Логистическое управление региональными организационно-коммерческими системами

№50-1,

Экономические науки

В статье обоснована необходимость применения логистики и ее систем в управлении региональными организационно-коммерческими системами. Предложено для формирования эффективной организационно-коммерческой системы следует воспользоваться бизнес-моделированием. Описаны функции органов государственного управления в данном процессе.

Похожие материалы

В период коренных преобразований экономической жизни любого государства возникает множество проблем не только формирования различных региональных систем, требующих теоретического обоснования и глубокого изучения, но и механизмов управления ими. В качестве подобных механизмов можно предложить информационно-логистическое обеспечение процесса управления [1; 8], использование системного подхода не только к управлению [2], но и к человеческому капиталу при внедрении инновационных подходов к управлению [10; 12]. Сложность решения данных проблем вызвана тем, что по ряду важных теоретических положений развития региональных организационно-коммерческих систем отечественные исследования только начинаются, а зарубежный опыт недостаточно изучен и требует специального исследования. Расширение товарного производства, коммерциализация хозяйственной жизни, различные ситуации в промышленности, сырьевые и сбытовые проблемы, возникшие в процессе реформирования экономики, требуют новых подходов и теорий.

Особенность рыночных отношений состоит в том, что для большинства промышленных предприятий и организаций неразвитая сфера обмена разделена на процессы снабжения (закупки товаров) и сбыта (продажи товаров). В условиях дефицита ресурсов знание потребностей, спроса и требований потребителей не является достаточной предпосылкой для организации производства товаров и торговли ими. Кроме этого, необходимым условием создания товаров является наличие ресурсов и капитала.

С точки зрения современных концепций управления успешная деятельность любого предприятия предполагает не только знание интересов потребителей, но и способность рационально использовать имеющиеся ресурсы [3; 11]. Сегодня каждое предприятие функционирует в определенной среде, состоящей из целого ряда рынков, включающих продавцов и покупателей, обменивающихся прямо или через посредников товарами, услугами и деньгами. На развитом рынке процесс купли-продажи определяет кому, какие товары следует производить, а также что и как покупать. Однако при закупке и/или продаже товаров на этих рынках предприятия и организации, осуществляющие организационно-коммерческую деятельность, должны выбрать поставщика и/или покупателя с учетом факторов, стимулирующих покупку-продажу того или иного товара. Наиболее весомыми из них являются качество, цена, дизайн, гарантии и др. При этом производители и потребители товаров как потребительского, так и производственного назначения, а также связанные с ними торговые посредники и предприятия коммерческой инфраструктуры формируют региональные организационно-коммерческие системы, на входе в которые приобретаются ресурсы Qi1 по закупочным ценам Рi1.

Как известно, основными ресурсами являются энергия, капитал, информация, сырье, материалы, комплектующие, человеческий труд и др. ресурсы, которыми располагает данный регион. После приобретения ресурсов, специалисты, отвечающие за их преобразование в товар Qi2, обязаны проконтролировать их качество, количество, ассортимент, полезность и другие важные характеристики. При этом каждая система использует свои ресурсы определенного качества, платит за них определенную цену, сбывает продукцию определенного качества и ассортимента и получает за нее определенную прибыль.

В сложившихся экономических условиях региональный рынок быстро оценивает и отбирает наиболее выгодные формы и методы ведения бизнеса. Для эффективной организации бизнеса рекомендуем воспользоваться методами оптимизации, рассмотренными в работе [4], а также, показавшем свою эффективность, методом динамического программирования и принцип максимума в задачах оптимизации маркетинг-логистических решений [5]. Наибольшую практическую ценность имеют те теоретические разработки, которые отражают изменившиеся условия функционирования организаций [6]. Так как логистика является, с одной стороны, частью общей теории управления, а, с другой – самостоятельной дисциплиной, изучающей управление различными потоковыми процессами, происходящими, в том числе, и в сфере организационно-коммерческой деятельности, то необходимо определить ее координационные функции в данной сфере.

В деятельности региональных организационно-коммерческих систем логистический цикл начинается с момента поступления заявки на поставку и заканчивается доставкой продукции потребителям. При этом логистика призвана сопрягать функциональные сферы (маркетинг, производство, транспорт, финансы, управление), учитывать их взаимовлияние [7; 9].

