Улучшение показателей физической подготовленности зарубежных студентов, обучающихся в техническом вузе

№50-1,

Педагогические науки

Представлены данные по эффективности предложенного двигательного режима для иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Восточной Сибири. Показана высокая эффективность предложенного двигательного режима в сравнении с общепринятыми методами повышения физической подготовленности.

Похожие материалы

Поиск путей улучшения состояния здоровья, повышения физической работоспособности, увеличения функциональных возможностей организма и адаптации к обучению будущих специалистов из числа иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, приобретает особую актуальность [6-14]. В этом случае ряд исследователей рассматривают физическое воспитание и спорт как существенный фактор в формировании и реабилитации здоровья студенческой молодежи [1-6, 15-17]. Вместе с тем, исследований, связанных с использованием средств и методов физической культуры и спорта среди зарубежных студентов, обучающихся в вузах Восточной Сибири, имеется ограниченное количество. Имеются лишь отдельные наблюдения, описывающие физическое развитие этой группы обучающихся [2-5].

Учитывая низкие показатели физической подготовленности иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе г.Иркутска была поставлена цель исследования – опытно-экспериментальным путем проверить эффективность инновационно-расширенной учебно-тренировочной программы для укрепления их физического здоровья.

Предложенная программа включала в себя кроме занятий физической культурой по традиционной учебной программе дополнительную групповую физкультурно-спортивную деятельность 2 ч в неделю в спортивном зале. Она проводилась в форме физических упражнений, направленных на коррекцию выявленных отстающих двигательных качеств, а также спортивных игр (преимущественно баскетбола). Содержание ежедневных управляемых самостоятельных «домашних» занятий каждого студента определялось также с учетом отстающих двигательных качеств путем индивидуального подбора физических упражнений продолжительностью не менее 15 мин. Иностранным студентам предлагалось обязательное ведение дневника самоконтроля за своим самочувствием. Всего в экспериментальной группе (ЭГ) было 112 иностранных студентов (юношей и девушек), обучающихся в техническом университете г. Иркутска. Контрольная группа (КГ) из 105 зарубежных студентов посещала занятия по физической культуре в микстнациональных группах 2 раза в неделю. Их двигательный режим, предусмотренный требованиями Примерной программы по дисциплине «Физическая культура», М. (2000) – преимущественно общефизическая подготовка (ОФП).

При планировании работы в ЭГ основывались на особенностях построения учебного процесса в вузе. Основу планирования эксперимента составлял годичный цикл, который состоял из двух подготовительных периодов – общеподготовительного и специально-подготовительного. Первый цикл (осенне-зимний), включал первый семестр и охватил учебные месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Второй цикл (весенне-летний), второй семестр охватил: февраль, март, апрель, май.

Учебно-тренировочный процесс, строился на основе поэтапных занятий физической культурой зарубежных студентов в годичном цикле, что позволило систематизировать его с главной задачей периода обучения, совершенствование физической подготовленности и физического развития. Рабочие этапы составляли (от 2-х до 8-ми недель) по первому и второму семестру.

В первом семестре втягивающего этапа (8 недель), и втором семестре 2-го базового этапа (7 недель), решались следующие задачи:

Во втягивающем этапе много внимания уделялось спортивным играм, физическим упражнениям направленных на коррекцию выявленных недостающих двигательных качеств, проводился анализ технического совершенствования, технике спортивных игр, прыжковых упражнений, упражнений на гибкость, использовали контрольное тестирование.

На базовом этапе (7 недель) первого семестра и на этапе развития физических качеств (8 недель) второго семестра, решались следующие задачи:

  1. Дальнейшее повышение нагрузок для развития общей выносливости.
  2. Расширили подбор средств для развития силы, быстроты, ловкости и гибкости у иностранных студентов.

В контрольно-восстановительном этапе (1 неделя) первого семестра и на этапе реализации физических качеств (2 недели) во втором семестре использовали физические упражнения повышенной интенсивности, соответствующей контрольной нагрузке:

  1. Поддержание общей физической подготовленности на достигнутом уровне.
  2. Достижение высоких результатов по отстающим двигательным качествам, сдача контрольных нормативов.

Важная роль отводилась теоретической подготовке иностранных студентов. На этот раздел в экспериментальной группе по дисциплине «Физическая культура» выделяли 8 часов в год. Теоретический курс программы был направлен на повышение уровня знаний иностранных студентов о методике проведения самостоятельных физкультурных занятий для коррекции недостающих двигательных качеств, на освоение способов самоконтроля, применения восстанавливающих средств при занятиях спортом.

Наблюдение в контроле и в ЭГ включало: соматометрические исследования (рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК), физиометрические (динамометрия силы мышц кистей рук), а также функциональные тесты: дыхательные пробы Штанге и Генче, нагрузка с 20 приседаниями (проба Мартине-Кушелевского). Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты: челночный бег 10 раз х 5 м; бег с хода 20 м; бег 100 м (юноши), подъем туловища из положения лежа; вис (девушки) и подтягивание (юноши), прыжок в длину с места; наклон вперед сидя и бег 1000 м.

