Влияние туризма на экономику стран южной Европы на примере Испании

№49-1,

Экономические науки

В работе представлена краткая оценка экономики Испании, основные тенденции развития туристской отрасли страны, а также место Испании по развитию туризма на международной арене с целью определения роли туризма для экономики стран Южной Европы на основании объединяющих эти страны факторов: географическое положение, хозяйство, специализация в МГРТ.

Похожие материалы

Цель исследования: определить, какую роль играет туризм для экономики стран Южной Европы.

Методы исследования:

  • анализ литературных и статистических источников; анализ международных рейтингов;
  • работа с картографической информацией, а также сравнение имеющихся данных с другими показателями;
  • SWOT-анализ конкурентоспособности региона;
  • расчет индекса туристской избирательности;
  • анализ индекса конкурентоспособности стран мира в сфере туризма и путешествий.

Информационную базу исследования составили:

  • сайты официальной статистики стран Южной Европы;
  • данные Всемирной Торговой Организации;
  • данные Всемирной Туристской Организации;
  • данные Мирового экономического форума;
  • публикации периодических изданий;
  • учебные пособия по теории туризма;
  • материалы сети Интернет.

Объект исследования: одна из крупнейших стран Южной Европы – Испания.

Предмет исследования: туризм, как важнейшая составляющая развития экономики стран Южной Европы.

Задачи исследования:

  • Определить основные виды туризма, присущие для стран Южной Европы;
  • Дать характеристику факторам, способствующим успешному развитию туризма в странах Южной Европы;
  • Рассмотреть влияние туризма на экономику Испании;
  • Выявить основные направления и проблемы развития туризма в странах Южной Европы.

Сегодня туризм – это одна из главных составляющих мировой экономики. Туризм на современном этапе развития – наиболее прибыльный и быстро развивающийся бизнес.

Туризм выполняет ряд важных функций: решает вопрос занятости населения, обеспечивает наполнение отелей, гостиниц, ресторанов посетителями, способствует росту их числа массово-зрелищные мероприятий, туризм привлекает и обеспечивает приток иностранной валюты в свою страну.

Туризм рассматривается как катализатор региональной экономики, позволяющий задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наиболее эффективным образом использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал территории при сохранении экологического и культурного разнообразия.

Европа – один из важнейших туристических центров мира. Одним из наиболее привлекательных районов для развития туризма является Южная Европа. Особенность развития туризма в странах именно Южной Европы заключается в том, что для них туризм является одним из важнейших источников дохода. Страны Южной Европы относят к наименее развитым среди других европейских стран. Исходя из этого, можно сделать вывод, что совершенствование сферы туризма является одной из приоритетных задач для развития экономики в странах Южной Европы.

Среди государств Южной Европы особенно выделяется Испания. Сегодня эта страна прочно занимает лидирующие позиции в рейтинге мировых туристических держав, как по объему прибытий, так и по доходам в этой отрасли.

Характеристика Южной Европы

Государства Южной Европы расположены на полуостровах и островах крайнего юга Европы. Основные связи с внешним миром для большинства из них осуществляются морем. Страны Южной Европы лежат на важных транспортных путях из Европы в Азию и Африку, Центральную и Южную Америку. Под странами Южной Европы подразумевают Италию, Испанию, Португалию, Грецию, а также небольшие государства - Андорру, Сан-Марино, Монако, Мальту, Ватикан и Кипр. Южная Европа включает Пиренейский, Апеннинский и Балканский полуострова, а также многочисленные средиземноморские острова.

Для того чтобы наиболее ёмко охарактеризовать Южную Европу, был использован метод SWOT-анализа, в котором отражены все неблагоприятные и благоприятные факторы развития данного региона, включая и те, что способствуют развитию туризма (см. табл.1).

Табл. 1. SWOT-анализ конкурентоспособности стран Южной Европы

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренние факторы

S-сильные стороны:

  • Выгодное географическое положение;
  • Теплые воды Средиземного моря;
  • Наличие границ с развитыми странами Европы: Францией, Швейцарией, Австрией;
  • Благоприятный, жаркий климат;
  • Разнообразный пейзаж, флора и фауна;
  • Множество полезных ископаемых;
  • Развитое сельское хозяйство;
  • Богатое историческое и культурное наследие;
  • Яркие и уникальные национальные традиции;
  • Основные отрасли специализации: международный туризм и сельское хозяйство;
  • Распространена горнодобывающая промышленность;
  • Развитая легкая промышленность;
  • Наличие разнообразных курортов;
  • Наличие множества памятников и достопримечательностей международного масштаба и значения.

