Основные критерии общественно-государственной оценки качества высшего образования

№51-1,

юридические науки

Проведен анализ основных критериев общественно-государственной оценки качества высшего образования. В статье рассмотрены параметры оценивания качества высшего образования. Выявлены основные положения, направленные на повышение эффективности и качества образовательных услуг.

Похожие материалы

В Российской Федерации уже давно установлена нормативно-правовая база, касающаяся высшего образования, благодаря которому высшие учебные заведения организуют свою работу [3]. На сегодняшний день проблема заключается в том, что отсутствуют нормативно-закрепленные критерии оценки качества высшего образования, в связи с чем, высшим учебным заведениям не на что ориентироваться и не к чему стремиться.

Под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы [2, п.29, ст.2].

Оценка качества высшего образования осуществляется федеральным государственным контролем в сфере образования. Нормативно-закрепленные критерии оценивания способствовали бы структурированию работы соответствующих органов и сориентировали бы ВУЗы на дальнейшую работу [4,8]. На мой взгляд, каждому учебному заведенному необходимо разработать локальный акт, посвященный качеству образования и отдельным пунктом выделить критерии оценивания и результаты качества высшего образования выпускника.

Принятая на сегодняшний день система оценивания качества высшего образования, по сути, не является системой, так как для сравнения берутся только количественные показатели, на основании финансирования образования; зачисления и окончания обучения студентов; количества студентов сдавших государственные экзамены, защитивших выпускные квалификационные работы, дипломные работы или магистерские диссертации. Качественная оценка фактически отсутствует и сложно проследить динамику роста качества образования выпускника.

Система оценки качества высшего образования должна включать в себя как количественную, так и качественную сторону, с возможностью сравнения состояния системы в разные моменты времени. На сегодняшний день, можно выделить три группы показателей оценки качества высшего образования [1,с.144, 5]:

  1. характеристика условий деятельности, выраженная показателях концепции деятельности, финансирования, ресурсов;
  2. характеристика процессов, выраженная в описании системы управления, инфраструктуры, механизмов обеспечения качества результатов;
  3. характеристика результатов, выраженная в количестве бакалавров, степени их востребованности и устроенности на рынке труда, относительные показатели сравнения с принятыми эталонными нормами.

Исходя из этого органам, осуществляющим контроль в сфере образования необходимо учитывать, в первую очередь, когнитивные параметры оценивания, как конечный результат знаний, умений и навыков, познавательная ценность от процесса образования. Помимо этого, необходимо учитывать экономический компонент, как возможность предоставления благоприятных условий обучения и социальный компонент, как возможность использовать полученные знания, умения и навыки в соответствии с потребностями общества и запросами трудового рынка. Также необходимо учитывать степень соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и соответствие разработанных образовательных программ [6,7].

Таким образом, на сегодняшний день, в Российской Федерации уже давно сложилась нормативно-правовая база, касающаяся сферы образования, но отсутствие юридически закрепленных критериев оценивания качества образования осложняет работу как органов, осуществляющим контроль в сфере образования, так и самого высшего учебного заведения. На мой взгляд, каждому ВУЗу необходимо разработать локальный акт, посвященный качеству образования в ВУЗе и отдельным пунктом выделить критерии оценивания и результаты качества высшего образования выпускника.

Список литературы

  1. Атаева Н.К. Критерии и показатели оценки качества образования // Наука и Мир. – 2013. – № 1 (1). – С. 143-147.
  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в ред. ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – №53 (ч. 1).
  3. Муравченко В.Б. Правовая регламентация субъектами Российской Федерации муниципальной службы: Дис. … канд. юр. наук. – Омск, 2005.
  4. Муравченко В.Б. Правовое регулирование муниципальной службы различными отраслями права // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 3.
  5. Муравченко В.Б. Пределы и уровни правового регулирования муниципальной службы на федеральном уровне // Черные дыры в Российском законодательстве. – 2010. – № 5.
  6. Муравченко В.Б. Предмет регулирования законодательства о муниципальной службе // Российский юридический журнал. – 2009. – № 6.
  7. Катунина Н.Н. Управление государственной службой на уровне субъектов Российской Федерации / Статья в открытом архиве № 2798071 от 20.06.2016.
  8. Катунина Н.Н. Определение понятия муниципальная служба / Статья в открытом архиве № 2798092 от 20.05.2016.