Использование инновационно-расширенного двигательного режима привело к более выраженному улучшению характеристик в двигательных тестах у зарубежных студентов. В ЭГ студенток из стран Центральной Азии к концу наблюдения, установлены достоверные (Р<0,05) положительные изменения в 4 из 7 двигательных тестов (челночный бег, бег с хода 20 м, подъём туловища и наклон вперед), а у обучающихся девушек из стран Юго-Восточной Азии в 5 из 7 двигательных тестов (челночный бег, бег с хода 20 м, вис, подъём туловища и наклон вперед). Более выраженные позитивные изменения в ЭГ установлены в характеристиках силовых тестов. Так, сила мышц верхнего плечевого пояса (тест «вис») увеличилась с 5,5±0,2 до 11,1±0,3 с (в 2 раза), а сила мышц туловища у иностранных девушек из стран Юго-Восточной Азии (тест «подъем туловища») достоверно возросла к концу эксперимента – на 10% (с 18,0±0,8 до 19,8±0,7 раза, Р<0,05).

Положительная динамика в двигательных тестах установлена и у зарубежных юношей ЭГ. В группе студентов из стран Центральной Азии к концу наблюдения, установлены достоверные (Р<0,05) положительные изменения в 5 из 7 двигательных тестов (челночный бег, бег 100 м, подтягивание, подъём туловища и наклон вперед). Так, например в тесте «челночный бег» время прохождения дистанции сократилось с 16,7±0,05 до 15,7±0,05 с (Р<0,05).

У представителей стран Юго-Восточной Азии улучшение регистрируется в 4 из 7 двигательных тестов (челночный бег, бег 100 м, подъём туловища и наклон вперед). В тоже время в КГ юношей и девушек к концу наблюдения достоверное увеличение результатов в двигательных тестах отмечено в 2-х из 7, а в остальных контрольных испытаниях улучшения результатов не зарегистрировано (Р≥0,05). Кроме этого, в ЭГ как юношей, так и девушек, отмечается достоверное улучшение физиометрических показателей (проба с 20 приседаниями, динамометрия кистей рук, пробы Штанге и Генче). В КГ таких позитивных изменений не зарегистрировано.

Таким образом, учебные занятия по физическому воспитанию, проводимые согласно учебной программе для высших учебных заведений по дисциплине «Физическая культура», не обеспечивают в полной мере прироста двигательных качеств у иностранных студентов. Иностранные студенты, занимающиеся физической культурой с использованием инновационно - расширенного двигательного режима, построенного по типу учебно-тренировочных занятий, значительно превосходят своих сверстников, занимающихся на традиционном режиме по функциональным показателям (проба с 20 приседаниями, динамометрия кистей рук, дыхательные тесты, а также по характеристикам двигательных качеств.

Рекомендовано использование в учебном процессе по дисциплине «Физическая культура» инновационно - расширенного двигательного режима с индивидуально - дифференцированным обучением как на занятиях в вузе, так и при управляемом самостоятельном обучении (дополнительные занятия физической культурой, секционное обучение по видам спорта, физкультурно-оздоровительные мероприятия, туристические походы и др.). При этом во время занятий физической культурой с зарубежными студентами необходимо использование упражнений, направленных на улучшение выявленных отстающих компонентов их физической подготовленности.

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое развитие иностранных студентов, обучающихся в техническом вузе Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 2 (73). С. 216-220.
  2. Брегель Л.В., Городиский Б.В., Забродина Л.В., Колесникова Л.И., Колокольцев М.М., Мериакри В.С., Поляков В.М., Протопопова Н.В., Ремарчук А.А., Старшинова Е.О., Селиверстов В.М. Cостояние здоровья детского населения в Иркутской области. Иркутск. 1991.
  3. Колокольцев М.М. Соматотипологическая характеристика популяции юношей Прибайкалья / М.М.Колокольцев, О.М. Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. №2(61) – С. 226-231.
  4. Колокольцев М.М. Конституциональная характеристика популяции девушек 17-20 лет, проживающих в условиях Прибайкалья (сообщение 2) / Колокольцев М.М., Лумпова О.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 8 (79). С. 275-279.
  5. Колокольцев М.М. Особенности физического развития студенток вуза с учетом типа конституции / Колокольцев М.М. // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 287-292.
  6. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. 2014. № 6. С. 18-20.
  7. Колокольцев М.М., Рыбина Л.Д., Шикота И.И., Демидов А.Г., Власов Е.А., Епифанова М.Г., Шпорин Э.Г., Лебединский В.Ю. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе. Иркутск, 2013.
  8. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры, 2015, 7, с. 35-37.
  9. Колокольцев М.М. Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок М.М.Колокольцев, А.Ю.Баженов //Вестник ИрГТУ 2014, №2 (85).- С.250-255.
  10. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник ИрГТУ 2014, №1 (84). – С.210-215.
  11. Лумпова О.М. Характеристика физического развития юношей Прибайкалья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев // Фундаментальные исследования. 2011. № 11-2. – С. 320-324.
  12. Лумпова О.М. Сравнительная конституцианальная характеристика соматотипов у девушек 17-20 лет с учетом медицинской группы здоровья / О.М.Лумпова, М.М.Колокольцев //Вестник ИрГТУ 2013, №9(80).- С.269-274.
  13. Шпорин Э.Г. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2011. № 8 (55). С. 332-337.
  14. Шпорин Э.Г. Мониторинг физического здоровья студентов технического вуза / Э.Г.Шпорин, В.Ю.Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 6 (65). С. 274-282.