W-слабые стороны:

  • Ограниченность минеральных, в частности энергетических, ресурсов;
  • Почти полное отсутствие своей нефти;
  • Высокий уровень безработицы;
  • Экономическая неразвитость;
  • Специализация на сельском хозяйстве;
  • Средний уровень развития промышленности;
  • Невысокий естественный прирост населения => «старение нации».

Внешние факторы

O-дает возможности для развития:

  • Наличие широкого диапазона международных и внутригосударственных связей;
  • Туризм – важнейший источник доходов;
  • Развитая инфраструктура;
  • Содействие развитию рынков наукоемкой продукции, защита интеллектуальной собственности, стимулирование взаимосвязанности инвестиций с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками;
  • Инновационный потенциал;
  • Развитая транспортная сеть;
  • Развитие речного транспортного туризма;
  • Развитие сотрудничества с другими странами Европы.

T-предоставляет угрозу, создает помехи:

  • Высокие экологические нагрузки;
  • Высокие транспортные тарифы;
  • Угроза существования объектов культурного наследия;
  • Стремительное истощение ресурсов;
  • Большое количество конкурентов.

Примечание: составлено автором

Туризм в странах Южной Европы

На Южную и Средиземноморскую Европу приходится около 2/3 всех прибытий туристов в Европу (см. рис.1). Для Южной Европы наряду с Западной характерна наиболее высокая туристская активность – более 60 прибытий на 100 человек. Страны Южной Европы – Испания, Италия и Греция – входят в десятку стран с самым высоким доходом от международного туризма. В Южной Европе развиты практически все виды туризма: лечебно-оздоровительный, деловой, религиозный, экскурсионный и многие другие [1].

Туристский баланс стран Европы

Туристский баланс – это отношение между стоимостью товаров и услуг, реализованных иностранцами в данной стране, и стоимостью товаров и услуг, реализованных гражданам данной страны за рубежом. Если сальдо туристского баланса положительное, то говорят, что для экономики этой страны туризм активный, если отрицательное — пассивный (см. табл.2, 3).

Рис.1. Международные туристские прибытия в Европу (2014 г.).

Примечание: составлено автором на основе данных World Tourism Organization[2]

Табл.2

Классификация стран Европы по туристскому балансу

Положительное сальдо

Отрицательное сальдо

Испания + 21271,5 млн.$

Германия -33770,1 млн.$

Италия + 15563,7 млн.$

Великобритания – 5026,4 млн.$

Греция +2507,3 млн.$

Нидерланды – 4967,4 млн.$

Франция +10676,3 млн.$

Бельгия, Люксембург – 3444,4 млн.$

Португалия +2003,7 млн.$

Австрия + 1716,6 млн.$

Швейцария +1245,0 млн.$

Ирландия +190,0 млн.$

Примечание: составлено автором на основе данных сайта Eurostat [3]

Табл. 3. Роль туризма в экономике стран Южной Европы

Страна

Доля туризма в ВВП (%)

Доля туризма в ВВП страны с учетом эффекта мультипликатора (%)

Количество занятых в туризме (тыс. чел.)

Доля занятых в туризме (% от общего числа занятых в экономике)

Испания

5,3

14,7

482,2

2,7

Италия

3,2

8,5

857,1

3,8

Греция

6,7

16,8

349,9

8,9

Примечание: составлено автором на основе данных сайта Eurostat

Экономика Испании

Королевство Испания занимает 85% Пиренейского полуострова на юго-западе Европы. Приморские районы Испании являются рекреационными зонами международного значения. Благодаря развитию этих областей туризм стал важнейшей статьей дохода испанской экономики.

Основой для развития туризма является фактор развитости экономики страны. Ведь туристская отрасль и все ее составляющие – это не только природные и исторические предпосылки, но и уровень сервиса, предопределяемый уровнем экономического развития страны.

Экономика Испании является пятой по величине в Европейском союзе (по номинальному ВВП) и двенадцатой в мире. С точки зрения ППС, экономика этой страны также является одной из крупнейших в мире. Основные отрасли промышленности Испании: металлургия, пищевая промышленность, текстильная промышленность, химическая промышленность, туризм. Основными локомотивами экономики Испании в настоящее время являются экспорт и туризм.

Наибольший доход Испании приносит сфера услуг (см. рис.2). Значительную роль в сфере услуг играет туристская отрасль.

