Управление прибылью предприятий туриндустрии в направлении обеспечения их эффективности

NovaInfo 62, с.236-242, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрыта роль прибыли в организации эффективной деятельности туристского предприятия.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНИЕ ПРИБЫЛЬЮ, ТУРИСТСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, ПРИБЫЛЬ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Текст научной работы

Одной из важных отраслей национальной экономики наиболее выгодной отраслью капитальных вложений является туризм, так как срок окупаемости туристских услуг сравнительно не велик, а прибыль на вложенный капитал обеспечивает быструю окупаемость вложений.

Эффективность деятельности туристкой организации выражается в достигнутом финансовом результате, который выступает в форме прибыли (дохода) или убытка, полученных от различных хозяйственных операций. Стержнем любого хозяйственного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки итогов работы. Эффективность деятельности туристской организации во многом зависит от наличия свободных денежных средств, размеров прибыли, затрат, их соотношение, поэтому данная проблема весьма актуальна на сегодняшний день, что предопределило выбор темы исследования, обосновало ее значимость.

Теоретическими разработками в рамках обозначенной проблемы в нашей стране занимаются такие ученые как: Баканов М.И., Бердникова Т.Б., Герасимова В.А., Зимин Н.Е., Ковалев В.В., Любушин Н.П., Макарьева В.И., В.И. Титов, А.М. Ковалевой, а также ряд других отечественных и зарубежных исследователей. В работах этих авторов произведен анализ ряда проблем, связанных с сущностью и функцией прибыли организации, факторами роста прибыли и рентабельности, направлениями поиска резервов.

Деятельность туристкой организации в целом и ее структурных подразделений, отвечающая рыночным потребностям, должна приносить прибыль. Прибыль в условиях рынка — это конечная цель и движущий мотив развития организации, прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия или организации, но и является стимулом любой хозяйственной деятельности. Такое значение прибыли обуславливает необходимость управления ею. Для субъекта хозяйствования прибыль является, прежде всего, источником финансовых ресурсов и источником образования фондов предприятия (накопления, потребления, развития и др.), фондообразующим показателем, так как от ее величины зависит размер фондов организации. Также прибыль выступает источником материального стимулирования трудового коллектива и образования имущества, капитала, трудовых и социальных льгот для работников. Кроме того, соотношение прибыли с другими показателями (издержками, основными и оборотными фондами, объемом продаж, выручкой от реализации продукции и услуг и др.) позволяет определить эффективность использования ресурсов организации. И еще один важный момент, иллюстрирующий важную роль прибыли — прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности организации и характеризует достижение эффекта в результате производственно-эксплуатационной деятельности [1, 6, 7].

Как видим, прибыль выступает основным побудительным мотивом организации производственной и хозяйственно-коммерческой деятельности туристского предприятия. К числу факторов формирования прибыли относим леверидж и регулирование финансовых результатов в соответствии с принятой учетной политикой. Одним из специфичных факторов, влияющих на формирование прибыли туристского предприятия, а, следовательно, и налогов на нее, является его учетная политика. Принятым законом о бухгалтерском учете и отчетности и другим нормативным документам, субъектам хозяйствования туриндустрии представлено право выбирать некоторые методы учета, которые могут существенно повлияет на уровень финансовых результатов. Это дает возможность администрации регулировать их легально существующими методами, и соответственно снижает налог на прибыль [1, 8].

Проблема формирования прибыли сводится к проблеме перераспределения первоначально созданного избытка продукта на каждой стадии его движения. Отметим, что порядок использования прибыли, ее назначение зависит от формы хозяйствования и определяется собственниками предприятий (фирм) на основе действующего законодательства.

Одной из важных функций управления прибылью является ее распределение, которое основано на соблюдении трех принципов: обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах; накопление собственного капитала; выполнение обязательств перед государственным бюджетом. Определение того, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования турпредприятия реализуется посредством своевременного, полного и достоверного анализа распределения прибыли. При этом обязательно нужно исследовать направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия [3, 4].

В зарубежной практике используется понятие внутреннего накопления капитала за счет прибыли, отчисляемой в резервный фонд. В России резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства этого фонда имеют целевое назначение — для покрытия непредвиденных потерь, компенсации риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и при распределении прибыли в различные фонды предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование, способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления [5, 7, 8].

В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении туристского предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива, а фонды накопления — в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия. Различие капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления — в результате распределения чистой прибыли.

Российское законодательство предоставляет турпредприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности турпредприятия и ее использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль.

В фондах социального назначения аккумулируется значительная часть прибыли, зарегистрированная или направленная на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития, материальное поощрение работников. По экономическому содержанию фонды — это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределения по фондам для ее целевого использования: на приобретение новой техники; мероприятия социальной направленности; материальное поощрение и прочие нужды.

Без фондовый метод чаще всего используют малые туристские предприятия. Обычно они формируют резервный фонд, отчисления в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учетной политике предприятия.

Прибыль как результат финансовой деятельности характеризует степень деловой активности и финансового благополучия предприятия. По прибыли определяют уровень отдачи авансированных средств в доходность вложений в актив. Порядок распределения и использования прибыли фиксируется в Уставе и определяется положением, основные принципы распределения отражены в учетной политике предприятия. Расходование прибыли может осуществляться либо путем непосредственного финансирования расходов из прибыли, либо путем предварительного формирования за счет прибыли различных фондов, средства которых затем используются по назначению. Многообразие факторов, влияющих на прибыль и рентабельность, требует их классификации, которая в тоже время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности деятельности организации [1, 6, 8].

