Становление модульной системы профессионального образования

NovaInfo 61, с.384-388, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 10
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается история модульного обучения и этапы становления одного из самых перспективных технологий профессионального образования.

Ключевые слова

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА, МОДУЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ИСТОРИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЕ МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

Текст научной работы

Поиск эффективных способов достижения профессиональной компетенции привел Международную организацию труда еще в начале 70-х годов к концепции модульного обучения в подготовке кадров. Поскольку модульное обучение состояло в обобщении опыта подготовки рабочих кадров в экономически развитых странах мира. Эта система быстро распространилась по всему миру и, по сути, стала международным стандартом профессионального обучения. Она обеспечивает мобильность трудовых ресурсов в условиях научно-технического прогресса и быстрое переобучение работников.

Модульная система разрабатывалась в рамках популярной тогда индивидуализированной системы обучения Ф. Келлера, поэтому включило в себя ряд позитивных моментов: формирование конечных и промежуточных целей обучения; распределение учебного материала на отдельные разделы; индивидуализированные темпы обучения; возможность перехода к изучению нового раздела, если полностью усвоен предыдущий материал; регулярный тестовый контроль знаний.

Становление модульного метода в обучении — попытка ликвидировать недостатки следующих существующих методов профессиональной подготовки, а именно направленность профессиональной подготовки на получение профессии в общем; отсутствие гибкости подготовки относительно требований отдельных производств и технологичных процессов; потребность в дифференцированном подходе к уровню имеющихся знаний и соответствие с предлагаемой программой; отсутствие учета индивидуальных особенностей обучающихся.

Главное в модульном обучении — возможность индивидуализации обучения. С точки зрения Дж. Рассела, наличие альтернативных (выборочных) модулей и свободный их выбор позволяет всем ученикам усвоить учебный материал, но в индивидуальном темпе. Важно, чтоб задания для учеников были настолько сложны, чтоб они работали с напряжением своих умственных способностей, но, вместе с тем, настолько сложными, чтоб не было навязчивого педагогического руководства. В потребности вольного выбора модуля из альтернативного набора скрывается одна из возможностей формирования готовности к выбору как черты личности, важной также и для формирования самостоятельности в образовании. В то же время при индивидуализированной системе обучения от учащегося требуется полное усвоение учебного материала с конкретным испытанием по каждому модулю.

Гибкость модульного обучения. Дж. Рассел представляет модуль, как единицу учебного материала, которая отвечает отдельной теме. Модули могут группироваться в разные комплекты. Один и тот же модуль может отвечать отдельным частям требований, которые касаются разных курсов. Добавляя «новые» и исключая «старые», можно, не изменяя структуру, составить любую учебную программу с высоким уровнем индивидуализации. Согласно этому, модуль можно рассматривать как единицу учебного материала, который соответствуют одной теме. Гибкость в таком понимании приведет к фрагментарности обучения.

В результате была сконструирована модульная система профессионального обучения, которая достаточна эффективна и обеспечивает оперативность реагирования на требования рынка труда, которые постоянно меняются, создавая конкурентоспособность кадров.

На сегодняшний день модульное обучение в разных вариантах широко используется многими учебными заведениями. За последние 20-25 лет его идеи получили широкое распространение в США, Англии и других странах. Например, в Мичиганском университете модульный метод является одним из направлений индивидуального обучения, который позволяет организовать самообучение с регулированием не только скорости обучения, но и содержания учебного материала.

На сегодняшнем этапе развития экономики, когда в большинстве стран происходит переход от индустриальной к информационной эре, которая характеризуется использованием программно-управляемого оборудования, других технических коммуникаций, ставятся высокие требования к подготовке специалистов. Основным показателем уровня квалификации современного специалиста является профессиональная компетентность, которая включает в себя содержательный и процессуальный компоненты, которые являются связующей цепочкой знаний, умений и навыков. В отличие от обобщенного «социального заказа общества» на подготовку специалиста, профессиональная компетентность выражает реальный уровень подготовки кадров, предлагает постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного решения профессиональных задач в конкретных условиях. Конкретный специалист должен знать сущность проблемы, уметь решать ее практически, владеть гибкостью метода.

Для реализации обозначенных требований происходит беспрерывное совершенствование системы обучения. Наиболее распространенная в конце XX века предметная система обучения претерпела значительную модернизацию, направленную на интеграцию предметов в новое качество и переход к модульной системе обучения.

В основе модульной системы обучения лежат очень многие теории. Некоторые моменты теории обучения по Б.Ф. Скиннеру являются очень важными. Будучи позитивистом Б.Ф. Скиннер, выступает вообще против всяких теорий обучения и предлагает строить учебный процесс на основе опыта. Он утверждает, что теории ведут лишь к ненужной трате времени и заблуждениям. Когда факты в полном порядке, пишет он, теории имеют тенденцию исчезать. Скиннер считает, что психологическое исследование должно быть на уровне функционального описания непосредственно наблюдаемых фактов.

