Осторожно! — телевидение.

№5-1,

Философские науки

Рецензия на книгу Р.А.Борецкого «Осторожно, телевидение! Научно-публицистические заметки». М., изд. ИКАР, 2002

Похожие материалы

Это – книга необычная. В орбите научной литературы подобного рода публикации встречаются весьма редко. Дело в том, что автор сочетает в одном лице журналиста-практика, педагога и ведущего профессионала-исследователя проблематики телевидения. Эти три позиции, дополняя и подкрепляя друг друга, позволяют автору органично представить и осмыслить многомерный феномен телевидения, выдвигая на первый план наиболее острые вопросы, волнующие общественность. А постольку, мы уверены, книге Р.А. Борецкого обеспечен весьма широкий круг читателей.

Несомненная заслуга автора в том, что ТВ в его работе рассмат-ривается не только и не столько в качестве технологии массовой коммуникации, сколько как феномен социально-политический, об-щественно-психологический, социокультурный. А такой интердис-циплинарный подход потребовал специальных знаний в области со-циологии, политологии, психологии (разных уровней и направле-ний), а также основательной ориентации в общеисторическом конте-ксте развития ТВ. Тем самым преодолевается узкий подход, свойст-венный немалому числу работ, посвященных электронным СМИ.

Отмечая, что ТВ – одно из величайших открытий и технических достижений человечества, прослеживая исторические этапы его развития (и, что особенно интересно, развития ТВ в нашей стране), автор в качестве генеральной линии проводит идею об ответственности ТВ перед многомиллионной аудиторией, которую оно «приучило к себе и приручило».

Обоснованию именно этой главной идеи подчинена логическая структура книги и многообразие ее содержания. Если в первой главе речь идет о социальных, научно-технических и эстетических предпосылках возникновения ТВ и его отличительных качествах, то во второй главе автор подробно прослеживает, как обрастает ТВ тесными зависимостями от социума и его атрибутов – корпоративных интересов, политической власти, бизнеса, того, что реально формирует его программы. Основной идее социальной ответственности подчинена и третья глава, касающаяся весьма сложной проблемы восприятия телевизионного зрелища. Автор предпринимает рассмотрение, используя в качестве отправного аспекта для анализа этой многоплановой проблемы «теорию когнитивного диссонанса», которая весьма продуктивна, но далеко не исчерпывает существу-ющие концептуальные подходы к данной теме. Заметим, что для автора, который продемонстрировал глубокое понимание связи индивидуально-психологического и социально-психологического аспек-тов данной проблемы (по базовому образованию Р.А. Борецкий – психолог), актуальнейшая тема отношения экрана и зрителя могла бы стать самостоятельным предметом исследования.

Заключительная глава книги, на первый взгляд, стоит несколько особняком. Вроде бы мемуарная, рассказывает о лично пережитом опыте взаимоотношений с ТВ, но по сути тоже служит общему замыслу, главной идее о социальной ответственности. Более того, опыт личной причастности к телевизионному действу, его организации и реализации, знание действительного положения дел «изнутри» и связанные со всем этим многолетние наблюдения и размышления придают особую весомость выводу, который подчеркивается автором и в других разделах книги: в структуре современного телевидения, наряду с коммерческим и государственным, должно обязательно и полновесно быть представлено также и подлинно общественное телевидение, которое общество содержит и контролирует и которое способно осуществлять реализацию именно общественных функций и интересов.

В этом состоит непременное условие противостояния деструктивным функциям ТВ, узким, корыстным целям (корпоративным и личным), безоглядной подчиненности коммерческому интересу, на-глой манипуляции массовым сознанием. Автор справедливо подчер-кивает, что «современное российское ТВ обнаруживает «двухэтапную» цикличность: периоды активной включенности в избирательные кампании, где доминирует политическая ангажированность ТВ, и межвыборный период, подчиненный законам бизнеса, рынка, рейтинга – короче, извлечению прибыли». И автор продолжает: «из сферы деятельности основных программных каналов выпадают, таким образом, значительные составляющие: общественно-интегри-рующая ( в угоду социально-управленческой), культурно просветительная (подмененная развлекательной), нравственно-воспитате-льная (перекрытая китчевым масскультом)»(с. 70 – 71). Автор отмечает тревожную тенденцию, проявившуюся в последнее время – «наметившийся процесс огосударствления телевизионных каналов» (с. 71).

В книге много интересных и оригинальных соображений о реалиях российских массовых коммуникаций, побуждающих читателя к собственным размышлениям и критическим оценкам (например, об «авторитете экранной личности» и «телевизионных гуру», о «феномене телемании», телевизионной рекламе, «люмпенизации» и «маргинализации» уровня телевизионных программ и др.).

Особо надо сказать о том обширном материале, который опубликован в книге под рубрикой «Приложение» и представляет значите-льный интерес для понимания реального функционирования совре-менного ТВ. «Приложениие» состоит из трех разделов. Первый из них составлен из серии статей автора последних лет, опубликованных в большинстве своем в журнале «Новое время». Это, – без преувеличения, блестящая публицистика, острая и принципиальная ре-акция автора на все наиболее значимые, бурные события, происходившие в нашей телевизионной епархии, начиная с 1998 года. Мы уверены, что эти статьи будут прочтены с большим вниманием и чувством благодарности. Мысленный возврат к ближайшему прошлому, которое уже поблекло в нашей памяти, уже вытеснено на-громождением новых и новых событий, производит столь необхо-димый уму проясняющий, герменевтический эффект: мы начинаем постигать суть, смысл, связность того, что творилось на телевидении и вокруг него и, главное, что происходит на этом поприще сегодня. В этом, на наш взгляд, ценность публицистики Р. А. Борецкого, подчиненной замыслу его книги.

Весьма важен второй раздел «Приложения», содержащий большой фактический материал, на основе которого автор демонстрирует доминирующую роль рейтинга в судьбе экранного продукта. Но особый интерес читателя, бесспорно, вызовет завершающий раздел «Приложения». В нем представлено 28 весьма подробных высказываний о телевидении, принадлежащих лидерам нашей политической и интеллектуальной элиты, взятых у них автором в виде своего рода интервью. И надо подчеркнуть, что автор не просто собрал эти высказывания, но и нашел удачный способ соотнести собственный взгляд на предмет исследования с мнениями тех, кто создает телевизионные программы, кто профессионально за ними наблюдает, кто изучает человека и общество, кто оказывает влияние на нашу духовную жизнь.

Книга профессора Р.А. Борецкого – весьма содержательна и актуальна, в ней, помимо всего, выражена четкая гражданская позиция человека, обладающего большим научным и жизненным опытом, озабоченного острейшими проблемами современности. Эта книга – не столько предостережение (и автор, и читатель понимают его тщету), сколько объяснение и просвещение с позиций внушающего доверие профессионала.