Формирование системы обеспечения качества продуктов питания в условиях импортозамещения

№50-1,

Технические науки

В данной статье рассмотрены проблемы правоотношений потребителя и изготовителя товаров (работ, услуг) в части нормативной документации, правил производства и предоставления продукции. Выявлены основные проблемы вывода на рынок некачественных продуктов.

Похожие материалы

Каждый из нас может считать себя потребителем. Приобретая товары и оплачивая работы и услуги, мы ежедневно вступает в правоотношения с изготовителями, предпринимателями, реализующими товары и оказывающими выполнение работ и услуг. В отношениях между потребителями и изготовителями, продавцами потребитель изначально выступает субъектом, юридически менее защищенным. Это происходит потому, что потребителю не всегда удается компетентно оценить информацию о качестве, безопасности и иных потребительских свойствах товаров и услуг, предоставляемую продавцами (изготовителями, исполнителями).

Одной из важных задач законодательства является обеспечение контроля над качеством продукции, лежащей на полках магазинов [6]. До 2010 года в России действовала обязательная сертификация продуктов питания, однако с 15 февраля этого же года она была отменена. С этого дня производители самостоятельно декларируют качество и безопасность продуктов питания. На наш взгляд ослабление государственного контроля приводит к недобросовестному исполнению надлежащих требований при изготовлении и хранении продуктов питания [3; 9]. Поэтому вопрос совершенствования законодательства о техническом регулировании остается очень актуальным.

Потребители при определении качества продуктов питания, его состава обращаются к данным, которые изготовитель указывает на упаковках товара. Граждане при этом вынуждены надеяться лишь на добросовестность изготовителя, так как законодательством, а именно ст. 8 «Закона о защите прав потребителей» не конкретизированы данные, определяющие содержание и способ доведения информации до потребителей. Нередко изготовители (исполнители, продавцы) доводят информацию до потребителей способами, соответствующими их собственным интересам.

Среди подзаконных актов, регулирующих в настоящее время вопросы предоставления информации о пищевых продуктах отечественного и зарубежного производства, фасованных в потребительскую тару и реализуемых на территории Российской Федерации, следует особо отметить Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования». Указанный ГОСТ является единственным нормативным документом, устанавливающим требования к информации о продуктах питания. Согласно подпункту 3.8.1 ГОСТа, информация должна быть четкой и легко читаемой. В действующем законодательстве Российской Федерации не установлены критерии, по которым можно определить соответствие информации о продовольственном товаре, нанесенной изготовителем на этикетку, требованиям подпункта 3.8.1 ГОСТа.

Важным составляющим критерием качества продуктов питания является срок годности. Многие изготовители, стремясь получить наибольшую прибыль от реализации товаров, прибегают к продаже фальсифицированных и явно испорченных продуктов питания. Для придания товарного вида последним недобросовестные торговцы часто используют различные вредные для здоровья или ядовитые химикалии. Так, испорченное мясо «превращается в свежее» с помощью марганцовки, уксуса или красителей, тушки кур «реанимируют» отбеливателем и раствором соды, тухлую рыбу превращают в копченную с помощью ароматизаторов и т.д. Пользуются популярностью, так называемые акции, регулярно проводимые в супермаркетах, когда продукты с истекающим или уже истекшим сроком годности предлагаются по низким ценам. Нередки также случаи, когда на товаре с истекающим или истекшим сроком годности просто перебивается этикетка. И таких примеров масса. По данным Роспотребнадзора, более 50% реализуемых в Российской Федерации товаров не соответствует нормам безопасности и качества.

Проблема качества продуктов питания может возникнуть из-за длительной доставки скоропортящихся продуктов из одного региона России в другой. Учитывая расстояния между отдельными регионами государства, на доставку некоторых товаров уходят несколько недель, ведь в отношениях между изготовителями и продавцами участвуют, как правило, несколько поставщиков. Соответственно на полках магазинов данный продукт может оказаться и через месяц. Всё это, несомненно, скажется на качестве потребляемого продукта. Во избежание такой проблемы есть необходимость в создании крупных «корпораций», занимающихся прямой поставкой товаров до потребителей.

Число стран-экспортеров, из которых производиться ввоз продуктов питания в нашу страну с каждым годом растет. Отношение к подобной продукции складывается двоякое [1; 8; 10]:

  1. С одной стороны, ввозимые продукты питания обеспечивают разнообразие продукции на прилавках магазинов и рынках;
  2. С другой стороны – некоторые товары составляют существенную конкуренцию отечественным производителям, продукты которых по многим показателям уступают зарубежным.

Ввозимые продовольственные товары зачастую стоят дешевле, чем аналогичная продукция российского производства. Это связано с технологической базой зарубежных производителей продуктов питания, низкой себестоимостью товара и высокими вкусовыми характеристиками. Мы также можем наблюдать следующую тенденцию среди граждан, которые охотнее покупают продукты питания зарубежного производства, ссылаясь при этом на его высокую качественность. Все это влияет на увеличение импорта продуктов питания, как говорится «есть спрос, будут и предложения» [4; 7].

Таким образом, мы видим, что проблемами обеспечения качества продуктов питания в условиях реализации политики импортозамещения являются [2; 5; 11]:

  1. Пробелы в законодательстве в области регламентирования требований к качеству продуктов питания;
  2. Лояльное отношение государственных органов при нарушении требований изготовления и хранения товаров;
  3. Также недобросовестное, халатное отношение изготовителей, поставщиков и продавцов к качеству товаров, для удовлетворения собственных целей.

Список литературы

  1. Афиногенова И.Н. Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения // Аграрная наука – сельскому хозяйству сборник статей: в 3 книгах. Алтайский государственный аграрный университет. 2016. С. 161-162.
  2. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А., Смольянинова И.В. Государственное регулирование агропромышленного производства в условиях реализации политики импортозамещения // Регион: государственное и муниципальное управление. 2015. № 1. С. 1.
  3. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Направления развития системы переработки отходов промышленно-производственных подсистем АПК // Территория науки. 2015. № 6. С. 91-95.
  4. Ввоз продуктов питания в Россию [Электронный ресурс] // http://fruitbroker.ru/vvoz-produktov-pitaniya-v-rossiyu (Дата обращения: 01.08.2016).
  5. Лебединская О.И. Формирование, организация и результативность внедрения агрологистики // Синергия. 2015. № 2. С. 72-76.
  6. Лукьянова А.Н. Качество и безопасность продуктов питания как важнейшая составляющая продовольственной безопасности // Аналитический вестник. 2012. № 16 (500). С. 56.
  7. Общественный доклад. Актуальные проблемы защиты прав потребителей [Электронный ресурс] // http://www.ashurkovoa.ru/proekty/obschestvennye-doklady/aktualnye-problemy-zashchity-prav-potrebitelej.html (Дата обращения: 19.07.2016).
  8. Смольянинова И.В., Ахмедова О.И., Мамедов Ф.М. Формирование и развитие агропродовольственного рынка // Территория науки. 2013. № 4. С. 83-89.
  9. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Блашенцев Б.О. Формирование механизма управления рисками агропромышленного комплекса в условиях политики импортозамещения // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 5 (25). С. 100-103.
  10. Шаталов М.А., Блашенцев Б.О. Приоритетные направления развития предприятий АПК на основе стратегии импортозамещения // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 12 (32). С. 7-12.
  11. Шаталов М.А., Ахмедов А.Э., Смольянинова И.В. Формирование политики импортозамещения как фактора обеспечения продовольственной безопасности страны // Инновации и продовольственная безопасность. 2015. № 2 (8). С. 55-59.