Методологические аспекты моделирования логистических процессов в региональных организационно-экономических системах

№50-1,

Экономические науки

В статье рассматриваются вопросы необходимости и возможности разработки направлений моделирования логистических процессов в региональных организационно-экономических системах и определяются факторы их развития.

Похожие материалы

Постановка проблемы в общем виде

Региональные организационно-экономические системы охватывают и координируют процессы производства, закупки и распределения продукции, а также служат основой при стратегическом планировании и прогнозировании развития конкретного региона.

Логистика объединяет процессы, которые еще до недавнего времени считались экономически самостоятельными процессами управления производством, транспортированием, складским хозяйством, запасами, финансами, персоналом, информационными потоками в единую региональную организационно-экономическую систему.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки, которые на своем пути проходят разные производственные, транспортные, складские цепи.

При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками решаются в каждой цепи в отдельности. В этом случае управление хозяйственными процессами осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Эти методы можно также использовать и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Но переход от изолированной разработки достаточно самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Такой подход в управлении логистическими процессами требует широкого использования экономико-математических моделей и методов.

Анализ последних исследований и публикаций

Моделирование проблем производства, потребления, финансов, маркетинга оказывает содействие повышению гибкости логистической системы и обеспечивает быструю адаптацию системы к изменениям в условиях микро- и макросреды [1].

Логистические процессы действуют как процессы преобразования состояния системы в зависимости от объекта (время, место, состав, количественные и качественные характеристики).

Моделирование логистической деятельности охватывает такие направления:

  • организация размещения производственных объектов и материальных потоков;
  • транспортирование грузов и их подготовка к перевозке;
  • организация финансовых инвестиций;
  • организация использования отходов и вторичного сырья;
  • управление процессами переработки сырья и материалов;
  • организация согласованного материально-технического обеспечения;
  • планирование процессов производства;
  • обеспечение ресурсами;
  • распределение продукции.

Основными методами, которые можно использовать для решения задач в области логистики, являются: методы системного анализа; методы теории исследования операций; кибернетический подход; прогностика.

Использование этих методов позволяет прогнозировать материальные потоки, строить интегрированные системы управления и контроля их движения, разрабатывать системы логистического обслуживания, оптимизировать запасы и решать другие задачи.

Широкое использование в логистике имеют разные методы моделирования, то есть исследования логистических систем и процессов путем построения и изучения их моделей.

При этом, поддерживая мнение автора работы [2], который под логистической моделью предлагает понимать «…вид, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, который используется в качестве их заменителя», дадим свое определение, суть которого заключается в следующем. Логистическая модель – это упрощенное представление процесса перемещения материального и сопутствующего ему информационного и финансового потоков, используемое с целью прогнозирования их поведения в определенной ситуации и оптимизация процесса управления.

В этом аспекте отметим, что в основе теории и практики логистики лежит анализ полной стоимости, которая является достаточно эффективным методом управления материальными потоками. Анализируя полную стоимость, необходимо учитывать все экономические изменения, которые возникают при каких-либо изменениях в логистической системе. При этом идентифицируются и группируются все затраты, которые позволяют уменьшить суммарные затраты. Этот метод является очень популярным, если необходимо сделать выбор из двух или больше альтернатив [3].

Как известно, моделирование базируется на том, что системы или процессы схожи между собою полностью или частично. Основная цель моделирования - прогнозирование поведения процесса или системы. Существенной характеристикой какой-либо модели является степень подобия между моделью и моделируемым объектом. По этим признакам все модели можно разделить на изоморфные и гомоморфные (рисунок 1).

Довольно широко в логистике используют экспертные системы - специальные компьютерные программы, с помощью которых специалисты принимают решение по вопросам управления материальными потоками. Экспертные системы используются на разных этапах логистического процесса и значительно облегчают решение проблем, которые требуют определенного опыта и затрат времени.

Методологической основой сквозного управления материальным потоком (концепция логистики) является системный подход, который рассматривает отдельные объекты логистики как единую систему и позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем со всеми его интегрированными свойствами и связями.

 Общая классификация моделей
Рисунок 1. – Общая классификация моделей

Следует также заметить, что управление в логистике характеризуется, как правило, значительной номенклатурой объектов управления: большое количество покупателей, довольно широкий ассортимент товаров, разнообразные грузы и т.п.

Для эффективного принятия управленческих решений, связанных с уменьшением запасов, уменьшением количества перемещений, общего увеличения прибыли предприятия, а также для достижения других целей, в логистике широко применяют АВС-анализ. Главная идея метода состоит в том, чтобы из всего количества однотипных объектов выделить наиболее значительные с точки зрения определенной цели.

В экономике довольно известно так называемое правило Парето (20/80), в соответствии с которым лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми имеем дело, дает приблизительно 80% результатов этого дела. Взнос последних 80% составляет только 20% общего результата.

