Управление предприятием в условиях рыночной экономики невозможно без прогрессивного развития хозяйственной деятельности на всех уровнях: стратегическом, тактическом и оперативном. Самым важным является стратегический уровень как один из самых эффективных и прогрессивных способов управления предприятием, уровнем, на котором принимаются наиболее важные для дальнейшего развития управленческие решения.
В условиях растущих изменений во внешней и внутренней среде и связанных с этим неопределенностей современным инструментом управления инновационным развитием предприятий является стратегия [1; 2].
Представляют интерес для нашего исследования рассмотренные в работах [3; 4] теоретические и методологические основы стратегического менеджмента, где достаточно полно рассмотрен широкий спектр тем от анализа среды до реализации стратегий. Особенно важны эти факты для предприятий туристско-рекреационной сферы.
Стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности предоставляемых предприятием туристско-рекреационных услуг. При этом следует учесть, что понятия «рост» и «развитие» хотя и являются взаимосвязанными, но по своему содержанию по многим позициям отличаются.
Так, авторы работы [5] рассматривают понятие «рост» как увеличение размеров предприятия и расширение объемов его производства (выпуск продукции, величины продаж, численность сотрудников и др.). Содержание понятия «развитие» определено данными авторами как качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности ее функционирования на основе совершенствования техники, технологии и организации труда во всех структурных подразделениях и повышения качества продукции.
Обзор ряда научной литературы по обозначенной проблеме показал многовариантность авторских определений категории «развитие предприятия». Обобщение приведенных трактовок позволяет утверждать, что в реальной действительности экономическое значение данного понятия проявляется во взаимном проникновении и взаимном дополнении в едином процессе простого и расширенного воспроизводства.
Что касается сущности понятия «стратегия развития предприятия», то следует отметить, что его эволюция была связана с изменениями в практике стратегического управления. Поэтому важной научной задачей следует считать не только выявление и систематизацию основных содержательных характеристик понятия «стратегия развития предприятия», но и формирование современной обобщенной концепции, которая бы отвечала потребностям общества, которое развивается в условиях быстрых изменений.
Методологический базис науки стратегического управления был заложен еще в начале 80-х годов прошлого столетия. Однако после определения классиками стратегического менеджмента понятий «стратегия» и «стратегическое управление» ученые уже не считают целесообразным исследовать данный аспект деятельности предприятия, даже несмотря на то, что стремительные изменения во внешней среде требуют новых подходов к формированию концептуальных основ стратегического управления. Эволюция науки стратегического управления привела к формулировке новых принципов составления общекорпоративных планов – необходимость двигаться от будущего к нынешнему, а не от прошлого к будущему, что, по сути, и определило доработку стратегий и переход от корпоративного долгосрочного планирования к стратегическому.
При этом абсолютно ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что управление предприятием невозможно без развития хозяйственной деятельности на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях. И именно на стратегическом уровне принимаются наиболее важные для дальнейшего развития предприятия решения.
Таким образом, объединив рассмотренные понятия, получаем авторское определение понятия «стратегия развития предприятия туристско-рекреационной сферы», под которым будем понимать абстрактно-целевую концепцию управленческих решений и действий, отражающую перспективное направление развития предприятия туристско-рекреационной сферы в основных областях его деятельности за счет разработки общей политики и планов использования ресурсов предприятия с целью наиболее эффективной поддержки непрерывного развития его деятельности.
Учитывая, что важную роль в успешной реализации стратегии развития предприятия играет кадровое обеспечение, считаем необходимым уделить отдельное внимание вопросу кадровой политики и кадрового планирования предприятия туристско-рекреационной сферы. Предлагаемая концепция кадровой политики предприятия туристско-рекреационной сферы в своей основе должна иметь три принципа: принцип персонал-стратегии; принцип кадровой логистики; принцип кадровой компетенции; принцип кадровой ротации.
