Правовые основы осуществления предпринимательской деятельности в уголовно-исполнительной системе

№51-1,

юридические науки

Предметом исследования является система общественных отношений по исполнению лишения свободы в связи с предпринимательской деятельностью исправительных учреждений ФСИН России. Несмотря на явный приоритет социальной и психологической работы, значение труда как одного из средств исправления осужденных к лишению свободы оценивается довольно высоко. На сегодняшний день наибольшее внимание привлечено к проблеме создания новых принципов и подходов к исправлению осужденных, что незаслуженно отодвинуло на второй план вопросы законодательного регулирования привлечения их к труду, в том числе организации предпринимательской деятельности.

Похожие материалы

В абзаце 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) дано легальное определение предпринимательской деятельности, как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

На сегодняшний день предпринимательство является основой рыночной экономики Российского государства, потому что свободная экономическая деятельность, характерная для эффективно функционирующей рыночной системы хозяйствования, подразумевает экономическую самостоятельность рыночных субъектов, отсутствие ограничительных факторов по их количеству, наличие свободной конкуренции между ними, частная собственность, закреплённая Конституцией РФ, свободный доступ к предпринимательской деятельности и т.д.

Закрепленные в ст. 2 ГК РФ признаки предпринимательской деятельности (самостоятельность, направленность на извлечение прибыли, рисковый характер и регистрация) в своей совокупности не всегда требуются для того, чтобы эта деятельность для действующих норм гражданского законодательства считалась предпринимательской деятельностью. Взять, например, деятельность производственного комплекса уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Его функционирование переориентировано от получения максимальной прибыли на решение социальных задач – восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после истечения срока наказания.

В СССР, при плановой системе хозяйствования, бюджетным учреждениям разрешалось иметь дополнительные источники доходов, которые не были связанны с бюджетом. Такие источники назывались внебюджетными и в тот период строго регламентировались законодательством. УИС продолжительное время финансировалась по, так называемому, «остаточному» принципу и в итоге оказалась в тяжелом положении. Кроме этого, вследствие обострения противоречий в обществе, усилившимися процессами распада некогда стабильного порядка тылового обеспечения, нарушения постоянных производственных и хозяйственных связей, максимально возможного износа основных фондов исправительных учреждений.

С принятием Гражданского кодекса РФ и Указа Президента РФ от 29 сентября 1995 г. №977 «О преобразовании государственных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» основной формой организации оплачиваемого труда осужденных в УИС стали федеральные государственные унитарные предприятия.

Учреждения уголовно-исполнительной системы в соответствии с абз.4 статьи 7 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность для привлечения осужденных к труду, а также участвовать в создании и деятельности предприятий любых организационно-правовых форм в интересах развития своей социальной сферы. Право на осуществление бюджетным учреждением предпринимательской деятельности, которая не противоречит его уставу, закреплено в статье 50 ГК РФ, в которой указывается, что некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Способствовали развитию предпринимательской деятельности постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» и от 14 июля 2014 г. № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта».

Из 602 государственных унитарных предприятий исправительных учреждений, существовавших в УИС на начало 2007 года, в реформирование вступили 550 предприятий. Созданы и осуществляют внебюджетную производственную деятельность 416 центров трудовой адаптации осужденных (ЦТАО), 60 учебно-производственных мастерских (УПМ) и 53 лечебно-производственных мастерских (ЛПМ).

Пункт 3 статьи 298 ГК РФ дает право учреждениям, исполняющим наказания, и территориальным органам Федеральной службы исполнения наказаний России использовать имущество, закрепленное за ними на праве полного хозяйственного ведения, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Под этим понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок предпринимательской деятельности, осуществляемой учреждениями, исполняющими наказания, и территориальными органами ФСИН России, устанавливается Минюстом России. В специфических условиях УИС в качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает государство, реализуя его через администрацию исправительных учреждений. Специфика данной деятельности заключается в наличии внутриорганизационных особенностей, связанных с лишением свободы и накладывающих свой отпечаток на экономические механизмы вовлечения осужденных в систему предпринимательства.

