Характер интеграционных процессов, происходящих в экономике

NovaInfo 49, с.114-116
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 0
CC BY-NC

Аннотация

Интеграция - объективно обусловленный процесс развития любой экономической системы, реализуемый через управленческие решения участников для временного достижения централизации ресурсов, увеличении рыночной власти на рынке сырья и готовой продукции, аккумуляции синергетического эффекта за счет уменьшения совокупных издержек, формировании новых конкурентных преимуществ и, как следствие, минимизации предпринимательского риска.

Ключевые слова

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ, СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, ИНТЕГРАЦИЯ, САМООРГАНИЗАЦИЯ

Текст научной работы

Любая система, в том числе и экономическая, представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой элементов, составляющих единое целое с присущими этому целому качественными и количественными характеристиками. При этом внутреннее строение системы (структурирование элементов) само по себе уже интеграционно.

Всеобщий характер интеграционных процессов, происходящих в экономике, связан, прежде всего, с тем, интеграция – это одна из сторон любого процесса развития, заключающаяся в объединении в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции проявляются как в рамках уже сложившейся системы, так и при формировании новой системы из ранее не связанных элементов. В результате увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, надстраиваются новые уровни управления[1]. При этом, отдельные части интегрированного целого могут обладать различной степенью автономии.

С точки зрения теории синертегики, интеграция возникает при нарушении равновесия в системе, однако равновесие представляется временным состоянием, исходя из этого необходимо рассматривать интеграцию в контексте фактора времени. Таким образом, системный подход предполагает исследование интеграции как внутреннего свойства старой (базовой) системы, как процесса развития и как результата указанного процесса.

Интеграция с точки зрения самоорганизации системы формирует определенную временную однородность элементов, т.е. с экономической позиции позволит достигнуть их конвергенции, или сближение различных экономических систем, в том числе, стирание различий между ними, обусловленное общностью социально-экономических проблем и наличием единых объективных закономерностей развития.

Свойства сложной системы определяются не только характеристиками каждого элемента, но и характером их взаимодействий. В социально-экономической системе, в отличие от систем других типов, важнейшим элементом выступает сознательно действующий человек, выполняющий функции управления [2]. Люди, как элементы системы, активно восприимчивы к внешним факторам, под их воздействием участники системы группируются в новые структуры, кооперируются, гармонизируя свои усилия. В этом случае можно говорить о так называемой самоорганизации, которая возникает как процесс реагирования системы на внешние раздражители, но этот процесс инициируется внутри системы, за счет внутренних сил и факторов.. Интеграция - объективно обусловленный процесс, однако в социально-экономических системах ее реализация возможна только через функционирование человеческого фактора при разработке управленческого решения для достижения централизации ресурсов, увеличении рыночной власти на рынке сырья и готовой продукции, аккумуляции синергетического эффекта за счет уменьшения совокупных издержек, формировании новых конкурентных преимуществ и, как следствие, минимизации предпринимательского риска [3].

Особенно ярко интеграционное взаимодействие проявляется на транспорте, как инфраструктурной отрасли национального хозяйства, обеспечивающей гармоничное развитие всех сфер экономики[4]. В этом контексте выделяется автомобильный транспорт [5], которой выступает основным элементом цепочки грузодвижения товара и формирования его потребительской стоимости.

Читайте также

Список литературы

  1. Эйхлер Л.В. Теоретическое осмысление интеграционных процессов на транспорте (на примере автомобильного транспорта)//Вестник Томского государственного университета. 2012. № 365. С. 125-132.
  2. Эйхлер Л.В. Мотивационные аспекты реализации интеграционной стратегии на грузовом автотранспортном комплексе омского региона. //Материалы 63-й научно-технической конференции ГОУ СибАДИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». 2009. С. 240-242.
  3. Эйхлер Л.В. Методологические основы интеграции на автомобильном транспорте. Монография / Л. В. Эйхлер ; Федеральное агентство по образованию, Сибирская гос. автомобильно-дорожная акад. (СибАДИ). Омск, 2008.
  4. Кононова Г.А. Инновационные изменения в управлении транспортными предприятиями. / Г.А. Кононова, М.Г. Григорян //Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2012. № 1. С. 212-216.
  5. Ренгольд, О. В. Перспективы развития автотранспортной отрасли в Российской Федерации [Электронный ресурс] / О. В. Ренгольд, Т. А. Попова // Фундаментальные и прикладные науки – основа современной инновационной системы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых / СибАДИ. – Омск : СибАДИ, 2015. – С. 330–335. - Режим доступа : http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD1.pdf

Цитировать

Эйхлер, Л.В. Характер интеграционных процессов, происходящих в экономике / Л.В. Эйхлер. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 49. — С. 114-116. — URL: https://novainfo.ru/article/7249 (дата обращения: 29.01.2022).

Поделиться