единственным» (Д.А. Медведев), т.к. не диагностирует качество мыследеятельности и творческой способности учащихся.

Тем не менее, вхождение России в единое мировое образовательное пространство – неминуемый процесс современного цивилизованного общества. Наглядным образцом тому является набирающая мощную центробежную силу информационная интеграция человека XXI века в самые разнообразные области человеческого Знания. Однако формальное заимствование и неадаптированное в современную отечественную педагогическую действительность инновационных зарубежных образовательных программ и технологий профессиональной подготовки будущих учителей может обернуться «прожектом перестройки» для всей системы образования в России.

Здесь требуется огромная исследовательская работа по переводу системы профессионального образования из режима «натаскивания» будущего работника в режим «содействия развитию и саморазвитию личности профессионала».

Главное условие такой трансформации заключается в превращении разобщённых институтов педагогической профессионализации будущих учителей в единое творчески развивающее образовательное пространство, где образовательные процессы соотносятся с социокультурными и личностно-творческими процессами. Для решения столь глобальной задачи нужны новые подходы, новые средства, новый образ профессионально-педагогического образования.

Поиск нового сопряжён с исторической реконструкцией исходных, традиционных смыслов профессионального педагогического образования.

Исторический экскурс показывает, что на Руси во все времена обучением детей и юношества занимались высококультурные, эрудированные и компетентные в сложных вопросах образования творческие личности. Процесс профессионализации уже тогда строился на основе раскрытия и развития личностных потенциалов обучающегося и учителя в русле обширной образовательной программы профессиональной подготовки.

Поэтому важно не утратить эту традицию, осуществляя погоню за европейскими формализованными «базовыми», «ключевыми», «инструментальными» и т.д. компетенциями при организации профессиональной педагогической подготовки будущих учителей – осознавая, что готовить-то надо учителей Будущего, Созидателей, а не функционеров!

Главную болевую точку современного профессионального педагогического образования мы усматриваем в разрушении базовых устоев в профессионализации с ориентацией на общекультурную подготовку и «творческую отдачу», активность обучающихся. На смену им предлагаются прагматические цели «рецептурного обучения», т.е. функциональный подход к профессионализации специалистов. Но такое образование «на заказ» будет всегда опаздывать от жизни. Нужен поиск первопричины – источника успешности и эффективности процесса и результатов труда учителя.

Ряд учёных обосновывают необходимость формирования профессиональной компетентности будущего учителя. При этом актуализируется её «ядерное звено» - творческая компетенция. Следовательно, профессионализация будущего учителя на основе становления и развития его творческой компетентности - путь к новому качеству образования) [1].

Анализ философских, психолого-педагогических, синергетических аспектов проблемы профессионализации позволил выделить в качестве методологических основ системный, компетентностный, личностно-развивающий подходы как диалектическому единству всеобщего, частного и особенного) [5; 6; 7; 8].

На основе системного подхода нами разработаны концепция, модель, образовательная технология, педагогические условия профессионализации бакалавра начального образования).

Новое понимание смысла профессионализации будущего учителя как становление и развитие его профессионально-творческой компетентности повышает роль педагогического труда учителя в современных условиях развития общества) [3].

Важной тенденцией развития современного педагогического образования выступает переход от квалификационного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя к компетентностному. Становление профессионализма учителя предполагает наличие готовности и способности к творческой самореализации и постоянному профессионально-личностному саморазвитию. Понимание творческой природы педагогического труда позволяет нам сделать предположение о творческой составляющей профессионально-педагогической компетентности учителя) [4].

В процессе историко-педагогического анализа проблемы педагогической профессионализации было установлено, что способность и готовность осуществлять творческий подход к обучению и воспитанию школьников является социально значимым ориентиром государственной образовательной политики, имеет жизненную ценность для всех участников образовательной деятельности и выступает средством созидательной социализации подрастающего поколения) [10].

Изучение современных подходов к повышению качества профессионально-педагогической подготовки учителей позволило нам разработать концепцию профессионализации бакалавра начального образования в системе непрерывного педагогического образования. (Обобщённая схема Концепции профессионализации бакалавра начального образования представлена в приложении 1.).

Ведущие педагогические идеи концепции
  1. Методологическая идея о системном подходе к изучению педагогической реальности.
  2. Концептуальная идея компетентностного обоснования качества профессионализации будущего учителя.
  3. Педагогическая идея о личностно развивающем подходе к становлению творческой готовности специалиста к педагогическому труду.
  4. Идея преобразования учебно-воспитательной среды профессионально-педагогических учебных заведений в единое творчески развивающее пространство.
  5. Идея учёта закономерностей, ведущих тенденций и принципов профессионально-педагогического образования при формировании стратегии профессионализации
  6. Идея о соотношении традиционных форм обучения, инновационных образовательных технологий и авторских приёмов, обеспечивающих педагогическую профессионализацию.
  7. Идея о совокупности общих, частных и специфических условий эффективности педагогической профессионализации.