Рис. 2. Структура ВВП Испании по секторам экономики.

Примечание: составлено автором на основе данных National Institute of Statistics[4]

Роль туризма в экономике Испании

Испания – один из крупнейших центров международного туризма (см. рис.3, 4, 5, 6).

Рис. 3. Страны-лидеры по числу международных туристских прибытий, млн. чел. (2013 г.). Примечание: составлено автором на основе данных World Tourism Organization

Рис. 4. Страны-лидеры по доходности от международного туризма, млрд. $ (2014 г.). Примечание: составлено автором на основе данных World Tourism Organization

Туризм оказывает огромное влияние на экономику Испании. Благодаря туризму, изменились приоритеты во многих сферах народного хозяйства, а также уровень жизни населения. Туризм в Испании также стимулирует развитие других отраслей экономики. Например, в последнее время все большее значение в Испании приобретают:

  • рекламный бизнес,
  • картография,
  • средства массовой информации.

Кроме того, туризм оказывает влияние и на уровень развития инфраструктуры страны. Создается все больше предприятий в сфере туризма и, соответственно, десятки тысяч людей получают новые рабочие места; формируются новые финансовые потоки (см. рис.7).

Рис. 5. Количество прибытий в Испанию резидентов и нерезидентов в места туристских размещений. Примечание: составлено автором на основе данных сайта Eurostat

Рис. 6. Количество прибытий иностранных туристов в Испанию в 2001-2010 гг.: десятка лидеров. Примечание: составлено автором на основе данных Национального института туристических исследований Испании (IET) [5]

Рис. 7. Количество туристских учреждений и спальных мест в Испании.

Примечание: составлено автором на основе данных сайта Eurostat

Одним из самых знаменитых и посещаемых в Европе регионов является Каталония (см. рис.8).

Рис. 8. Иностранный туризм в Испании по автономным сообществам, 2013 г. Примечание: составлено автором на основе Frontur i Egatur de l’IET

Неудивительно, что именно Каталония отличается одним из самых высоких индексов социально-экономического развития в Испании. С точки зрения экономики Каталония относится к самым развитым районам Испании. Ее называют «испанской Швейцарией». Она дает 20% валового продукта всей страны [6]. Главная отрасль хозяйства района, практически не имеющего полезных ископаемых, уже не сельское хозяйство, в нём занято лишь 2% населения, а промышленность — 25% трудоспособного населения, и сфера услуг — 64% населения [7].

Самыми популярными курортами в Испании по запросам в системе Tourindex в 2013 г. стали: Тенерифе, Коста-Брава, Коста-Дорада, Майорка (см. рис.9).

Рис. 9. Долевое распределение запросов по Испании к различным курортам в системе Tourindex (2013 г.). Примечание: составлено автором на основе данных[8]

Влияние туризма на экономику имеет и некоторые отрицательные стороны. Одной из наиболее острых проблем, вызванных развитием туризма, является состояние окружающей среды, которая актуальна, прежде всего, для средиземноморской и южной приморских зон Испании. Проблема состоит в том, что побережья этих районов буквально перегружены туристами, вследствие чего в последнее время власти этих приморских зон пытаются стимулировать увеличение интереса туристов к их внутренним областям районов.

Проблема местных сезонных миграций населения является следствием сезонности самого туризма. Например, население Коста-Брава в сезон увеличивается с 2 до 27 тыс. человек [14].

Приморская рекреационная зона в наибольшей степени испытывает последствия сезонности туризма. Сезон наибольшей туристической активности на побережье наблюдается примерно в течение четырех месяцев – с июня по сентябрь, с максимальной нагрузкой в июле и августе (см. рис.10).

Рис. 10. Уровень заполняемости спальных мест в туристских учреждениях Испании по месяцам. Источник: Instituto Nacional de Estadistica [9]

На развитие туристкой отрасли напрямую влияет транспортная доступность региона и развитость его инфраструктуры. Повышая привлекательность Испании за счет ее транспортной доступности, регион привлекает большое количество иностранных туристов, а, следовательно, и денежных средств в регион. Инфраструктура Испании развита на высоком уровне. К услугам туристов предоставляются: рестораны и бары, площадки для гольфа, горнолыжные станции, спортивные порты, предназначенные для занятий парусным спортом.

Порт Барселоны — один из крупнейших в Южной Европе, через него проходят маршруты многочисленных средиземноморских круизных лайнеров. В 2014 году в испанские порты прибыло уже 7,6 миллионов пассажиров и 3 702 круизных лайнера.

