Особенности физической подготовленности студентов-юношей технического вуза

№57-1,

Педагогические науки

Проанализированы результаты физической подготовки студентов-юношей, обучающихся с 1 по 4 курсы. Оценка проведена по динамике ловкости, быстроты, выносливости, силы, динамической силы мышц нижних конечностей и гибкости. Занятия студентов физической культурой в вузе привели к тому, что их физическая подготовленность значительно улучшилась, при этом высокие результаты во всех двигательных тестах были достигнуты в 2011-2012 учебном году, к 2013-2014 учебному году показатели снизились. Такая динамика связана с переходом студентов 3 и 4 курсов на однократные в неделю занятия физической культурой. Это приводит к ухудшению физической подготовленности студентов на старших курсах.

Похожие материалы

Введение

В последнее годы в России обострилась проблема здоровья населения [1, 2, 4-6]. По статистике, более чем у 50% детей здоровье стало более ослабленным, большинство детей, не достигших 14 лет, болеют хроническими заболеваниями, лишь 10 % детей, окончивших школу, можно отнести к категории здоровых [3]. На 16% возрос уровень заболеваемости детей в возрасте до 14 лет и на 18% в возрасте от 15 до 17 лет. На этом фоне серьезно снижен уровень физической подготовленности студенческой молодежи [7-9]. Такое положение повышает актуальность работы по реализации результатов мониторинговых исследований физической подготовленности и физического развития молодежи с целью повышения эффективности проведения занятий физической культурой в вузе [10, 11].

Мониторинг состояния физического развития детей, подростков, молодежи – это сложный информационно-аналитический процесс, включающий наблюдение за состоянием физического здоровья на каждого человека и социальной группы, выдающий оценку результата и прогнозирование физического здоровья в будущем как для человека, так и для группы людей, которых объединяет территориальный признак или характер деятельности - процесс наблюдения за объектом, анализ его состояния здоровья, контроль за происходящими событиями, предупреждение негативных последствий.

Физическая подготовленность - это один из важнейших составляющих состояния здоровья человека, они образуют тесную взаимосвязь, за которой уже давно наблюдают ученые. В число главных физических показателей, по которым осуществляется мониторинг, попадают быстрота, выносливость, сила, гибкость и ловкость.

Целью исследования повышение эффективности физического воспитания студентов в вузе на основе использования результатов мониторинговых исследований их физического здоровья.

Материалы и методы

Проанализированы результаты мониторинговых наблюдений за 92 студентами-юношами на протяжении их обучения с 1 по 4 курсы в институте кибернетики им. Е.И. Попова Иркутского национального исследовательского технического университета за период с 2010 года по 2014 год. Возраст обследованных колебался от 17 до 20 лет.

Для оценки основных двигательных качеств студентов использовались тесты, разработанные Всероссийским научно-исследовательским институтом физической культуры. Юношам предложены тесты: для оценки быстроты - бег на 100 м (с), на общую выносливость - бег на 1000 м (м, с), силы и силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса – подтягивание (раз); скоростной выносливости и ловкости - челночный бег 10 раз х5 м (с); скоростно-силовой выносливости мышц сгибателей туловища - подъем туловища (раз); гибкости - наклоны туловища (см); динамической силы мышц нижних конечностей - прыжок в длину с места (см). Оценка физической подготовленности проведена по динамике изменения значений показателей ловкости, быстроты, выносливости, силы, динамической силы мышц нижних конечностей и гибкости за 4 года обучения в вузе.

Результаты исследования

Установлено, что показатель быстроты и ловкости (челночный бег 10*5) имеет различное значение по годам. В 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 15,8±0,1 с. В динамике по годам отмечено улудшение значений в этом тесте. Так, в 2011-2012 учебном году результат снизился до 15,1±0,1 с, в 2012-2013 учебном году он возрос до 16,6±0,2 с. В 2013-2014 учебном году ухудщился до 16,7±0,2 с.

В 2010-2011 учебном году в беге на 100 м значение характеристики этого показателя составляет 14,3±0,1 с. В 2011-2012 году показатель улучшился до 13,9±0,1 с (Р<0,05), после чего следует ухудшение показателей в этом тесте. Так в 2012-2013 и в 2013-2014 учебных годах показатель ухудшился в 1,1 раза и составил 14,1±0,1 с.

Характеристика выносливости (бег 1000м) имеет различные значения по годам. В 2010-2011 годах значение характеристики этого показателя составляла 04:02,4±0:0,35 м/с. В динамике по годам отмечено, что показатель улучшился в 2011-2012 учебном году и составил 03:57,0±0:0,32 (Р<0,05), а затем ухудшился. Так в 2012-2013 учебном году он составил 04:01,7±0:0,37, а в 2013-2014 году увеличился еще до 04:03,4±0:0,03 (Р<0,05).

Показатель силы (подтягивание) имеет различное значение по годам. Как видно из рисунка 1, в 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 9,4±0,5 раза. В динамике по годам отмечено улучшение в 2011-2012 учебном году до 10,5±0,6 раза (Р<0,05), а в 2012-2013 до 10,9 ±0,7 раза. В 2013-2014 учебном году замечено ухудшение показателя до 9,6± 0,6 раза.

