Философия хозяйства С.Н. Булгакова и модернизация экономики

№50-1,

Экономические науки

Учение русского философа и богослова С. Н. Булгакова утверждает социальную человеческую деятельность, в том числе и экономическую, как богоугодную и благословенную, а потому необходимую сферу жизни человека. Булгаковская философия хозяйства дает православное постижение экономической деятельности, поскольку религия здесь выступает не просто как фактор, влияющий на экономическую жизнь, но как целостная перспектива мировидения, фундаментальная система координат для оценки реальности. Ключевым признаком хозяйства, с точки зрения русского мыслителя, является труд, трудовая деятельность человека. Труд преобразует не только окружающий мир, но и самого человека. Роль христианства в общественном и экономическом прогрессе трудно переоценить: оно изменило отношение человека к труду, сделало труд признаком доблести и достоинства, преодолело царившее в древнем мире высокомерное и презрительное отношение к труду

Похожие материалы

Современные процессы глобализации и регионализации затрагивают все сферы человеческой деятельности. Одним из основных факторов развития регионов, отраслей, компаний являются трудовые ресурсы. Качество трудового потенциала: образовательное, интеллектуальное, культурный уровень работников, их квалификации и творческие способности служит базисом прогрессивных изменений в региональных инновационных подсистемах, импульсом перехода к постиндустриальному обществу[1-5].

Интеллектуальные, творческие способности человека в инновационной экономике играют определяющую роль. Недооценка личностных, нематериальных качеств человека, таких как нравственные установки, этические ценности и нормы поведения, отношение к труду и своим обязанностям, патриотизм, также ведет к отрицательным последствиям и экономическим потерям [6-11].

Получение новых знаний происходит как в сфере профессиональной деятельности, так и в духовной сфере [12].

Проблемы экономики и духовности нашли свое развитие в трудах ученых различных направлений: экономистов, социологов, философов и др.

Творчество выдающегося русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) является не простым для понимания. Это был мыслитель, руководствовавшийся, прежде всего, религиозной интуицией, зачастую не доводя своих идей до полной ясности. Его взгляды и направление творческого поиска не раз претерпевали изменения.

По отношению к социальным проблемам христиане обычно занимают две противоположные позиции. Одни считают, что дело нашего спасения совершается в глубинах души, и устроение общества к этому вовсе непричастно. Спастись можно при любом социальном строе, ибо всегда есть возможность и углубленной молитвы и проявления актов милосердия. Разговоры же о влиянии социального строя, лишь обличая земной характер помышлений, являются соблазном, который следует всячески избегать. Другие, наоборот, считают, что социальная сфера совсем небезразлична для нашего спасения. Бог сотворил человека существом социальным, и потому духовное возрастание человека требует преображения социального строя. Церковь не может замкнуться в себе, она должна активно работать над созиданием новых общественных отношений, отвечающих заповеди христианской любви.

Философ, без сомнения, исповедовал вторую позицию. Более того, он постоянно боролся с первым образом мыслей. Он старался противопоставить им более продуманную концепцию, глубже осмыслить основы христианской социальности. Но весь его непростой путь свидетельствует, что он никогда не уходил в духовный затвор личного спасения, но будучи и социологом-экономистом, и философом, и богословом всегда исповедовал убеждение, что социальная человеческая деятельность, в том числе и экономическая, есть богоугодная и благословенная, а потому необходимая сфера жизни человека. Эта мысль – как бы лейтмотив всей булгаковской философии. «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, – он творит культуру, как гласит распространенная формула наших дней» [13, c.173].

С.Н. Булгаков – личность творческая, ищущая, развивающаяся. В своем развитии его социальные воззрения прошли ряд периодов (рис. 1).

Рисунок 1 - Периоды социальных воззрений С.Н. Булгакова

В 1912 году выходит его книга «Философия хозяйства». В предисловии к ней философ пишет: «Для автора настоящая работа имеет еще и совершенно особое значение, ибо в ней подводится внутренний итог целой полосы жизни, окрашенной экономическим материализмом» [13, c.4]. Действительно, в этой книге автор и подводит итог своему чисто социально-экономическому творчеству и одновременно начинает череду богословских работ. По сути дела, работа философа посвящена критике существующей политической экономии, предлагая новый взгляд на хозяйство, взгляд от Бога. Основной вопрос, на который хочет ответить Булгаков – это вопрос о смысле хозяйства с точки зрения Бога.