Согласно методу Парето значительное множество управляемых объектов распределяется на две неодинаковые части, а метод АВС предлагает более глубокое распределение - на три части. При этом необходимо сначала все управляемые объекты оценить по степени вклада в результат деятельности. По результатам АВС-анализа средства на управление перераспределяются таким образом, чтобы в целом уменьшить затраты на управление и одновременно с этим повысить его эффективность.

Противоположным АВС-анализу является анализ XYZ, в котором все объекты управления (ресурсы, товары и т.д.) распределяются на три группы в зависимости от степени равномерности спроса и точностью прогнозирования (таблица1).

Таблица 1 – Распределение объектов управления согласно XYZ-анализу

Показатель

Х

Y

Z

Характеристика спроса

Равномерный, или имеет незначительные колебания

Значительные колебания спроса

Спрос возникает эпизодически

Возможности прогнозирования спроса

Прогнозируется хорошо

Прогнозирование на среднем уровне

Прогнозировать очень тяжело

Главным признаком, на основании которого отдельную позицию объекта управления относят к конкретной группе X, Y или Z является коэффициент вариации спроса (ν) по этой позиции [4].

Вопросы моделирования современных организационно-экономических систем, в т.ч. логистических, рассматриваются нами достаточно широко. Так, в работах [5-12] представлен авторский взгляд на формирование экономико-математической модели формирования оптимального ассортимента туристско-рекреационных услуг, бизнес-модели инновационного развития предприятия, обобщенной модели динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса, модели системы управления качеством оказываемых услуг на предприятиях сферы гостеприимства, модели распределительной логистики в управлении затратами субъектов хозяйствования.

Вместе с тем, отдельного внимания заслуживают методологические вопросы моделирования логистических процессов в региональных организационно-экономических системах, раскрытие которых позволит оптимизировать принятие управленческих решений, связанных с их функционированием и развитием.

Формулирование целей статьи

Основная цель работы заключается в разработке направлений моделирования логистических процессов в региональных организационно-экономических системах и определении факторов их развития.

Изложение основного материала

Мы рассмотрели минимально достаточное количество моделей и методов, с помощью которых можно решать логистические задачи в регионе. В таблице 2 сгруппированы модели и методы по направлениям моделирования логистических процессов в региональных организационно-экономических системах.

Таблица 2 – Направления моделирования логистических процессов региональных организационно-экономических системах

Направления моделирования

Модели и методы

Снижение финансовых затрат

Моделирования задач согласование решений по цепям логистической системы;

АВС-анализ

Развитие маркетинг-логистических функций

Маркетинговая модель

Управление запасами

Моделирование на основе применения теории активных систем

Взаимосвязь задач управления запасами и оперативных задач поставок ресурсов

Методы теории расписаний

Управление производственно-потребительскими системами

(задачи сглаживания)

Теории риска

Проблемы внешних эффектов

Диаграмма Эджуорта

Выбор надежных контрагентов по снабжению ресурсов и продуктов

АВС-анализ

Контролинг материально-технического обеспечения производства и сбыта продукции

АВС-анализ

Классификация поставщиков

АВС-анализ

Выбор поставщиков ресурсов

Модель концепции допустимого риска

Построение цепей снабжения

АВС-анализ;

Матрица группирования поставщиков

Определение спроса

Логистический анализ

Оптимизация логистических процессов

Симплекс-метод

Планирование работы предприятия

Метод миссий

Определение оптимальных путей перевозки грузов

Геоинформационные системы

Материально-техническое обеспечение и рациональное использование материальных ресурсов

Стратегические матричные игры;

Моделирование конфликтов между подразделами

Планирование потребностей в материалах

Алгоритм MRP

Принятие разных решений в логистике

Теория полной стоимости

Усиление контроля товарных запасов

АВС-анализ;

XYZ-анализ

Выбор поставщика

Теория полной стоимости

Контроль в сфере закупочной деятельности и принятия решений по размещению заказов

Расчет рейтинга поставщиков

Управление затратами по доведению материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю

Пооперационный учет затрат

Размещение товаров на складе

Методы, основанные на использовании ЭВМ;

Применение правила Парето;

Разложение карточек

Определение размеров технологических зон состава

Математические модели и методы

Расчет минимально разрешенного оборота грузов на составе

Определение точки безубыточности деятельности состава

Принятие решения об использовании арендованного склада

Графический метод

Определение местоположения предприятия

Метод определения центра весы

Разработка маршрутов и составление графиков снабжения

Моделирование ситуации;

Использование теории компромиссов;

Использование критерия минимума стоимости доставки

Определение срока замены транспортного средства

Метод минимума общих затрат

Транспортные задачи

Методы линейного программирования;

Модели транспортного обслуживания

Управление логистическими процессами с широким использованием моделей и методов является очень актуальным вопросом современности. Рассмотрение с формальных позиций проблем производства, потребления, финансов, маркетинга оказывает содействие повышению гибкости организационно-экономической системы и быстрой адаптации к переменным условиям микро- и макросреды.

Логистические системы руководят так называемыми логистическими процессами, которые действуют как процессы преобразования состояния системы в зависимости от объекта. При этом объектами системы выступают: место, время, состав, количественные и качественные характеристики.