Таким образом, одни и те же элементы процесса производства, а именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы, определяющие издержки производства. Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема продукции и издержек производства.

Следует иметь в виду, что отдельные составляющие издержек производства (амортизация, материальные затраты или зарплата) и виды авансированных средств (стоимость основных, оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться не в одинаковой степени, а зачастую — и в противоположном направлении и оказывать различное влияние на итоговые показатели работы организации, в частности на прибыль и рентабельность. Так, организация может добиться снижения затрат на производство, увеличения за счет этого прибыли и при нерациональном использовании основных и оборотных средств, например, при наличии неиспользуемого оборудования, излишних запасов товарно-материальных ценностей [6, 8].

Каждый из элементов процесса производства может в свою очередь, стать объектом более детального анализа, основанного на своей системе частых факторных показателей. Так, при анализе эффективности использования основных фондов изучается влияние на фондоотдачу изменения их состава, структуры, технического состояния, структуры и ассортимента продукции, воздействие ценовых факторов, искажающих динамику фондоотдачи из-за несоответствия изменения оборудования и его производительности, использования сменного и внутрисменного фондов времени.

Среди факторов, влияющих на оборачиваемость оборотных средств, изучаются: изменение их поэлементной структуры (поскольку скорость движения отдельных элементов оборотных средств различна); состояние запасов товарно-материальных ценностей; длительность производственного цикла; удельный расход материалов; условия реализации продукции и т.д.

При анализе эффективности использования трудовых ресурсов рассматриваются: состав; структура и квалификация работающих; использование рабочего времени, возможности предотвращения непроизводительных затрат труда; снижение трудоемкости производства за счет осуществления мероприятий по внедрению достижений научно-технического прогресса; кооперирование и специализация производства; ассортимент и структура продукции; совершенствование форм и систем оплаты труда.

Анализ влияния факторов на прибыль, остающуюся в распоряжении организации, связан с изучением распределения прибыли, оценкой их соответствия требованиям интенсивного развития организации.

В своей деятельности любая организация стремится достичь максимума прибыльности при минимизации своих затрат, а это, в свою очередь, напрямую зависит от эффективности ее деятельности. Эффективность предприятия определяется способом производства и напрямую зависит от понесенных затрат. Существуют различные направления повышения эффективности деятельности организации:

  • научно-технический прогресс. Естественно, что при внедрении новых технологий снизятся затраты на производство единицы услуги и через экономию возрастет прибыль и эффективность;
  • ресурсосбережение и модернизация оборудования;
  • привлечение максимального объема инвестиций и их экономное и рациональное использование;
  • повышение качества услуг и, как следствие, увеличение объема продаж;
  • эффективность непосредственно управления финансово-хозяйственной деятельности организации;
  • более активное использование маркетинговых разработок, хотя все факторы должны находиться во взаимодействии.

Использование разработок научно-технического прогресса в туристской отрасли, приводит к значительным успехам в области повышения прибыли и снижения затрат. Новые виды услуг, позволяющие привлечь большее количество отдыхающих, новые технологии обслуживания ускоряют процесс предоставления услуги, новые способы рекламы товаров, все это помогает, как можно более полно удовлетворить спрос населения, что ведет к увеличению товарооборота.

В области рационализации использования ресурсов немаловажную роль играет планирование деятельности предприятия. Привлечение инвестиций позволяет предприятию восполнить недостающие ресурсы для формирования основных и оборотных средств.

Немаловажным фактором в формировании прибыли является человеческий фактор. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников. Получение нового места работы, а так же изменение привычных условий деятельности стимулирует работника, вызывает в нем желание проявить себя с лучшей стороны.

Эффективность деятельности организации во многом зависит от наличия свободных денежных средств, размеров прибыли, затрат, их соотношение, поэтому данная проблема весьма актуальна на сегодняшний день, что предопределило выбор темы исследования, обосновало ее значимость.

Читайте также

Список литературы

  1. Бухалков М.И Планирование на предприятии. – М.: ИНФРА, 2015. – 411 с.
  2. Вотинцева Н.А. Правовое обеспечение туристской индустрии в России. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н / Д: Наука – Спектр, 2015. – 320 с.
  3. Модель государственно-частного партнерства / Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Гришин И.Ю., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 75.
  4. Обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 21.
  5. Организация оперативного контроля в обеспечении качественного обслуживания потребителей предприятия гостиничной сферы / Тимиргалеева Р.Р. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № S6. С. 77-86.
  6. Управление конкурентоспособностью предприятий, отраслей, регионов / Алуян В.С., Белова Е.О., Гавриш Е.С., Гришин И.Ю., Кобозева Е.М., Ковалёва Н.В., Коломыц О.Н., Клочко Е.Н., Прохорова В.В., Скульчес Д.В., Тимиргалеева Р.Р., Урманов Д.В., Черникова В.Е., Шелудько Е.Б., Шутилов Ф.В., Боярчук Н.К., Гайдатов А.В., Казак А.Н., Ланковская Е.К., Лукьянова Е.Ю. и др. - Коллективная монография / Майкоп, 2016.
  7. Экономический потенциал развития социально-экономических систем региона / Царегородцев Е.И., Сайранова М.В. // Йошкар-Ола, 2015.
  8. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Кнышова Е.Н. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2015. – 400 с.

Цитировать

Тимиргалеева, Р.Р. Управление прибылью предприятий туриндустрии в направлении обеспечения их эффективности / Р.Р. Тимиргалеева, И.Ю. Гришин. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 62. — С. 236-242. — URL: https://novainfo.ru/article/12042 (дата обращения: 22.05.2022).

Поделиться