Однако анализ принципов, предложенных им для программирования процесса обучения, показывает, что в их основе лежит бихевиористическая теория. Как и для других бихевиористов, для Б.Ф.Скиннера характерна биологизация обучения человека. Основным методом его работы с животными был метод постепенного наведения их на заданную реакцию.

Одним из наиболее важных преимуществ модульного обучения является тесная взаимосвязь теоретических знаний и практических навыков и умений, т.к. каждый раз после получения определенного объема теоретической информации обучающийся сразу же закрепляет ее на практике. Причем будет выполнять необходимое действие до тех пор, пока оно не будет хорошо получаться. При этом появляется очень важная в процессе обучения связь теории с практикой. Это соответствует одному из трех законов бихевиоризма — закону упражняемости.

При проверке знаний обучающийся проходит модульные тесты. Если результаты неудовлетворительны, обучающийся может повторно изучать необходимый материал до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты обучения — закон эффекта.

Бихевиористский закон готовности предполагает индивидуализацию обучения. Это очень важно, т.к. каждый человек обладает разными умственными способностями.

Нельзя не обратить внимание на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, поскольку данная теория является базой модульной технологии обучения. Эта теория рассматривает учение как систему определенных видов деятельности, выполнение которых приводит обучающегося к новым знаниям и умениям. «Условимся называть учением, — пишет П. Я. Гальперин, — всякую деятельность, поскольку в результате у ее исполнителя формируются новые знания и умения или прежние знания и умения приобретают новые качества». Каждый вид деятельности учения, в свою очередь, состоит из системы действий, объединенных единым мотивом и в совокупности обеспечивающих достижение цели деятельности, в состав которой они входят.

Анализ учения должен начинаться с выделения деятельности, которую необходимо выполнить обучаемым, чтобы решить поставленную перед ними задачу; затем необходимо идти к выделению слагающих ее действий, а затем — к структурному и функциональному анализу содержания каждого из них. Этот принцип лежит в основе модульной технологии обучения — весь учебный материал делится на модули, модули, в свою очередь, на модульные единицы, а модульные единицы разбиваются на модульные элементы. Так, получаем взаимосвязанную цепочку учебной информации.

Таким образом, центральным звеном этой теории является действие как единица деятельности учения, как единица любой человеческой деятельности. Разделение деятельности на действия послужило базой для создания модульной технологии обучения. На основе теории П. Я. Гальперина была определена важность разбиения всего учебного материала на определенные модули взаимосвязанной информации.

Рассмотрев теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и популярное в начале ХХ века течение бихевиоризма можно сделать вывод о том, что именно эти теории формировали основные этапы становления модульной системы обучения.

Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой эффективности.

Читайте также

Список литературы

  1. Кропотова Н.А. Технология модерации как основа проведения интегрированных практических занятий. / Н.А. Кропотова, И.А. Легкова, А.В. Топоров. // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в науке, технике, образовании» в 3-х частях. ООО «Новаленсо». - Смоленск. 2016. С. 59-60.
  2. Иванов В.Е. Внедрение 3D технологий в учебный процесс. // В.Е. Иванов, И.А. Легкова, А.А. Покровский, В.П. Зарубин, Н.А. Кропотова. / Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современное научное знание: теория, методология, практика» в 3-х частях. ООО «Новаленсо». – Смоленск, 2016. С. 37-39.
  3. Кропотова Н.А. Внедрение интерактивных приемов организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Детали машин». / Н.А. Кропотова, А.А. Покровский. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016. - № 51, Т. 1, С. 176-180.
  4. Кропотова Н.А. Формирование компетентного специалиста для работы в экстремальных условиях. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 54. Т. 2. С. 293-296.
  5. Кропотова Н.А. Электронное обеспечение дисциплин для совершенствования образовательного процесса. / Н.А. Кропотова Н.А. // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) – 2016. – № 54. Т. 2. С. 280-282.
  6. Кропотова Н.А. Интегрированные комплексные практические занятия на основе интерактивной технологии модерации. / Н.А. Кропотова // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 3 (8). С. 154-160.
  7. Кропотова, Н.А. Теоретические предпосылки адаптивной системы образования ВУЗов МЧС России. / Н.А. Кропотова // NovaInfo.Ru, 2017. - №58, - Т. 3. – С. 336-342.
  8. Кропотова, Н.А. Концептуальные основы моделирования адаптивных систем обучения. / Н.А. Кропотова. // NovaInfo.Ru, 2017. - №58, - Т. 3. – С. 342-347.

Цитировать

Кропотова, Н.А. Становление модульной системы профессионального образования / Н.А. Кропотова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 61. — С. 384-388. — URL: https://novainfo.ru/article/11795 (дата обращения: 03.12.2022).

Поделиться