Динамика характеристики показателя в тесте подтягивание
Рисунок 1. Динамика характеристики показателя в тесте подтягивание

Показатель силы (подъем туловища) имеет примерно одинаковые значения по годам. Как видно из рисунка 2, в 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 29,4±0,2 раза. В динамике по годам отмечено, что показатель оставался на одном уровне, так в 2011-2012 учебном году он составляет 30,0±0,5 раза, в 2012-2013 учебном году 29,9±0,5 раза, а в 2013-2014 годах - 29,4±0,7 раза.

Динамика характеристики показателя в тесте Подъем туловища
Рисунок 2. Динамика характеристики показателя в тесте Подъем туловища

Показатель динамической силы мышц нижних конечностей (прыжок с места) имеет различное значение по годам. Как видно из рисунка 3, в 2010-2011 годах значение характеристики этого показателя составляет 233,0±2 см. В динамике по годам отмечено улучшение в 2011-2012 учебном году до 237,5±2 см (Р<0,05), после чего следует ухудшение показателей в этом тесте. Так в 2012-2013 учебном году показатель снизился до значения 234,0 ± 2,2 см, а в 2013-2014 годах до 231,5 ± 2,7 см.

Динамика характеристики показателя в тесте Прыжок с места
Рисунок 3. Динамика характеристики показателя в тесте Прыжок с места

Показатель гибкости (наклон/гибкость) имеет различное значение по годам. Так, в 2010-2011 учебном году значение характеристики этого показателя составляет 9,3±1 см. В динамике по годам отмечено, что показатель оставался на прежнем уровне. В 2011-2012 учебном году, составляя 10,2±0,9 см, в 2012-2013 учебном году он мало изменился и составил 10,1±1,1 см. В 2013-2014 учебном году показатель достоверно снизился до 3,5±1,3 см (Р<0,05).

Выводы

Занятия студентов физической культурой в вузе привели к тому, что их физическая подготовленность значительно улучшилась, при этом высокие результаты во всех двигательных тестах были достигнуты в 2011-2012 учебном году, когда студенты обучались на 2 курсе. К 2013-2014 учебному году значения показателей снизились. Такая динамика связана с переходом студентов 3 и 4 курсов на однократные в неделю занятия физической культурой. Это приводит к ухудшению физической подготовленности студентов на старших курсах обучения.

Важным моментом остается постоянное внимание за использованием современных инновационных технологий, разработке авторских программ физического воспитания для повышения здоровья молодежи средствами физической культуры, а также разнообразной двигательной активности. Важным моментом является использование в учебном процессе мониторинговых технологий показателей здоровья по тестам физического развития, физической и функциональной подготовленности с дальнейшим заключением эффективности инновационных решений, используемых на кафедре физической культуры.

Список литературы

  1. Амбарцумян Р.А. Физическое здоровье иностранных студентов технического вуза Прибайкалья / Р.А. Амбарцумян, М.М.Колокольцев // В сборнике: Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств. Материалы международной научно-практической конференции. - 2012. - С. 122-127.
  2. Гусев Ю.А. Мониторинг физического развития студентов. // Фундаментальная наука и практика. – 2010 - №1 – С. 9-11.
  3. Епифанова М.Г. Мониторинг физического развития и физической подготовленности студенток НИ ИРГТУ / М.Г.Епифанова, Е.Н. Грицай, Е.А.Койпышева, М.М. Колокольцев, Е.Н.Матросова, Л.Д. Рыбина, В.Ю. Лебединский. Иркутск, 2014.
  4. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика / С.И.Изаак // Монография. — М.: Советский спорт, 2005. — 196 с.
  5. Колокольцев М.М. Двигательные возможности студенток технического вуза с различными типами телосложения / М.М.Колокольцев, Е.А.Койпышева // Вестник Иркутского государственного технического университета.- 2014. –№1 (84). – С.210-215.
  6. Колокольцев М.М. Эффективность расширенного двигательного режима в физическом воспитании иностранных студенток / Колокольцев М.М., Амбарцумян Р.А., Власов Е.А. // Теория и практика физической культуры. 2014. –№ 6. –С. 18-20.
  7. Колокольцев М.М. Особенности двигательных качеств студентов Прибайкалья с учетом типов их конституции /М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры. – 2015.- № 7, –С. 35-37.
  8. Колокольцев М.М. Сравнительная характеристика физического развития и физической подготовленности студенток технического вуза Прибайкалья в условиях поликультурной образовательной среды / М.М.Колокольцев, Р.А.Амбарцумян // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2013. – № 10 (81). – С. 399-404.
  9. Колокольцев М.М. Сравнительная конституцианальная характеристика соматотипов у девушек 17–20 лет с учетом медицинской группы здоровья / М.М.Колокольцев, О.М.Лумпова // Вестник Иркутского государственного технического университета. –2013. – № 9 (80). – С. 269-274.
  10. Колокольцев М.М. Двигательные качества студентов вуза с учетом количественной характеристики их мышечного компонента / М.М.Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2015. – 5(100). – С.381 -384.
  11. Колокольцев М.М. Характеристика двигательной активности студентов вуза и стадии изменения их поведения, связанного с выполнением физических нагрузок / М.М.Колокольцев, А.Ю.Баженов // Вестник Иркутского государственного технического университета