Внедрение интерактивных приемов организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Детали машин»

№51-1,

педагогические науки

Современная педагогика высшего образования в последнее время направлена на активизацию самостоятельной работы обучающегося. В данной статье рассмотрены результаты внедрения интерактивных приемов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося.

Похожие материалы

Поскольку современное образование направлено на всецелое развитие личности обучаемого, поэтому оно находится в постоянном поиске активных и интерактивных методов для совершенствования процесса обучения. В связи с переходом на компетентностный подход в системе высшего образования самостоятельная работа становится одной из определяющих в образовательном процессе, а вместе с ней и проблема ее активизации. Перед нами как педагогами стоит задача, активизировать самостоятельную работу [1], а это в свою очередь обозначает повышение роли самостоятельности при выполнении заданий на закрепление знаний по дисциплине «Детали машин», что ведет к достижению новых образовательных целей. Осуществляя деятельностный подход к образовательному процессу по данной дисциплине, преподаватель придает проблемный и мотивирующий характер в выполнении курсового проекта, написании рефератов, а по желанию в проведении научно-исследовательских работ и написании квалификационной работы. Со стороны обучающегося, это способствует формированию отношения к дисциплине как ведущему средству формирования общекультурных и профессиональных компетенций [2].

Самостоятельная работа обучающихся по дисциплине «Детали машин» как правило, заранее запланированная, выполняется по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Она способствует систематизации, углублению и расширению кругозора знаний, формированию мотивирующего интереса к познавательной деятельности, овладению приемами и технологиями познавательного процесса, развитию познавательных способностей, формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающегося, что ведет к становлению высококвалифицированного и развитого специалиста.

Как правило, самостоятельная работа обучающегося подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Поскольку аудиторную самостоятельную работу преподаватель контролирует непосредственно на занятии (выполнение контрольной или самостоятельной работы, творческих или практических заданий, и т.д.), поэтому деятельность педагога направлена на реализацию современных образовательные технологий, в том числе и интерактивных [3]. Нас заинтересовала внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося и мотивационные пути воздействия на нее со стороны преподавателя.

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине «Детали машин» традиционно включает такие формы, как выполнение письменного задания в виде разбора теоретического материала рассмотренного ранее на лекции или разбора алгоритма при выполнении расчетов деталей машин и их соединений на прочность на практическом занятии, подготовка к лабораторной работе, подготовка доклада, выполнение реферата, курсового проекта и др. Выявлено, что основными критериями качества организации самостоятельной работы служит:

  1. наличие контроля результатов самостоятельной работы;
  2. технические условия выполнения задания.

В свою очередь, выбраны направления, реализующие всестороннюю организацию самостоятельной работы:

  1. разработка нестандартного алгоритма решения типовых задач, отвечающих критериям рациональности;
  2. эвристический подход в решении творческой задачи;
  3. выполнение заданий курсового проекта с использованием обучающей компьютерной программы AutoCAD;
  4. индивидуализация самостоятельных работ при выполнении курсового проекта или работа в малых группах при проведении исследовательской части творческой реферативной работы;
  5. специализация самостоятельной работы с учетом практических задач будущей профессиональной деятельности;
  6. разработка новых технологий обучения;
  7. всестороннее обеспечение методической, справочной литературой, а также литературой, имеющей прикладное значение в рассматриваемой теме;

Очевидно, что управление самостоятельной работой предполагает ее формализацию, организацию, контроль выполнения, определение эффективности. Преподавателями по дисциплине «Детали машин» выполняются все условия необходимые для организации и реализации самостоятельной работы. Выявлено, что спех в организации и управлении самостоятельной работы невозможен без четкой системы контроля за ней.

В настоящее время на каждом занятии реализуется:

  • контроль готовности каждого обучающегося к предстоящему занятию, будь то практическое занятие или лабораторная работа;
  • контроль выполнения заданий для самостоятельного решения, выданное преподавателем, на предыдущем занятии;
  • контроль поэтапного выполнения курсового проекта;
  • контроль уровня усвоения рассматриваемого на занятии учебного материала – мотивационный фактор при выполнении заданий самостоятельной подготовки;
  • контроль работы над рефератами, аналитическими исследованиями по оценке состояния современных достижений инженеров по вопросу долговечности и надежности деталей машин.

Существующий подход к организации контроля самостоятельной работы обучающегося по дисциплине «Детали машин» осуществляет интерактивную форму компетентностного подхода к образовательному процессу.

В современных условиях стремительного расширения информационного пространства, увеличивается доля обучающихся, использующих электронные ресурсы и базы данных, а с ней появляется мотив к выработке способности работать самостоятельно с использованием различных методов поиска информации при подготовке к занятиям. С появлением в академии информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т.п. В качестве источников информации активно внедряются в учебный процесс электронные учебные пособия (электронный библиотечный фонд) и образовательный сервер академии [4]. Средства и формы интерактивного обучения все чаще применяются как практические тренажеры для формирования и закрепления профессиональных умений и навыков обучающихся. Современные электронные программные средства и методы работы с разносторонней литературой по дисциплине (учебная, научная и практическая), дают возможность решать педагогические задачи по-новому, в большей степени это касается не только организации и контроля аудиторной, но и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. В частности, данный подход позволяет оценить рефлексию проведенных занятий – определить эффективность.

В заключении, хочется отметить, что основными современными формами организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются интерактивные приемы при выполнении творческих работ, будь то индивидуальные практические задания, рефераты или курсовые проекты.

Список литературы

  1. Кропотова, Н.А., Покровский, А.А. Активизация самостоятельной работы обучающегося. // Сб. мат. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию со Дня образования учебного заведения и Году пожарной охраны России «Надежность и долговечность машин и механизмов» (Иваново, 14 апреля 2016 г.) / под общ. ред. В.В. Киселева. – Иваново: ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России, 2016. - С. 316-318.
  2. Кропотова, Н.А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модерации. // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 13 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (8). — ISSN 2412-0529.
  3. Иванов, В.Е., Зарубин, В.П., Легкова, И.А., Кропотова, Н.А., Покровский, А.А. Внедрение 3D технологий в учебный процесс. // Международная науч.-практ. заочная конф. «Современное научное знание: теория, методология, практика» (Смоленск, 30 декабря 2015) / Смоленск, 2015. - Том 2. С. 37-39.
  4. Кропотова, Н.А. Осуществление информационно-коммуникационной технологии через электронный контроль знаний. // Сб. мат. VII Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию со Дня образования учебного заведения и Году пожарной охраны России «Надежность и долговечность машин и механизмов» (Иваново, 14 апреля 2016 г.) / под общ. ред. В.В. Киселева. – Иваново: ФГБОУ ВО ИПСА ГПС МЧС России, 2016. - С. 318-320.