Однако существующие сегодня традиционные организационно-коммерческие системы не могут обеспечить рациональное использование товарных ресурсов и маневрирование ими с учетом быстроменяющегося спроса в различных регионах страны. Кроме того, порождаются местнические тенденции, ослабляющие межрегиональный обмен товарами. Для устранения данных недостатков необходимы организационно-коммерческие системы, сформированные на принципах логистики [10; 11], которые, воздействуя на производство и торговлю, смогут осуществить ряд экономических функций, обеспечивающих процесс эффективного воспроизводства в регионе, а именно:

  • организация эффективного поступления товаров из мест производства в места потребления;
  • определение наиболее рациональных путей товародвижения, что позволит ускорить оборачиваемость товаров, сократить число логистических звеньев, в свою очередь, обеспечит максимальную экономию издержек обращения;
  • на основе изучения платежеспособного спроса участие в формировании производственных программ предприятий, подталкивая производителей к непрерывному обновлению ассортимента и освоению новых видов товаров;
  • концентрация товаров народного потребления, выпускаемых предприятиями других регионов;
  • комплектация партии товаров путем преобразования производственного ассортимента в торговый.

Для формирования эффективной организационно-коммерческой системы следует воспользоваться бизнес-моделированием, основанном на сценарном подходе [13]. Формирование региональных логистических организационно-коммерческих систем окажет существенное влияние и на функции органов государственного управления.

Во-первых, необходимы координационные функции со стороны государства. Это связано с тем, что хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных субъектов организационно-коммерческих систем, а также и с тем, что получили развитие многочисленные посреднические структуры в экономическом регулировании и координации.

Во-вторых, региональные органы управления должны развивать функции рекомендательного и научно-методического характера (индикативного управления) при оказании государственной поддержки логистическим структурам. При этом органы государственного управления могут сами использовать услуги этих структур для рационализации транспортно-складского процесса в регионе, сокращения в нем складских перевалок, транспортных издержек и получения общей экономии ресурсов в региональном процессе товародвижения.

В-третьих, управляя логистическими процессами в организационно-коммерческих региональных системах, государственные органы управления имеют возможность изыскать дополнительные источники для улучшения бюджетных возможностей. Так, регулируемые цены на логистические услуги, позволят сократить затраты предприятий на оплату услуг, что, в свою очередь, создаст условия для повышения доходов государственного бюджета.

В-четвертых, использование логистических подходов на уровне региональных органов управления позволит развивать межотраслевые связи предприятий промышленности, транспорта, торговли. При этом логистическое управление в организационно-коммерческих системах региона может осуществляться в рамках координационных и межведомственных структур.

В-пятых, поскольку сегодня логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных связей, то они могут активно использоваться в системе внешнеэкономической деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья, при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.

Логистическое управление организационно-коммерческими системами необходимо для развития транспортно-экономических связей. Следует учитывать в комплексе возможности рационализации товарных потоков, как между регионами государств Содружества, так и с зарубежными странами. Здесь в наибольшей мере могут быть использованы достижения логистики для повышения эффективности межгосударственных товарных потоков.

Список литературы

  1. Информационно-логистическое обеспечение процесса управления сложными организационно-экономическими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2013. (2-е издание, переработанное и дополненное).
  2. Использование системного подхода при разработке стратегии предприятия / Таланов А.Я., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. №2. С. 365-370.
  3. Логистический подход к управлению региональными организационно-экономическими системами / Ларина Р.Р., Гришин И.Ю. -Симферополь, 2012.
  4. Методы оптимизации в управлении организационно-экономическими и техническими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Потапов Г.Г. - Симферополь, 2011.
  5. Метод динамического программирования и принцип максимума в задачах оптимизации маркетинг-логистических решений / Ларина Р.Р. // В сборнике: Десятая международная конференция по финансово-актуарной математике и эвентоконвергенции технологий 2011. С. 121-127.
  6. Методологические аспекты моделирования логистических процессов в региональных организационно-экономических системах / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 50.
  7. Модель распределительной логистики в управлении затратами субъектов хозяйствования / Тимиргалеева Р.Р. // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 49.
  8. Обеспечение устойчивого развития субъекта хозяйствования за счет внедрения информационно-логистических систем / Тимиргалеева Р.Р. // Ефективна економіка. 2013. № 1.
  9. Организация логистических потоков крупных торговых центров / Р.Р. Тимиргалеева // Таврический научный обозреватель. 2016. № 8 (13).
  10. Системный подход к человеческому капиталу при создании инновационного продукта / Носаков И.В., Носаков В.Н. // Электронный журнал NovaInfo.Ru, №50-1, URL: http://novainfo.ru/article/7479.
  11. Современные тенденции управления развитием организационно-экономических систем (Новый взгляд) / Timirgaleeva R.R. - Симферополь, 2014.
  12. Человеческий капитал в инновационной деятельности организации / Носаков И.В., Носаков В.Н. // Электронный журнал NovaInfo.Ru, №50-1, URL: http://novainfo.ru/article/7478
  13. Формирование бизнес-модели инновационного развития предприятия на основе сценарного подхода / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. // В книге: Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016).Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. под ред. А. В. Бабкина. 2016. С. 526-535.