Булгаковская философия хозяйства дает православное постижение экономической деятельности, поскольку религия здесь выступает не просто как фактор, влияющий на экономическую жизнь, но как целостная перспектива мировидения, фундаментальная система координат для оценки реальности.

В интерпретации мыслителя человечество посредством экономической деятельности созидает собственную историю как историю собственного тела, потому что потенциальное тело для человека - весь мир. Разумно преобразовывая природу хозяйственной деятельностью, человечество созидает собственное универсальное естественное тело, изображая в своей деятельности Божественный образ бытия. Формы экономической рациональности имеют в качестве основания духовный опыт. С точки зрения булгаковского религиозного материализма, любой тип экономики является материальным отражением религиозных взглядов человека. Критерием рациональности экономического действия выступает религиозный идеал.

Ключевым признаком хозяйства, с точки зрения русского мыслителя, является труд, трудовая деятельность человека. Труд – целенаправленное преобразование человеком окружающей его природы, а также познание ее тайн. Христиане должны делать все возможное для того, чтобы:

а) труд человека был свободным, творческим (творческий труд уподобляет человека Богу как Творцу);

б) строго относиться к своим трудовым обязанностям (независимо от присутствия или отсутствия творческого начала в труде).

Труд преобразует не только окружающий мир, но и самого человека. Роль христианства в общественном и экономическом прогрессе трудно переоценить: оно изменило отношение человека к труду, сделало труд признаком доблести и достоинства, преодолело царившее в древнем мире высокомерное и презрительное отношение к труду.

C позиции С. М. Булгакова, в капиталистическом мире созревает дух экономизма (сведение объяснения любой социальной, политической и культурной действительности к экономическому базису — соотношению спроса и предложения, при отрицании в какой-либо степени независимой роли других факторов). Дух экономизма состоит в восприятии экономической жизни как религии. Экономическая деятельность перестает восприниматься как осуществление Божественного призвания, творческое послушание человека Богу и отражение Божественного образа в человеке, утрачивая, тем самым, связь с христианскими истоками. Хозяйство здесь не средство для духовной жизни. Развитие хозяйства становится целью, потребление превращается в псевдорелигиозный идеал.

По мнению С. М. Булгакова, формальная рациональность, оторванная от христианства, является отражением духа экономизма. Если критерием рациональности является успех, понятый эгоистически, в границах восприятия материального благополучия как религиозного идеала, то экономическая рациональность является рациональностью потребительской экономики, экономики потребительского и мещанского капитализма. Данный тип экономики является эгоистическим и мещанским. Этот тип экономики основывается на восприятии человека как раба природы, пассивной функции всевластной экономической жизни. Из активного субъекта экономических процессов, человек трансформирует себя в пассивную вещь - объект, управляемую безличной логикой хозяйственных отношений. В итоге, капитализм утрачивает капиталистический дух. Экономика порабощает человека, а не служит основанием и условием для духовного самосовершенствования.

Русский мыслитель критиковал психологию экономизма как психологию мещанского духа в истории. Фактически, он говорил об обществе потребления, где хозяйственные потребности и процесс их удовлетворения заменяют религиозную картину мира, где религиозная энергия передвигается в сторону неадекватного восприятия хозяйственной жизни. В мещанском обществе человек возвращается к языческому мировидению. Он видит себя пассивной функцией экономики, которая отражает мир имперсональных биологических импульсов. Перед нами возвращение к психологии раба природы и отказ от христианского понимания царственной миссии человека. Общество потребления пронизано языческим духом. Развитие технологии и модернизация в этом типе общества отождествляются Булгаковым с черной магией.

Если развивать философию хозяйства С. М. Булгакова, то надо указать на то, что образ Бога в человеке обнаруживает призвание стать творческим мостом между природой и Богом. Забвение источников творчества, игнорирование модели творческих отношений "Бог-человек-природа", забвение "божественного полюса" творчества, где творческий процесс идентифицируется с рациональным инструментальным действием, направленным на удовлетворение эгоистических намерений, приводит к формированию репрессивно-тиранического разума. Подобно направленный разум стремится к манипулированию действительностью в эгоистических целях и постепенно подчиняется языческой мифологии экономизма, становится рабом страстных инстинктов, порабощается витальным, приводит личность к распаду. Из духовного самодержца, разумно управляющего своим телом и веществом всего мира, человек превращается в раба природы и собственных страстей.

