Разработка системы передачи данных о неисправностях автобуса с помощью тахографа с целью сокращения времени ремонта

№68-1,

технические науки

В данной статье представлена система на основе двух важных устройств в автомобиле - тахограф и диагностический адаптер. Описывается алгоритм работы данной системы, область применения и преимущества использования.

Похожие материалы

Вопрос о безопасности на дорогах стал возникать, как только появился транспорт и дорога. Долгое время человек пытается обезопасить себя от столкновения с техникой, аварий и травм. В связи с этим, автопроизводители в настоящее предлагают огромный ряд аксессуаров, дополнительного оборудования, эффективных устройств и различных гаджетов для комфортного и безопасного управления транспортным средством.

Еще одна составляющая безопасности на дороге — исправность автомобиля. Ремонт любого автомобиля — трудоемкая и не дешевая работа. Для проведения мероприятий по кузовному или механическому ремонту, в основном, требуется специализированный инструмент, участок ремонта, и доступ к узлам и механизмам. Некоторые работы по ремонту водитель может произвести самостоятельно: замену отдельных узлов, механизмов, считывающих информацию датчиков, электронные реле, предохранителей, ламп освещения и других узлов автомобиля. Если водитель будет иметь сведения, какие из элементов транспортного средства требуют замены и где искать неисправность, то он может произвести замену неисправной детали самостоятельно: замену узлов двигателя, кпп, различных считывающих информацию датчиков, электронных реле, предохранителей и осветительных ламп. Для таких целей нужно использовать сканер для диагностики автомобилей.

Наиболее применяемые среди автолюбителей простейшие автосканеры — ELM 327 адаптеры. Их стоимость находится в пределах от 500 до 2000 рублей. Наиболее старые и одновременно надежные версии адаптеров имели связь с ноутбуком по кабелю USB.

ELM 327 USB
Рисунок 1. ELM 327 USB

Данный адаптер, в режиме реального времени, может считывать все основные параметры работы двигателя и выявлять ошибки при помощи программного обеспечения типа ScanMaster в OBD-II режиме[1].

Цель тахографаобеспечение непрерывной, неизменяемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств.

Оба устройства имеют непосредственную связь с CAN-шиной автомобиля. При совместной работе устройств можно решить проблему обнаружения неисправности на этапе ремонта, и заблаговременное выявление неисправности.

Для передачи данных на сервер обработки данных, тахограф имеет GPS модуль(модуль мониторинга). Модуль мониторинга транспорта для тахографа «АвтоГРАФ-GSM-Drive» — это компактное электронноe устройство, предназначенное для установки в тахограф и позволяющее выполнять одновременно две задачи: вести тахографический контроль и мониторинг транспортного средства.

«АвтоГРАФ-GSM-Drive» регистрирует все перемещения транспортного средства путем записи времени и маршрута в виде точек с географическими координатами, полученных со спутников глобальной навигационной системы GPS или ГЛОНАСС, а также осуществляет контроль режимов труда и отдыха водителя и пассажиров, контроль скорости движения и т.д.

Дополнительно, с записью координат, производится запись ряда других параметров устройства: скорость, направление движения, счетчики событий и т.д., а также принимает данные с тахографа, записывает состояния дискретных и аналоговых входов устройства, внешних датчиков и шин данных[2].

Таким образом, если в систему внедрить устройство ELM 327, то диспетчер сможет отслеживать работу двигателя перед выпуском автомобиля на линию и при нахождении автомобиля на линии.

Данная разработка поможет не только сократить время ремонта на автомобиля, но и позволит уменьшить риск возникновения неисправности на линии, путем отслеживания показаний датчиков двигателя.

Алгоритм совместной работы устройств:

Алгоритм совместной работы устройств
Рисунок 2. Алгоритм совместной работы устройств

Информационная и технологическая подготовка производства необходима для оперативного решения вопросов по ускорению проведения ТО и ТР.

В системе (в ремонтной зоне) обслуживается 3 группы автомобилей:

  1. уже находившееся в ремонтной зоне;
  2. поступившие в ремонтную зону в соответствии с календарным планом ТО и по дополнительным заявкам;
  3. поступившие в результате отказа с линии или по заявке перед выездом на линию ( обнаруживается водителем или контролером ОТК).

Поэтому информационная и технологическая подготовка должна вестись инженерно-технической службой по всем трем группам автомобилей с учетом особенностей каждой из них:

  • по первой группе автомобилей производится корректировка выполнения ТО и ремонтов автомобилей, стоящих в ремонтной зоне с учетом выполнения работ;
  • по второй группе автомобилей начинается подготовка постановки на ТО и ТР за двое суток;
  • по третьей группе автомобилей немедленно оформляется заявка для постановки их в ремонтную зону.

При отсутствии возможности постановки автомобиля в ремонтную зону (отсутствие запчастей и т.д.) их не включают в оперативно — производственный план.

В ЦУП должны поступать сведения об отсутствии материалов, запчастей, ремонтные листы.[3]

Блок-схема алгоритма информационной и технической подготовки производства: ДХ — диспетчерские характеристики или карты; ТХ — технологические характеристики или карты.
Рисунок 3. Блок-схема алгоритма информационной и технической подготовки производства: ДХ — диспетчерские характеристики или карты; ТХ — технологические характеристики или карты.

Подготовка автомобиля к постановке на ремонт состоит из следующих операций:

  1. осмотр автомобилей и оформление ремонтных листов с указанием плановых ТО и обнаружения неисправностей;
  2. проведение диагностирования (в межсезонное время) автомобилей для корректировки перечня плановых ремонтов и текущего ремонта в ремонтный листок;
  3. передача ремонтного листка (не позднее, чем за 2 суток) в ЦУП.

Диагностические и технологические карты подготавливаются в ЦУПе предварительно.[3]

Список литературы

  1. http://iqdriver.ru/poleznaya-informaciya/541-avtoskaner-dlya-samostoyatelnoy-diagnostiki-avtomobiley-lyuboy-marki-kakoy-luchshe-kupit.html Автосканер для самостоятельной диагностики автомобилей любой марки
  2. avtograd-lux.ru/avtograf-drive АвтоГРАФ GSM-Drive
  3. Г.А. Чернова, М.В.Власова// Основы менеджемента инженерно-технической службы автотранспортного предприятия. : Учеб. пособие. / ИУНЛ ВолгГТУ, Волгоград, 2013. - 192 с.