Особое внимание уделено обоснованию значимости творчески развивающего образовательного пространства для педагогической профессионализации бакалавров.

Тенденции:

  • ориентация учебных заведений на улучшение качества подготовки специалистов;
  • изменение целевой ориентации системы профессионального образования на формирование компетенций;
  • переход от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию творческих способностей на основе самообразования, саморазвития, самосовершенствования;
  • выдвижение в качестве приоритетной гуманистической направленности современного профессионального педагогического образования;
  • обращение к научным стратегиям креативной психологии и инновационной педагогики на основе учёта отечественного и международного научно-педагогического наследия.

Закономерности:

  • зависимость результативности профессиональной подготовки будущего учителя от социальных приоритетов, в соответствии с которыми современному обществу нужны активные, предприимчивые, творчески мыслящие и действующие личности, способные осуществлять созидательное движение к общественному прогрессу;
  • зависимость развития творческой личности будущего учителя от сложности социально-экономических условий жизни общества, существования различных взглядов на проблему;
  • обусловленность содержания профессионального педагогического образования реальными и потенциальными возможностями будущих учителей;
  • зависимость продуктивности процесса становления и развития творческой компетентности будущих учителей от научно обоснованного использования психологических механизмов и педагогических технологий;
  • зависимость эффективности становления и развития творческой компетентности от неравномерности психического развития личности будущего учителя.

Принципы:

  • принцип единства становления и развития в процессе становления профессионально-творческой компетентности будущего учителя;
  • принцип единства системного, компетентностного, личностно развивающего подходов к становлению и развитию творческой компетентности будущего учителя;
  • принцип непрерывности и преемственности в развитии творческой компетентности будущего учителя;
  • принцип взаимообусловленности обобщённой образовательной траектории и индивидуального образовательного маршрута будущего учителя;
  • принцип формирования ориентировочно-поисковой позиции будущего по отношению к любым аспектам своего педагогического опыта.

Факторы:

  • педагогический процесс в совокупности всех его форм и направлений;
  • единство профессионального и субъектного, позволяющего рассматривать будущего учителя как целостную личность и строить модель его профессионализации с учётом всех компонентов;
  • научно обоснованное управление процессом профессионализации;
  • мотивационная заинтересованность в профессиональном становлении и творческом саморазвитии;
  • включённость будущего учителя в процесс личностно развивающего образования;
  • оптимальное интеллектуальное, духовное, творческое развитие) [10].

Реализация концепции профессионализации бакалавра начального образования в системе непрерывного педагогического (колледж – вуз) образования Удмуртской Республики позволила получить результаты, свидетельствующие о положительной динамике, как в развитии творческой компетентности студентов экспериментальных групп, так и в повышении качества их профессионализма в целом) [11].

В ходе научного поиска была разработана модель профессионализации бакалавров начального образования в системе «колледж - вуз. Моделирование осуществлялось посредством конструирования оптимально функционирующей системы профессионализации бакалавров на основе профессионального партнёрства образовательных организаций. Модель раскрыта на 3-х уровнях: структурном, содержательном и процессуальном (См. приложение 2).

Модель включает характеристики структурных компонентов, их функциональную взаимообусловленность, ориентированность на интеграцию и преемственность. Как показало исследование профессионализация полноценно осуществляется в рамках специально организованной системы педагогического образования, охватывающей: начальную (педагогические училища), среднюю (педагогические колледжи), высшую (педвуз) ступени, обеспечивающие, пропедевтический, систематический, научный курсы профессиональной подготовки (что соответствует теории научного образования Сергея Иосифовича Гессена) [2].

Оптимальность функционирования системы педагогического образования обеспечивается: преобразованием учебно-воспитательной среды колледжа, вуза в единое творчески развивающее образовательное пространство; подсистемой управления качеством педагогического образования, обеспечивающим чёткое планирование, организацию, руководство и регулирование процессом профессионализации; системой педагогических условий, образуемой группой общепедагогических, методических и специфических условий; образовательно-технологической подсистемой, обеспечивающей включение бакалавров в профессионально-образовательную деятельность, насыщенную инновационными формами, средствами, методами развития креативно-педагогической эрудиции, опыта творческой педагогической деятельности, готовности к творческой самореализации в педагогическом труде; интенсивно развивающейся управляемой подсистемой, представляющей триединство формируемых компонентов ТК: теоретическую, практическую подготовку, творческую готовность к педагогическому труду) [10].

