Влияние логистики на функции региональных органов государственного управления

NovaInfo 52, с.101-106, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы необходимости использования логистического подхода в деятельности региональных органов государственного управления.

Ключевые слова

ЛОГИСТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ, ЛОГИСТИКА, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

Текст научной работы

В условиях перехода к экономике рыночного типа одной из главных задач успешного проведения реформ является государственное регулирование всех социально-экономических процессов в отраслях производства, в социальной сфере и в регионах. При этом следует отметить, что государственное регулирование, прежде всего, устанавливает правила и порядок экономической деятельности, а также ответственность за соблюдение этих правил. Однако, как отмечают в своих работах ряд авторов [8; 9], это никак не должно мешать самостоятельности всех экономических структур.

Обращаясь к своим прежним выводам, отметим, что содержание государственного регулирования рыночных процессов на региональном уровне, его формы и методы определяются, с одной стороны, общегосударственной экономической политикой и, с другой стороны, региональной экономической политикой, учитывающей особенности развития регионов различного типа [5; 6].

Поскольку именно на региональном рынке происходит согласование интересов хозяйствующих субъектов, то эти интересы затрагивают всю систему условий развития экономики региона. При этом нужно отметить, что все субъекты регионального рынка могут быть сгруппированы в те или иные системы: предприятия и организации различных форм собственности, рыночная инфраструктура, региональные органы управления, население, занимающееся предпринимательской деятельностью.

Поэтому формирование региональных рынков должно осуществляться не только с учетом функций и особенностей различных типов субъектов региональных рыночных отношений, но и с учетом того, что рыночные отношения являются не единственно возможным средством регулирования взаимоотношений субъектов в региональной экономике [3; 4]. Нужно также учитывать, что деятельность субъектов в новых условиях регулируется системой экономических, административных и правовых норм.

Анализ ситуации показал, что сегодня эффективному управлению на региональном уровне препятствует отсутствие четкой системы регулирования регионального воспроизводственного процесса, особенно в фазах распределения и обмена.

Поэтому одной из главных задач в сфере управления экономикой региона на современном этапе развития является объединение имеющихся отдельных элементов в единую систему управления – т.е. использование логистического подхода в деятельности региональных органов государственного управления [4; 5].

Анализ исторического развития логистики показал ее важное адаптационное свойство, которое состоит в том, чтобы селекционно выявлять, аккумулировать и целесообразно трансформировать с учетом своих целей и свойств оптимизационные методологические свойства других наук [1-4].

Анализ направлений применения логистики показывает, что к числу проблем, решение которых сознательно или интуитивно осуществлялось раньше и осуществляется сейчас на основе ее свойств, можно отнести следующие:

  • необходимость сформировать и в определенной мере понять и комплексно осознать проблему;
  • выбор конкретных целей деятельности систем на перспективу, текущий период и для оперативного режима времени;
  • необходимость достижения конкретного успеха, и, желательно, с наименьшими затратами и убытками;
  • поиск оптимальных решений в сложных и неопределенных условиях деятельности;
  • прогнозирование конкретных процессов, явлений, объектов на любую, но всегда конкретную перспективу;
  • необходимость принятия точных и обязательно объективных системных решений;
  • объединение конкретных усилий, ресурсов и других возможностей в конкретном пространстве и конкретном времени для достижения конкретных целей и решения соответствующих конкретных проблем;
  • целесообразность и необходимость восприятия проблем деятельности самостоятельных объектов, событий или явлений не как отдельных, не зависимых друг от друга и от среды возникновения, а как часть комплекса проблем, известных или пока что неизвестных;
  • необходимость восприятия проблем деятельности как объектов, процессов и явлений, которые можно разделить на части, находящиеся в определенных отношениях одна с другой, не исключая отношений, которые мешают или каких-то альтернативных отношений;
  • необходимость восприятия проблем деятельности не только в статике, но и тех, которые находятся в состоянии стойких изменений или в движении;
  • определение проблемы и ее признаков из числа многого, ее места в иерархии других проблем, а также назначение, сложность и значимость этой проблемы;
  • реструктуризация проблем на взаимосвязанные части, задачи и прочие отдельные элементы;
  • определение из комплекса взаимодействующих проблем тех, которые в большей или меньшей мере были значимыми в прошлом, являются такими сегодня и будут или нет в будущем;
  • построение из определенных проблем системы, оптимизация решений которой определит наиболее существенный эффект, который может быть продолжительным или замедленным во времени и в зависимости от этого больший или меньший в количественном и качественном выражении;
  • необходимость поиска методов и способов решения отдельных задач и проблем и их взаимодействия в целом.

Этот перечень проблем, для решения которых логистика нужна, можно продолжать, он практически не имеет ограничений. Оптимизационные свойства логистики по мере ее применения модернизировались, и будут модернизироваться в будущем. Это необходимо делать с целью формирования более прогрессивных разных форм и размеров интегральных систем людей, ресурсов, объектов, процессов, явлений и их локальных усилий. Кроме того, необходима дифференциация их новых общих усилий и ресурсов по целесообразным для системы направлениями в пространстве и во времени, что может быть обеспечено за счёт внедрения и развития информационного обеспечения процесса управления [7].