Искушение духом экономизма может быть преодолено только на пути религиозного восприятия экономической жизни как сотворчества человечества с Богом. Необходимо развитие хозяйства, в котором учитывается реальность трансцендентного как полюса человеческого творчества, в котором человечество осознает свою миссию по установлению общности между Богом и природой. Потребительский же капитализм предстает как путь поиска автономии от Бога посредством языческо-мещанского восприятия мира.

Мыслитель критикует и разделение человечества на хороших и плохих потребителей, адаптированных к рынку и неадаптированных, последовательно проведенное с позиции "экономического расизма", при котором интересы неадаптированных игнорируются, является путем к глобальному конфликту.

Субъектом хозяйственной деятельности, с точки зрения С. М. Булгакова, выступает все человечество, а не его привилегированное меньшинство. Человечество как целостный субъект хозяйственной деятельности отражает творческое единение Лиц Троицы. Видение человечества как единого субъекта хозяйственной деятельности может помочь в преодолении языческих теорий капитализма, основанных на греховном разделении общей человеческой природы, поставив проблемы взаимной ответственности и солидарности. Ответственность и солидарность должны помочь, по мнению философа, преодолению как раздоров внутри отдельных стран между различными стратами общества, так и в межнациональных и межцивилизационных отношениях разрывающих единое тело человечества.

Хозяйственная деятельность, по С. М. Булгакову, должна стать в итоге освобождением целостного Человечества от оков природы. «Борьба за жизнь с враждебными силами природы в целях защиты, утверждения и расширения, в стремлении ими овладеть, приручить их, сделаться их хозяином и есть то, что в самом широком и предварительном смысле слова может быть названо хозяйством» [13, c.79]. Она нацелена на достижение утерянного в результате грехопадения единения с Богом. Поэтому, хозяйство – это не только материализм, но и трансцендентальность, метафизика, способ высвободить человека из оков постоянной борьбы за выживание, освободить его силы для духовного самосовершенствования.

Список литературы

  1. Кондрашов В.М. Мировая экономика в условиях глобализации и регионализации// Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. - Смоленск, Смоленская городская типография, 2015. - С. 19-24.
  2. Шеломенцева М.В. Позиционирование региональных экономических систем по уровню инвестиционной отдачи// Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. - Смоленск, Смоленская городская типография, 2016. - С. 83-89.
  3. Земляк С.В. Инвестиционные показатели оценки развития регионов в финансовом маркетинге// Научные труды Вольного экономического общества России, 2016. - Т. 198. - С. 356-360.
  4. Негрей А.В. Демографический фактор активизации инновационной деятельности региона//Творческое наследие А.С. Посникова и современность, 2014. - № 8. - С. 135-139.
  5. Михальченков Н.В. Территориальная дифференциация регионов Центральной России по уровню социально-экономического развития//Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. Смоленск, 2016. - С. 77-83.
  6. Кондрашов В.М. Развитие национальной инновационной системы//Экономика и общество/ под общ. ред. В.В.Бондаренко, В.А.Дресвянникова, О.В.Лосевой. Пенза, 2013.- С. 470-491
  7. Михальченков Н.В. Smart-технологии как индикаторы инновационного развития региона// Мир науки и инноваций. - 2015. - Т. 13. - С. 51-54.
  8. Лапшова О.А Влияние когнитивных процессов на инновационную активность трудовых ресурсов региона//Мир науки и инноваций, 2015. - Т. 13. -С. 49-51
  9. Шеломенцева М.В. Концепция формирования оценочных моделей воспроизводства трудовых ресурсов региона// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. - № 3 (25). - С. 388-390
  10. Попова В.В. Смарт-технологии в контексте экономики знаний// Актуальные вопросы экономики и управления в условиях модернизации современной России. - Смоленск, Смоленская городская типография, 2015. - С. 25-28.
  11. Михальченков Н.В. Инновации: историко-философские истоки//Экономика и общество/ под общ. ред. В.В.Бондаренко, В.А.Дресвянникова, О.В.Лосевой. Пенза, 2013.- С. 537-547
  12. Михальченков Н.В. Актуальность философии К. Леонтьева для современной России// Сборник научных трудов. Смоленск, 2007. - С. 28-31.
  13. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М.: Институт русской цивилизации, 2009.