Производственная деятельность учреждений исполнения наказаний, осуществляемая посредством привлечения осужденных к труду и связанная с извлечением дохода, не является самостоятельной и не преследует извлечение прибыли в качестве основной цели. Она не полностью отвечает определению предпринимательской деятельности. Однако они осуществляют в ряде случаев предпринимательскую деятельность, понятие которой сформулировано в ст. 2 ГК РФ. Взаимоотношения учреждений исполнения наказаний в процессе обеспечения производственной и предпринимательской деятельности, а также реализации ее результатов являются гражданско-правовыми и подчиняются правилам гражданского законодательства.

Учреждения исполнения наказаний, являясь федеральными бюджетными учреждениями, на основании настоящего Закона и ст. 120, 126 ГК РФ отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной и предпринимательской деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. Ими являются финансовые средства, аккумулированные в денежной форме на счетах в банках и в кассах учреждений исполнения наказаний, доходы и поступления, находящиеся в постоянном хозяйственном обороте и используемые для собственных целей.

Однако здесь проявляется особенность предпринимательской деятельности УИС. Обращение взыскания на имущество учреждений, исполняющих наказания, и территориальных органов уголовно-исполнительной системы не допускается. Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.

Следующая особенность предпринимательской деятельности УИС состоит в том, что в соответствии с Приказом ФСИН России от 15 марта 2005 г. № 99 «Об оказании финансовой и социальной помощи» организации, входящие в УИС, должны перечислять на счет ФСИН России 10%, а на счет соответствующего территориального органа ФСИН России 20% от чистой прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты обязательных платежей. Формируемые средства расходуются на основании смет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Они ежегодно разрабатываются экспертной комиссией ФСИН России и территориальными органами ФСИН России и утверждаются руководством ФСИН России и территориальных органов ФСИН России.

Поступающие от подразделений УИС средства направлять на оказание финансовой помощи подразделениям УИС, в том числе для:

  • улучшения условий содержания осужденных и привлечения их к общественно полезному труду путем направления указанных средств на: осуществление капитального строительства, проведение ремонтов общежитий и объектов социальной сферы; укрепление материальной базы по организации и проведению воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы, в том числе содержание культовых зданий (помещений) на территории учреждений, исполняющих наказания; финансирование проектов и программ, направленных на решение задач трудовой адаптации осужденных;
  • решения социальных проблем подразделений УИС путем направления финансовых средств на: обеспечение социальных нужд коллективов, дополнительное премирование за особо выдающиеся результаты работы в соответствии с ежегодными рекомендациями ФСИН России, материальное поощрение и оказание материальной помощи сотрудникам УИС на приобретение жилья, на единовременные выплаты, связанные с их жизнью и здоровьем, оказание материальной помощи ветеранам уголовно-исполнительной системы, членам семей погибших и раненых, выплаты стипендий детям сотрудников УИС, погибших, а также получивших инвалидность при выполнении служебных обязанностей, и другие цели социального характера; финансирование программ развития лечебно-диагностической, санаторно-курортной и реабилитационной базы УИС; защиту интересов персонала и подразделений УИС, разрешение споров и конфликтов, оказание юридической помощи;
  • ликвидации последствий стихийных бедствий, пожаров и чрезвычайных происшествий;
  • предоставления экономической и материальной поддержки отдельным подразделениям УИС в целях развития материально-технической базы и покрытия расходов, не обеспеченных в полном объеме бюджетным финансированием;
  • проведения общесистемных мероприятий УИС;
  • реализации других безотлагательных потребностей УИС.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 20.04.2015) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316.
  3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 649 «О порядке предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы преимуществ в отношении предлагаемой ими цены контракта» // Собрание законодательства РФ. 21.07.2014. № 29. Ст. 4153.
  4. Приказ ФСИН РФ от 15.03.2005 № 99 «Об оказании финансовой и социальной помощи» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 4. 2005.