Наиболее активными, постоянными и массовыми для жизнедеятельности человека целями и соответствующими им главными оптимизационными свойствами логистики можно выделить такие (представлены в агрегированном виде):

  • необходимость и способность выявления и формирования конкретных конечных и промежуточных целей любых сфер жизнедеятельности человека;
  • необходимость и способность определения отвечающих конкретным целям комплекса проблем, задач и текущих процессов жизнедеятельности от первичных источников определения целесообразности и начальных операций до конечных операций;
  • необходимость и способность построения сквозных поточных комплексов, в том числе информационных, материализованных, которые являются удобными для комплексного исследования и соответствующих логистических системных расчетов;
  • необходимость и способность интеграции усилий, процессов, явлений, свойств, объектов, людей и их формаций для нивелирования их противоречий, преодоления общих проблем, которые невозможно преодолеть самостоятельно и достижение новых эффектов объединения;
  • необходимость и способность формирования системы обязательно корректных и конкретных расчетов, которые адекватны новым возможностям и характеристикам интегрированных в систему усилий, процессов, явлений, свойств, средств, людей, их формаций и т.д.;
  • необходимость и способность формирования теории исследований, методов и инструментария решения проблем деятельности, в том числе моделей и алгоритмов адаптации систем к окружающей среде;
  • необходимость и способность интеграции знаний по разным направлениям в новое системное знание для более целенаправленного их применения в процессе общего и профессионального образования любого уровня, как в науке, так и для повышения эффективности их прикладного использования в практической деятельности.

Такая универсальность и массовость целевого применения оптимизационных свойств логистики определяется, прежде всего, их адекватностью собственным оптимизационным возможностям человека и его производственным объединениям, накопленных теорией и практикой его деятельности [1; 2; 3].

Эти характеристики базируются на умении осознать необходимость выбора, определить цели, составить оптимальные планы, и разработать пути реализации и средства достижения целей, учитывая все факторы, несмотря на определенную важность тех или других аргументов, процессов, явлений. При этом необходимо, с одной стороны, объединить их преимущества и положительные возможности, а, с другой стороны, уменьшить, или ликвидировать их недостатки, не уменьшая при этом самостоятельности и повышая достижения других положительных свойств.

Что касается использования концепции логистики в управлении регионами, то следует отметить, что в условиях развития рыночных отношений значительное влияние на функции органов государственного управления оказывают именно логистические подходы [1-4].

Во-первых, необходимы их координационные функции. Это обусловлено, как минимум, следующими причинами:

  • хозяйственные связи формируются спонтанно, по инициативе отдельных предприятий-поставщиков и потребителей;
  • получили развитие многочисленные посреднические структуры.

Таким образом, товарные потоки требуют экономического регулирования и координирования. На границах регионов функции координирования товарных потоков должны выполнять местные органы исполнительной власти.

Во-вторых, в региональных органах управления получат развитие функции рекомендательного и научно-методического характера (так называемое индикативное управление) при предоставлении государственной поддержки логистическим структурам. Органы управления могут и сами использовать услуги этих структур для рационализации транспортно-складского процесса в регионе, уменьшения в нем складских перевалок, транспортных затрат и получения общей экономии ресурсов в региональном аспекте.

В-третьих, с помощью логистических методов управления товарными потоками органы управления находят дополнительные источники для увеличения бюджета. Например, благодаря регулированию цен на логистические услуги можно снизить затраты предприятий на уплату услуг и увеличить прибыль государственного бюджета.

В-четвертых, использование логистических подходов на уровне органов управления должно оказывать содействие развитию межотраслевых связей предприятий промышленности, транспорта, торговли. Логистическое управление товарными потоками на государственном и региональном уровнях может осуществляться в рамках координационных и межведомственных структур.

В-пятых, логистические методы управления получат развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться и широко применяться в системе внешнеэкономических отношений, при образовании транснациональных финансово-промышленных групп.

Таким образом, развитие функций государственных структур под влиянием использования методов логистического управления повлияет на усовершенствование экономической политики и повышение эффективности проводимых в регионах реформ.

Работа выполнена при поддержке Администрации Краснодарского края и Российского фонда фундаментальных исследований (грант 16-46-230121 «Модели и методы формирования механизма инновационного развития внутренних бальнеологических курортных территорий Краснодарского края на основе экологистики»).

Читайте также

Список литературы

  1. Логистический подход к управлению региональными организационно-экономическими системами / Ларина Р.Р., Гришин И.Ю. - Симферополь, 2012.
  2. Логiстизацiя процесiв в органiзацiйно-економiчних системах / Амiтан В.Н., Тимиргалеева Р.Р., Пiлюшенко В.Л. - Донецьк, 2003.
  3. Логистика и маркетинг в управлении кадровым потенциалом / Поважный С.Ф., Ларина Р.Р., Белоусов А.В. Монография. - Донецк, 2003.
  4. Некоторые предпосылки использования логистики как элемента управления системами / Тимиргалеева Р.Р. - Менеджер. Вестник Донецкого государственного университета управления. 2001. № 2 (14). С. 86-89.
  5. Регiональнi логiстичнi системи (формування, управлiння та стратегiя розвитку) / Timirgaleeva R.R. - Донецьк, 2004.
  6. Современные тенденции управления развитием организационно-экономических систем (новый взгляд) / Timirgaleeva R.R. - Симферополь, 2014.
  7. Формирование концепции информационного обеспечения управления развитием бальнеологических курортных территорий Краснодарского края / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р. // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 47. С. 6743.
  8. Экономический потенциал развития социально-экономических систем региона / Царегородцев Е.И., Сайранова М.В. - Йошкар-Ола, 2015.
  9. Innovative development of region in the conditions of formation of knowledge economy / Nikolaeva A.N., Antipova E.A., Belov G.L., Malova E.A., Tsaregorodtsev E.I. -editerranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 297-306.

Цитировать

Гришин, И.Ю. Влияние логистики на функции региональных органов государственного управления / И.Ю. Гришин, Р.Р. Тимиргалеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 52. — С. 101-106. — URL: https://novainfo.ru/article/7884 (дата обращения: 07.02.2023).

Поделиться