Данная концепция позволяет охватить все аспекты кадровой деятельности предприятия:
- систему кадрового планирования предприятия;
- методы и источники удовлетворения кадровых потребностей в имеющихся специалистах;
- систему оценки и отбора кандидатов на замещение вакантных должностей;
- решение проблем адаптации принятого на работу персонала;
- систему непрерывного совершенствования квалификационного уровня работников предприятия;
- аттестацию руководителей и специалистов;
- формирование резерва;
- формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе, привитие работникам ценностей и норм, принятых на предприятии, повышение корпоративной культуры.
Кадровое планирование на предприятии туристско-рекреационной сферы предлагается вести с позиции двух аспектов:
- кадровое планирование стратегии роста и развития предприятия;
- кадровое планирование действующих функциональных систем.
Кадровое планирование действующих функциональных систем необходимо осуществлять на основе анализа демографической ситуации на предприятии и текучести кадров.
Систематическое изучение и анализ распределения персонала по возрастным группам дает точные указания относительно набора, который нужно произвести в основные категории персонала с целью компенсации уходов на пенсию либо для того, чтобы придать свежие силы предприятию, когда средний возраст по предприятию увеличится.
Формирование инновационной стратегии развития предприятий туристско-рекреационной сферы невозможно осуществить без соответствующих кадров. В этой связи предлагаем рассмотреть кадровые аспекты инновационной деятельности [6], которые, по нашему мнению, включают в себя кадровое планирование и комплектование инновационных центров требующимися для ведения инновационной деятельности специалистами. При этом следует опираться на конкретную бизнес-модель инновационного развития, выбранного тем или иным предприятием туристско-рекреационной сферы [7]. Для реализации функций перспективного планирования кадрового обеспечения инновационной деятельности, поиска, отбора и привлечения на предприятия туристско-рекреационной требующихся специалистов предлагаем создание сектора маркетинговых исследований рынка труда и персонал-стратегии управления по персоналу. Организацию работ по кадровому обеспечению инновационной деятельности представим в виде таблицы.
Таблица - Организация работ по кадровому обеспечению инновационной деятельности предприятия туристско-рекреационной сферы
Этапы |
Содержание работ |
Определение кадровых потребностей инновационной деятельности |
Основой стратегического планирования персонала служат перспективные программы развития предприятия. Исходя из содержащихся в них направлений и тематики работ, времени разработки и внедрения новых видов услуг, ввода новых объектов (в т.ч. инфраструктурных), определяется специализация, количество, квалификационный уровень требующихся специалистов, сроки укомплектования структурных подразделений предприятия необходимым кадровым потенциалом. |
Разработка графиков привлечения требующихся специалистов |
Кадровое обеспечение инновационной деятельности условно можно разделить на три этапа:
|
Определение региональных приоритетов поисковой деятельности |
Из банка данных, содержащего сведения о научном, промышленном, учебном, сельскохозяйственном потенциале региональных рынков труда РФ и стран ближнего зарубежья, собранные в ходе предварительных маркетинговых исследований, выбираются регионы, имеющие наиболее высокую концентрацию специалистов, требующихся предприятию для ведения инновационной деятельности по тематике работ. |
Выполнение поисковых мероприятий |
Практическое выполнение поисковых мероприятий по выбранной методике |
Оценка и конкурсный отбор найденных претендентов |
Отбор найденных специалистов должен проводиться в соответствии с требованиями Положения о приеме на работу в конкретное предприятие туристско-рекреационной сферы. Общее число специалистов, участвующих в конкурсе на замещение вакансий должно превышать количество вакантных мест. Оценку конкурсантов предлагается производить в четыре этапа:
|
Таким образом, успех инновационной деятельности предприятия туристско-рекреационной сферы в большой степени зависит от кадровой составляющей, а также от стратегии развития предприятия.
Работа выполнена при поддержке Администрации Краснодарского края и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 16-46-230121 «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики»).