Моделирование логистических процессов в региональных организационно-экономических системах охватывает такие направления, как:

  • организация пространственного размещения производственных объектов и материальных потоков;
  • транспортирование грузов и подготовка их к перевозке;
  • организация финансовых инвестиций;
  • организация использования отходов и вторичного сырья;
  • управление процессами переработки сырья и материалов;
  • организация согласованного материально-технического обеспечения;
  • планирование процессов производства, обеспечения ресурсами и распределения продукции.

Использование теории активных систем в моделировании такого логистического процесса, как управление запасами, позволяет сформировать управляющее влияние и обеспечить более достоверной информацией относительно спроса потребителей и производственных возможностей конкурирующих фирм. На основе анализа зависимости спроса от степени его удовлетворения можно строить методологию решения задач управления запасами, которые замкнуты на спросе.

В логистических процессах имеет место тесная взаимосвязь задач управления запасами и оперативными задачами снабжения ресурсами, которые можно решать с помощью теории расписаний.

В логистических процессах также важную роль играют элементы динамики и фактор времени, поэтому научный интерес приобретает задача сглаживания, которая относится к категории управления производственно-потребительскими системами. При этом выделяют два класса задач сглаживания:

  • сглаживание процессов на основе регулирования;
  • сглаживание методом образования запасов ресурсов в отдельных цепях логистической системы.

Логистическую систему можно также представить с позиций кибернетического подхода, как систему, которая состоит из множества логистических элементов, преобразующих входные финансово-материальные потоки. При этом высочайшей формой организации логистической системы является ее представление в виде «следящей» системы управления, которая может функционировать как интегрированная система управления логистическими функциями, которые выполняются элементами логистической системы в разных ситуациях.

В рыночной среде могут применяться такие критерии, как минимум общих логистических затрат, максимальный объем реализации продукции, максимальный объем прибыли, привлечение новых рыночных сегментов, удержание позиций на рынке.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Таким образом, можно смело утверждать, что на современном этапе развития экономики понятия логистики и логистического управления стали более содержательными и проникают в разные сферы производства и товарного обращения. На это, по нашему мнению, влияют, как минимум, следующие факторы:

  • широкое использование новейших методов расчетов;
  • наличие современной вычислительной и информационной техники и технологии;
  • развитие взаимодействия элементов региональной организационно-экономической системы;
  • интенсивные методы хозяйствования.

Учет данных факторов при моделировании логистических процессов сможет обеспечить эффективное функционирование региональных организационно-экономических систем. В целом методология моделирования логистических процессов может активно использоваться при управлении региональной организационно-экономической системой «бальнеологическая курортная территория».

Работа выполнена при поддержке Администрации Краснодарского края и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 16-46-230121 «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики»).

Список литературы

  1. Модели в рыночной экономике: (Сб. науч. тр.). Донецк: ДонГУ, 2000. – вып. 3. – 262 с.
  2. Омельченко И.Н. Моделирование логистико-ориентированного процесса управления организационно-экономической устойчивостью промышленного предприятия // Вестник машиностроения. – 1997. - №2. – С.42-46.
  3. Управление затратами на предприятии / В.Г. Лебедев, Т.Г. Дроздова, В.П. Кустарев и др.; Под общ. ред. Г.А. Краюхина. СПб.: «Издательский дом «Бизнес-пресса», 2000. – 277 с.
  4. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 512 с.
  5. Математические методы моделирования и управления развивающимися социально-экономическими системами (на примере туристко-рекреационной сферы) / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2015.
  6. Модель распределительной логистики в управлении затратами субъектов хозяйствования / Тимиргалеева Р.Р. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 49-1; URL: http://novainfo.ru/article/7311.
  7. Моделирование и структуризация системы управления предприятиями курортно-рекреационной сферы на основе элементов теории нейронных сетей: основы методологии / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2015. № 3. С. 217-220.
  8. Обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 21.
  9. Экономико-математическая модель формирования оптимального ассортимента туристско-рекреационных услуг / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // В сборнике: Новое слово в науке: перспективы развития материалы III Международной научно–практической конференции. 2015. С. 218-220.
  10. Формирование бизнес-модели инновационного развития предприятия на основе сценарного подхода / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // В книге: Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016) Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. под ред. А. В. Бабкина. 2016. С. 526-535.
  11. Формирование модели системы управления качеством оказываемых услуг на предприятиях сферы гостеприимства / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016 г. – № 49-1; http://novainfo.ru/article/7253.
  12. Rena Timirgaleeva, Igor Grishin. Modeling the Dynamics of Prices, Sales Volume and Inventory of Goods Inflation-Adjusted Costs // European Journal of Scientific Research, 2015, No.1. (11), (January-June). Volume III. «Paris University Press», 2015. - 865 p. Proceedings of the Journal are located in the Databases Scopus. Source Normalized Impact per Paper (SNIP): 3.796 SCImago Journal Rank (SJR): 3.925; ISSN: 0140-5286, Р.139-151.