Функции органов власти в управлении земельными отношениями

NovaInfo 52, с.78-82, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются основные органы управлении земельными ресурсами на территории РФ. Выделены вертикальные и горизонтальные параметры управления земельными отношениями. Авторы отмечают, что нередко в России созданы многочисленные, зачастую дублирующие свои функции учреждения и ведомства.

Ключевые слова

ОРГАНЫ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Текст научной работы

Земельная политика реализуется в настоящее время в России посредством соответствующей деятельности органов государственной исполнительной власти. Будучи элементом государственного управления в целом, земельное управление имеет свою внутреннюю структуру, которая зависит от сложившихся традиций, стереотипов государственных решений, финансовых, материальных и технических возможностей государства.

Государственное земельное управление имеет вертикальные и горизонтальные параметры. Вертикальные параметры определяются федеративным устройством РФ, а также конституционным распределением полномочий между федеральным правительством и субъектами РФ. Исходя из смысла Конституции РФ, государственное земельное управление входит в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Соответственно органы государственного земельного управления расположены на двух уровнях исполнительной власти — федеральном и субъектном. Государственное земельное управление может осуществляться также на третьем, местном уровне, если местным органам самоуправления передана часть управленческих полномочий в области регулирования земельных отношений.

Общие полномочия органов управления земельными ресурсами определены ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ и сводятся к следующему.

К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений относятся:

  1. установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  2. установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также оборотоспособности земельных участков;
  3. государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного кадастра объектов недвижимости;
  4. установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  5. изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
  6. разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  7. иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

Российская Федерация (в лице уполномоченных органов) осуществляет также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Кроме того, Земельный кодекс РФ и ряд других важнейших законодательных актов установили определенную модель реализации принципа совместного ведения, согласно которой законодательными актами Российской Федерации определяются вопросы, которые регулируются посредством принятия нормативных правовых актов на уровне субъекта Российской Федерации:

  • разработка региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 10 ЗК РФ);
  • установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из государственных и муниципальных земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства;
  • установление дополнительных обстоятельств, когда возможно изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (п. 1 ст. 49 ЗК РФ);
  • установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков ее внесения за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 65 ЗК РФ);
  • установление порядка проведения землеустройства (п. 7 ст. 69 ЗК РФ);
  • установление и прекращение публичного сервитута (п. 2 ст. 23 ЗК РФ);
  • определение условий предоставления гражданам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сенокошения и выпаса скота (п. 4 ст. 81 ЗК РФ);
  • установление порядка отнесения земель к особо охраняемым природным территориям регионального значения, порядка использования и охраны земель данных территорий (п. 4 ст. 94 ЗК РФ);
  • другие вопросы.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Субъекты Российской Федерации осуществляют также управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся: изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, а в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Одной из наиболее острых сегодняшних проблем представляется отсутствие на всех уровнях власти четких целей, механизма и инструментария земельной политики. В этих условиях в России созданы многочисленные, зачастую дублирующие свои функции учреждения и ведомства:

  • государственный контроль за использованием и охраной земель возложен также на Министерство природных ресурсов РФ. В его компетенцию входит также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам ведения государственных кадастров в области природопользования и охраны окружающей среды, т.е. опять же включая государственный земельный кадастр;
  • Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере агропромышленного комплекса, обеспечивая охрану земель сельскохозяйственного назначения, их мелиорацию и плодородие. Пожалуй, только функции этого министерства, исторически направленные на управление, прежде всего сельскохозяйственными землями, т.е. на осуществление аграрной политики, не пересекаются с функциями других федеральных органов;
  • Минздрав России через свой Департамент санитарно-эпидемиологического надзора контролирует выполнение гигиенических требований при размещении объектов промышленности, выборе земельных участков под строительство, планировке и застройке населенных пунктов;
  • Росстрой России обладает полномочиями государственного земельного управления применительно к градостроительной деятельности. Он, в частности, участвует в создании государственного земельного кадастра и государственного градостроительного кадастра, развитии рынка земельных участков для осуществления градостроительной деятельности;
  • создание в 2008 году новой структуры - Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства предусматривает передачу ему находящихся в федеральной собственности земельных участков для их распределения под жилищную застройку;
  • Росимущество (Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Вдобавок к федеральным органам государственного земельного управления и их территориальным органам в субъектах РФ могут быть созданы региональные ведомства с полномочиями и компетенцией, установленными соответствующими нормативными актами субъектов РФ. К примеру, в Алтайском крае создано Главное управление имущественных отношений, которое является органом исполнительной власти Администрации края в сфере управления краевым государственным имуществом, в том числе в области управления и распоряжения земельными участками. Оно также обеспечивает предоставление земельных участков в г.Барнауле, собственность на которые не разграничена, во взаимодействии с органами местного самоуправления г.Барнаула: администрацией города, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству и Комитетом по строительству, архитектуре и развитию города.

Тем не менее, по мнению специалистов, земельная политика России должна предусматривать передачу большего числа полномочий регионам, муниципальным органам власти при условии координации деятельности государственных органов и общественных структур, частных инвесторов; активное развитие и использование инструментов земельного менеджмента при гармонизации правовых норм и правил.

Читайте также

Цитировать

Гостюшев, А.В. Функции органов власти в управлении земельными отношениями / А.В. Гостюшев, Е.М. Гостюшева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 78-82. — URL: https://novainfo.ru/article/7863 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться