Введение
В последнее годы в России обострилась проблема здоровья населения [1, 2, 4-6]. По статистике, более чем у 50% детей здоровье стало более ослабленным, большинство детей, не достигших 14 лет, болеют хроническими заболеваниями, лишь 10% детей, окончивших школу, можно отнести к категории здоровых [3]. На 16% возрос уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет и на 18% в возрасте от 15 до 17 лет. На этом фоне серьезно снижен уровень физической подготовленности студенческой молодежи [7-9]. Такое положение повышает актуальность работы по реализации результатов мониторинговых исследований физической подготовленности и физического развития молодежи с целью повышения эффективности проведения занятий физической культурой в вузе [10, 11].
Мониторинг состояния физического развития детей, подростков, молодежи — это сложный информационно-аналитический процесс, включающий наблюдение за состоянием физического здоровья на каждого человека и социальной группы, выдающий оценку результата и прогнозирование физического здоровья в будущем как для человека, так и для группы людей, которых объединяет территориальный признак или характер деятельности — процесс наблюдения за объектом, анализ его состояния здоровья, контроль за происходящими событиями, предупреждение негативных последствий.
Физическая подготовленность — это один из важнейших составляющих состояния здоровья человека, они образуют тесную взаимосвязь, за которой уже давно наблюдают ученые. В число главных физических показателей, по которым осуществляется мониторинг, попадают быстрота, выносливость, сила, гибкость и ловкость.
Целью исследования повышение эффективности физического воспитания студентов в вузе на основе использования результатов мониторинговых исследований их физического здоровья.
Материалы и методы
Проанализированы результаты мониторинговых наблюдений за 92 студентами-юношами на протяжении их обучения с 1 по 4 курсы в институте кибернетики им. Е.И. Попова Иркутского национального исследовательского технического университета за период с 2010 года по 2014 год. Возраст обследованных колебался от 17 до 20 лет.
Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры. Юношам предложены тесты: для оценки быстроты - бег на 100 м (с), на общую выносливость — бег на 1000 м (м, с), силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса — подтягивание (раз); скоростной выносливости и ловкости — челночный бег 10 раз х5 м (с); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища — подъем туловища (раз); гибкости — наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей — прыжок в длину с места (см). Оценка физической подготовленности проведена по динамике изменения значений показателей ловкости, быстроты, выносливости, силы, динамической силы мышц нижних конечностей и гибкости за 4 года обучения в вузе.
Результаты исследования
Установлено, что показатель быстроты и ловкости (челночный бег 10⋅5) имеет различное значение по годам. В 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 15,8±0,1 с. В динамике по годам отмечено улудшение значений в этом тесте. Так, в 2011-2012 учебном году результат снизился до 15,1±0,1 с, в 2012-2013 учебном году он возрос до 16,6±0,2 с. В 2013-2014 учебном году ухудшился до 16,7±0,2 с.
В 2010-2011 учебном году в беге на 100 м значение характеристики этого показателя составляет 14,3±0,1 с. В 2011-2012 году показатель улучшился до 13,9±0,1 с (Р<0,05), после чего следует ухудшение показателей в этом тесте. Так в 2012-2013 и в 2013-2014 учебных годах показатель ухудшился в 1,1 раза и составил 14,1±0,1 с.
Характеристика выносливости (бег 1000м) имеет различные значения по годам. В 2010-2011 годах значение характеристики этого показателя составляла 04:02,4±0:0,35 м/с. В динамике по годам отмечено, что показатель улучшился в 2011-2012 учебном году и составил 03:57,0±0:0,32 (Р<0,05), а затем ухудшился. Так в 2012-2013 учебном году он составил 04:01,7±0:0,37, а в 2013-2014 году увеличился еще до 04:03,4±0:0,03 (Р<0,05).
Показатель силы (подтягивание) имеет различное значение по годам. Как видно из рисунка 1, в 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 9,4±0,5 раза. В динамике по годам отмечено улучшение в 2011-2012 учебном году до 10,5±0,6 раза (Р<0,05), а в 2012-2013 до 10,9 ±0,7 раза. В 2013-2014 учебном году замечено ухудшение показателя до 9,6± 0,6 раза.

Показатель силы (подъем туловища) имеет примерно одинаковые значения по годам. Как видно из рисунка 2, в 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 29,4±0,2 раза. В динамике по годам отмечено, что показатель оставался на одном уровне, так в 2011-2012 учебном году он составляет 30,0±0,5 раза, в 2012-2013 учебном году 29,9±0,5 раза, а в 2013-2014 годах — 29,4±0,7 раза.

Показатель динамической силы мышц нижних конечностей (прыжок с места) имеет различное значение по годам. Как видно из рисунка 3, в 2010-2011 годах значение характеристики этого показателя составляет 233,0±2 см. В динамике по годам отмечено улучшение в 2011-2012 учебном году до 237,5±2 см (Р<0,05), после чего следует ухудшение показателей в этом тесте. Так в 2012-2013 учебном году показатель снизился до значения 234,0 ± 2,2 см, а в 2013-2014 годах до 231,5 ± 2,7 см.

Показатель гибкости (наклон/гибкость) имеет различное значение по годам. Так, в 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 9,3±1 см. В динамике по годам отмечено, что показатель оставался на прежнем уровне. В 2011-2012 учебном году, составляя 10,2±0,9 см, в 2012-2013 учебном году он мало изменился и составил 10,1±1,1 см. В 2013-2014 учебном году показатель достоверно снизился до 3,5±1,3 см (Р<0,05).
Выводы
Занятия студентов физической культурой в вузе привели к тому, что их физическая подготовленность значительно улучшилась, при этом высокие результаты во всех двигательных тестах были достигнуты в 2011-2012 учебном году, когда студенты обучались на 2 курсе. К 2013-2014 учебному году значения показателей снизились. Такая динамика связана с переходом студентов 3 и 4 курсов на однократные в неделю занятия физической культурой. Это приводит к ухудшению физической подготовленности студентов на старших курсах обучения.
Важным моментом остается постоянное внимание за использованием современных инновационных технологий, разработке авторских программ физического воспитания для повышения здоровья молодежи средствами физической культуры, а также разнообразной двигательной активности. Важным моментом является использование в учебном процессе мониторинговых технологий показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с дальнейшим заключением эффективности инновационных решений, используемых на кафедре физической культуры.