Аэропорт Барселоны располагает развитой инфраструктурой для перевозки грузов, в 2009 году он был признан лучшим грузовым аэропортом Европы.

Также, как сообщают новости Каталонии, компания Megabus, известный автобусный лоукостер, анонсировала запуск новых маршрутов, соединяющих Барселону с городами Франции и Германии [10].

Испания часто является лидером по числу «Голубых флагов»: в 2012 году 538 пляжей были награждены этим почетным знаком. В общем, каждый 6-й испанский пляж имеет «Голубой флаг» [11].

Помимо прочего, Испании на сегодняшний день принадлежит шестое место в мире по количеству полей для гольфа – 590 на всю страну. По статистическим данным, 35% от общего числа гольф-туризма в Европе пришлось именно на Испанию [9].

Таким образом, общий уровень экономического развития Испании является мощнейшим фактором развития индустрии туризма.

Это объясняется определенной политикой правительства Испании, направленной на возведение индустрии туризма в основную отрасль экономики, дающую гигантские доходы в бюджет государства.

Согласно официальным данным Национального института туристических исследований Испании, в 2013 г. страну посетили более 41 млн. иностранцев, что на 3,4% больше предыдущего года.

Въездной поток в Испанию по странам представлен следующим образом:

  1. британцы (19,6%);
  2. немцы (17,1%);
  3. французы (11%);
  4. США и Италия (по 5,3%);
  5. Нидерланды и Россия (по 3,6%).

Туризм является одной из основополагающих экономических отраслей, которая стремительными темпами возрождается после кризиса 2008 года. В 2012-2013 годах туристическая отрасль обеспечивала около 11% от всех рабочих мест в экономике и составляла примерно 10% всей экономики [12].

Министр промышленности и туризма Хосе Мануэль Сориа сообщила, что к концу 2014 года число туристов, посетивших Испанию, превысило 64 млн. человек. Таким образом, был побит рекорд 2009 года.

Тенденцию роста не переломило даже резкое снижение числа туристов из России (на 32,6% в ноябре и на 9,7% в годовом исчислении). Это снижение было компенсировано притоком бельгийцев (на 15,8%), итальянцев (14,7%), немцев (6%), голландцев (6,2%) и англичан (4,9%) [13].

Заключение

Туризм является важнейшей статьей дохода для южных стран, которые в недостаточной степени обеспечены минеральными и/или энергетическими ресурсами, а также имеют низкий уровень развития промышленности и машиностроения.

Ярким примером таких стран в Европе выступает Испания. На сегодняшний день она является лидером в международном туризме, за счет которого привлекает в свою страну денежные средства и иностранных гостей со всего мира. Туризм в Испании располагает огромной материальной базой, которая обеспечивает занятость миллионов людей, а также взаимодействует почти со всеми отраслями хозяйства данной страны.

С уверенностью можно выделять следующие факторы, успешно влияющие на формирование туристского потенциала Испании:

  • Природные факторы;
  • Культурно-исторические факторы;
  • Социально-экономические факторы.

Успешное развитие туризма не только обеспечивает занятость населения, оно также стимулирует развитие туристской инфраструктуры, такой, как: гостиничный и ресторанный сектор, средства размещения туристов; оно также способствует развитию транспортной инфраструктуры и доступности.

Учитывая сильнейшую конкуренцию в туристской отрасли и разнообразие всемирных культурных достопримечательностей, стране необходимо, помимо всего прочего, уделять внимание сохранению и развитию индивидуальных традиций и особенностей, поддержанию на достойном уровне памятников и культурных ценностей, а также оптимизации экологической обстановки и окружающей среды.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что по уровню развития туризма в стране можно многое сказать не только об экономике данного государства, но и о транспортно-логистической системе, экологической обстановке, культуре и образе жизни.

Список литературы

  1. http://www.grandars.ru/
  2. http://www2.unwto.org/
  3. http://ec.europa.eu/eurostat
  4. http://www.insse.ro/cms/en
  5. http://www.spain.info/ru/
  6. http://www.mify.org/
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. http://www.tourindex.ru
  9. http://www.ine.es/
  10. http://catalunya.ru/page/index.html/_/trans/bon-voiazh-port-barselony-%E2%80%94-kruiznyj-lider-evrop-r2401
  11. http://love-spain.ru/index.php
  12. http://paraiso.ru/
  13. http://catalunya.ru/
  14. www.tourspain.es