Нормативно-заданный инвариант обобщённой образовательной траектории отражает требования ФГОС профессионального педагогического образования к основным образовательным программам подготовки бакалавров и перечень универсальных и профессиональных компетенций, которыми должны владеть выпускники п профилю: "Педагогика и методика начального образования". (Процессуальный уровень модели представлен в приложении ).

Дифференцированно-избирательные варианты индивидуальных образовательных маршрутов отражают особенности движения конкретного студента по обобщённой образовательной траектории, что обусловлено различной профессионально-типологической предрасположенностью к определённым видам педагогической деятельности) [10].

Это определяет дифференцированные педагогические способы поддержки будущего учителя в самопознании, самоопределении, целенаправленном профессионально-творческом саморазвитии.

Процессуально-уровневый механизм становления профессионализации на основе развития готовности к творчеству в педагогической деятельности представлен в приложении 4.

Результатом реализации модели, как показал весь ход опытно-экспериментальной работы, становится достаточно высокий уровень развития творческой компетентности в процессе педагогической профессионализации бакалавров начального образования.

Отличительной особенностью является сочетание традиционных организационно-методических форм реализации программы образовательной технологии, активных методов обучения студентов и специфических приёмов работы, составивших Программу профессионализации на основе развития творческой компетентности.

В данном исследовании предложено усовершенствование организационно-методического обеспечения профессионализации будущих учителей за счёт: оригинального подхода к конструированию содержания педагогического образования, нашедших отражение в разработке УМК к учебному плану по направлению "Инновационная педагогика и методика начального образования" с квалификацией "Педагог творческого развития в инновационной школе"; разработки авторских учебных программ, учебных и учебно-методических пособий, учебных и элективных курсов, КИМов в виде диагностико-обучающих комплексов для СРС, монографий и учебных пособий; авторской технологии эвриологического и контекстно-деятельностного обучения) [11].

Педагогическая профессионализация осуществляется с учётом регионально-национального компонента. Этнопедагогическая направленность пронизывает все этапы профессионализации: от пропедевтического, на основе профессионально-образовательной (креативной) эрудиции – к базовому, на основе психолого-педагогической (творческой) умелости, а от него – к специфическому этапу, на основе творческой готовности.

Системная целостность образовательной технологии обеспечила, как показал анализ результатов опытно-экспериментальной работы, положительную динамику в развитии творческой компетентности у большинства испытуемых, что позволяет сделать вывод о её эффективности.

Эффективность профессионализации бакалавра начального образования достигается при выполнении совокупности условий. Система педагогических условий развития творческой компетентности будущего учителя состоит из общепедагогических условий (системного подхода, научно обоснованной организации процесса профессионализации, создания творчески развивающего образовательного пространства), частных условий (компетентностного подхода, овладения будущим учителем технологиями инновационного обучения и воспитания, творческого развития и саморазвития, вхождения в творческую лабораторию педагога, активизации научно-исследовательского сотрудничества) и специфических условий (личностно развивающего подхода, оптимального интеллектуального и духовного, социального и индивидуального, нормативного и творческого развития) [10].

Представленная концепция педагогической профессионализации подтверждает верность выдвинутой гипотезы и вносит определённый вклад в теорию профессионального образования посредством новой организации образовательной деятельности в системе непрерывного педагогического образования (колледж – вуз).

Приложение 1. Обощённая схема профессионализации бакалавров начального образования

Приложение 2. Модель профессионализации бакалавра начального образования

Приложение 3. Процессуальный уровень модели профессионализации

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, № 16-16-18003

Список литературы

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. – 566 с.
  2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /отв. ред. П.В. Алексеев. – М.: «Школа-Пресс», 1995. – 448 с.
  3. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 193.с.
  4. Общая и профессиональная педагогика: уч. пособие для студ. пед. вузов /под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентура – Граф, 2006. – 368.с.
  5. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1996.
  6. Сергеев, И.С. основы педагогической деятельности: уч. пособие. – СПб.: Питер, 2004.
  7. Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога: уч. пособие для студ. пед. вузов /под ред. В.Э. Чудновского. – М.: ИГ-СОЦИОН, 2008. – 532 с.
  8. Сокольников, Ю.П. О тенденциях, перспективах и стратегии развития педагогической науки на современном этапе. – Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 2000. – 24 с.
  9. Торхова, А.В. Теоретико-методические основы развития индивидуаль-ного стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / А.В. Торхова; Москов. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова. – М., 2005. – 228 с.
  10. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компентентности будущего
  11. учителя (на основе системного подхода). Автореф. дисс….докт. пед. наук, Чебоксары, 2009. – 34 с.
  12. Тутолмин, А.В. Формирование профессионально – творческой компетентности студента-педагога: методика и анализ эксперимента [Текст]: / А.В.Тутолмин. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко, 2006. – 250 с.