Роль эксперта в ходе аттестационной процедуры

№85-2,

Юридические науки

В данной статье дается понятие аттестации государственных служащих, а также проводится анализ практики работы независимых экспертов, обладающих статусом членов аттестационной комиссии, который свидетельствует о том, что до сих пор не выработано единое понимание их оптимального количественного состава, роли и места в ходе аттестации государственных служащих.

Похожие материалы

Аттестация государственных гражданских служащих — это периодически осуществляемая деятельность аттестационной комиссии, которая включает оценку деловых, личных и правовых качестве гражданского служащего, процесса и итогов его служебной деятельности, по результатам которой определяется соответствие занимаемой им государственной должности.

Существуют различные формы аттестации, самая распространенная, это устная форма в виде индивидуального собеседования, с помощью этой формы работодатель может узнать у работника. Конкретные поставленные цели и задачи по поводу своей специальности; устная форма есть и в виде коллегиального собеседования, здесь разрешается работнику защитить, показать оценку своей профессиональной деятельности, почувствовать себя уверенно, поучаствовать в диалоге между комиссии; и последний вид, это письменная форма, она так же распространена и представляется в виде тестирования, это форма наиболее объективна, поскольку она обеспечивает равный подход к оценке уровня профессиональной подготовки и знаний аттестуемого работника.

В ряде государственных органов на аттестационные комиссии помимо определения соответствия гражданских служащих занимаемым должностям возлагается задача проведения квалификационного экзамена и это делает процедуру аттестации достаточно трудоемкой. В тех государственных органах, в которых штатная численность сотрудников является достаточно высокой, предлагается снять с аттестационной комиссии функцию приема квалификационного экзамена и передать ее специально созданной комиссии.

Нет ясности в вопросе о роли и месте экспертов в работе аттестационной комиссии. Это является следствием того, что участие их многопланово, а потому очень трудно поддается формализации на уровне документа типа «Руководства для эксперта».

Но некоторые акценты обозначить можно. Анализ практики работы независимых экспертов, обладающих статусом членов аттестационной комиссии, свидетельствует о том, что до сих пор не выработано единое понимание их оптимального количественного состава, роли и места в ходе аттестации государственных служащих.

Аттестация государственных служащих должна проводиться профессионалами того органа власти, в котором они работают. Эксперт тоже является профессионалом, но он — человек «со стороны». Его присутствие обеспечивает независимый взгляд на аттестацию как кадровую технологию, можно считать его участие даже формой общественного контроля. В силу своего положения эксперт оценивает, прежде всего, атмосферу, царящую на ней, и личность аттестуемого, и документационное обеспечение, и ход процесса в целом.

Это должно обеспечить большую объективность результатов аттестации. Фигура эксперта играет большую роль в создании хорошей психологической атмосферы, атмосферы сотрудничества аттестуемых и тех, кто их аттестует. Известно, что аттестация, связанная с публичной оценкой деятельности одного человека другими является делом весьма болезненным[3, -с.120].

В ряде случаев эксперт может взять на себя роль арбитра в разрешении спорных и просто конфликтных ситуаций, возникающих в ходе заседания аттестационных комиссий.

Говоря о роли и линии поведения эксперта в ходе аттестационной процедуры, следует подчеркнуть, что он должен обладать независимостью в своих суждениях. В качестве первого шага на пути повышения объективности хода аттестационной комиссии, справедливости результатов аттестации предлагается расширить представительство независимых экспертов до одной трети от общего числа членов аттестационной комиссии. Следует отметить, что до сих пор не участвуют эксперты в заседаниях комиссий на некоторых видах службы, например комиссиях в уголовно-исполнительной системе. Там до сих пор применяется Положение о службе в органах внутренних дел.

Это совсем не способствует объективности в деятельности таких комиссий, учитывая особенности военизированных систем, где начальник спокойно проводит зачастую нецелесообразную кадровую политику. К сожалению, не популярны в государственных структурах и профсоюзы. Они просто не создаются, соответственно, и в заседаниях комиссий не участвуют. Хотя участие представителя профсоюза также способствовало бы объективной оценке деятельности служащего.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21июля 2014 г. №11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31, ст. 4398
  2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 № 79-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 7 июля 2004 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 15 июля 2004 г.; в ред. Федер. закона от 29 июля 2017 г. № 275-ФЗ // Собр. законодательства Рос Федерации. – 2004. - № 31, ст. 3215; 2017. - № 31, ст. 4824.
  3. Иванова, О.А. Аттестация государственных гражданских служащих: особенности проведения / О.А. Иванова // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - № 1 (6). - С. 120-125.