Проблема занятости населения

№50-2,

Экономические науки

В статье рассматриваются проблемы рынка рабочей силы, занятости. Уровень безработицы и занятости в России в среднем за год, меры по повышению уровня занятости

Похожие материалы

Проблемы рынка рабочей силы, занятости и отсутствия работы становятся все наиболее важными в связи с глобализацией мировой экономики, изменением структуры российского рынка рабочей силы. Этот важный вопрос касается благополучия населения и воздействует на возникновение такого отрицательного социально-экономического явления, как безработица, касающаяся миллионов людей.

Одна из причин снижения занятости - это постоянные колебания в экономике, связанные с кризисными явлениями, также снижение темпов экономического роста. Снижение экономической активности воздействует на сокращение уровня занятости в таковых отраслях экономики как промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.

Рассмотрим уровни занятости и безработицы на примере РФ, Приволжского федерального округа. Данные государственной статистики позволяют увидеть картину уровня занятости России, Приволжского федерального округа.

Таблица 1. Уровень безработицы населения России, в среднем за год (%)

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

7,3

6,5

5,5

5,5

5,2

5,6

Приволжский федеральный округ

7,6

6,5

5,3

4,9

4,5

4,8

Республика Башкортостан

8,9

7,6

6,1

5,8

5,3

6,1

Республика Марий Эл

10,5

10,1

6,5

5,2

4,8

5,3

Республика Мордовия

5,4

5,2

4,9

4,4

4,2

4,2

Республика Татарстан

6,2

4,7

4,1

4,0

3,9

4,0

Удмуртская Республика

9,3

6,9

6,0

5,7

5,1

5,0

Чувашская Республика

9,5

7,8

5,9

5,7

5,0

5,0

Пермский край

8,3

7,5

6,3

6,5

5,8

6,3

Кировская область

8,6

8,3

7,1

5,6

5,1

5,3

Нижегородская область

7,7

7,2

5,4

4,3

4,2

4,3

Оренбургская область

7,2

6,3

5,4

4,9

4,4

4,8

Пензенская область

6,4

5,4

4,9

4,8

4,6

4,7

Самарская область

5,8

5,1

3,4

3,2

3,0

3,4

Данные таблицы 1 показывают спады и подъемы уровня безработицы. Резкий подъем безработицы наблюдался в 2010 (7,3%) году под влиянием финансово-экономического кризиса, который привел к спаду производства и снижению ВВП в России. Благодаря антикризисным мероприятиям правительства уровень безработицы снизился и на октябрь 2013 года составил 5,5%.

Таблица 2. Уровень занятости населения России, в среднем за год (%)

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Российская Федерация

62,7

63,9

64,9

64,8

65,3

65,3

Приволжский федеральный округ

62,7

63,9

64,9

64,7

65,3

65,6

Республика Башкортостан

59,9

62,2

62,7

61,2

61,8

62,6

Республика Марий Эл

61,4

61,9

64,1

65,0

64,5

65,1

Республика Мордовия

66,2

67,3

67,2

67,7

68,0

67,9

Республика Татарстан

64,7

66,4

67,5

67,3

68,1

68,5

Удмуртская Республика

63,8

66,7

67,4

67,5

68,2

68,5

Чувашская Республика

61,8

63,6

64,7

66,4

68,9

68,3

Пермский край

62,7

63,6

63,5

62,3

60,8

61,8

Кировская область

63,9

63,0

62,8

62,8

64,4

65,0

Нижегородская область

63,1

64,4

67,5

66,8

67,4

67,5

Оренбургская область

62,4

63,1

64,0

65,7

65,7

64,3

Пензенская область

58,3

60,0

62,3

62,6

64,2

64,2

Самарская область

64,6

65,3

66,9

67,1

68,3

68,6

В свою очередь, оценка Росстата занятости и безработицы федеральных округов показала, что Пермский край имеет самый низкий уровень занятости.

Одной из причин потери работы населением является ликвидации организаций, либо сокращения численности работников.

Также для России характерна и актуальна проблема молодежной занятости. Одной из причин является отсутствие опыта работы у молодежи. После окончания ВУЗа выпускники устраиваются на работу, требующую значительно более низкой квалификации с низкими заработками, что также пугает молодежь. Что интересно, на профессии, не требующие определенной квалификации и подготовки, предъявляется больший спрос.

Проблема занятости затрагивает не только экономическую, но и социальную сторону общества и должна быть в центре внимания государства.

Таким образом, целью проводимой социально-экономической политики государства является повышение уровня занятости, она должна быть нацелена на предупреждающие мероприятия в борьбе с безработицей.

Для населения страны важна их социально-экономическая защищенность, что и должно обеспечить государство на основании Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", через государственные гарантии, такие как:

  • гарантия минимального размера пособия по безработице, который на 2013год составил 850 рублей, а максимальный 4900 рублей, что значительно меньше прожиточного минимума;
  • стипендии в процессе профессионального обучения;
  • субсидирование безработицы, нацеленное на трудоустройство инвалидов, стажировку работников и выпускников, профессиональное обучение, замещение свободных рабочих мест;
  • и прочие мероприятия.

Большое значение в регулировании занятости и информировании о наличии вакантных мест на рынке труда имеют центры занятости населения, являясь представителями государства и выполняя возложенные на них функции должны содействовать помощи безработным.

Таким образом, несмотря на кризисные явления в экономике России и безработицу как постоянный спутник рыночной экономики государство важный спасательный инструмент, в руках которого полная и эффективная трудовая обеспеченность населения.

Список литературы

  1. Аблеева, А.М. Факторная оценка эффективности использования основных фондов сельского хозяйства / А.М. Аблеева // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – №19. С. 26 – 34.
  2. Аблеева, А.М. Некоторые особенности воспроизводства основных фондов сельского хозяйства / А.М. Аблеева // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – №9 (384). - С. 54 – 64.
  3. Аблеева, А.М. Влияние инвестиционной политики на формирование структуры основного капитала / А.М. Аблеева // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2009. - № 7-2. С. 102-108.
  4. Аблеева, А.М. Механизмы и особенности воспроизводства основного капитала в сельском хозяйстве / А.М. Аблеева // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. – 2011. – № 2. С. 61 – 67.
  5. Аблеева, А.М. Многомерная группировка регионов по уровню потенциала воспроизводства основного капитала сельского хозяйства / А.М. Аблеева // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. - № 9 (312). С. 32 – 41.
  6. Ableeva, A.M. TREND STUDIES OF MACROECONOMIC INDICATORS IN COMPARABLE PRICES / A.M. Ableeva // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № S6. – С. 57-58.
  7. Аблеева, А.М. Социальная статистика: учебное пособие / А.М. Аблеева. – Уфа, 2010. – 182 с.
  8. Аблеева, А.М. Количественная и качественная оценка показателей воспроизводства основных фондов сельского хозяйства / А.М. Аблеева // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. – 2014. – № 1 (29). С. 100 – 103.
  9. Аблеева, А.М. Основной капитал и тенденции воспроизводства: монография / А.М. Аблеева. – Уфа, 2011. – 239 с.ч