Мониторинг физического состояния детей в детских дошкольных учреждениях

№53-3,

педагогические науки

Физкультурные занятия должны решать проблемы тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, терморегуляции организма, а, следовательно, дать должный эффект в укреплении здоровья каждого отдельного индивидуума. Необходимо отказаться от жёсткой методики проведения физкультурных занятий, от их однообразия. Нормативы физической подготовленности должны учитывать уровень физического развития детей, состояние их здоровья.

Похожие материалы

Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные, отражающие динамику состояния российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа – уже не тревожная перспектива, которая маячит где-то в неопределённом завтра, а суровая реальность наших дней. Настало время, когда необходимо объединить знания, традиции, различные методики и поставить их на службу здоровья подрастающего поколения.

Всем работникам детских дошкольных учреждений, специалистам физического воспитания, работающим в дошкольных учреждениях и образовательных школах, необходимо переосмыслить работу с детьми в сфере не только физического воспитания, физического образования и физической культуры, но и обучения и воспитания в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, общения и т.д. В течение дня важно выполнять физиологически обоснованные движения.

Физкультурные занятия должны решать проблемы тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, терморегуляции организма, а, следовательно, дать должный эффект в укреплении здоровья каждого отдельного индивидуума. Необходимо отказаться от жёсткой методики проведения физкультурных занятий, от их однообразия. Нормативы физической подготовленности должны учитывать уровень физического развития детей, состояние их здоровья.

Цель нашей работы состояла в том, чтобы повысить эффективность контроля за физическим состоянием детей, посещающих детские дошкольные учреждения.

Основная задача работы состояла в том, чтобы подобрать наиболее подходящие методики определения физического состояния детей в процессе физического воспитания.

В своей работе мы систематически проводили мониторинг физического состояния детей с использованием традиционных, принятых на практике детских дошкольных учреждений методик, так методик не нашедших еще своего применения в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Регулярное диагностирование позволяет выявить реальный уровень развития ребёнка и степень соответствия возрастным нормам, а также определить отклонения и недостатки физического и нервно-психического развития.

Искажение показателей физического состояния детей за счет методических погрешностей тестирования может привести к крупным просчетам в оценке этого состояния и неправильной ориентации на развитие методики физического состояния (выбор средств, методов, нагрузок и т. п.).

Оценить здоровье детей можно следующими критериями:

  • физическим развитием;
  • развитием движений;
  • уровнем зрелости нервных процессов;
  • психологическим развитием;
  • адаптационными возможностями.

Контрольное диагностирование должно проводиться не менее трёх раз в учебном году. В сентябре проводится первичное диагностирование, на основании которого, разрабатывается стратегия проведения учебно-тренировочных занятий с целью коррекции выявленных недостатков в физической подготовке детей. По результатам первичного диагностирования проводится индивидуальная работа с детьми в течение всего учебного года. В декабре проводится текущее контрольное диагностирование, которое позволяет определить тенденцию в динамике изменения физической и технической подготовки детей и скорректировать работу так, чтобы к концу учебного года все дети смогли бы выполнить установленные нормативы.

В конце учебного года, в мае, проводится итоговое контрольное диагностирование с целью определения уровня подготовленности (физического, технического, психического и др.) детей и корректировки планов на будущий учебный год.

Определяются темпы прироста физических качеств у детей, и делаются выводы об эффективности применяемых физических упражнений и методики проведения занятий.

Для диагностирования физического, психического, функционального и др. состояний ребенка, а также для определения темпов прироста физических качеств, можно воспользоваться следующими методиками:

1. Формула темпов прироста физических качеств

\frac{100\cdot(V2-V1)\%}{0,5\cdot(V1+V2)}

V1 - начальный результат тестирования; V2 - конечный результат тестирования

Шкала оценки темпов прироста физических качеств детей за 1 год –

%

Оценка

до 8

неудовлетворительно

8-10

удовлетворительно

10-15

хорошо

свыше 15

отлично

2. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – показатель, определяющий функциональные возможности системы дыхания. Для определения ЖЕЛ необходимо сделать максимально глубокий вдох, а затем максимально глубокий выдох. При диагностировании ЖЕЛ легко определить с помощью спирометра, причем водяные спирометры дают наиболее точные результаты.

3. После работы определенной интенсивности и объема наблюдается различная степень снижения ЖЕЛ, что связанно с утомлением дыхательных мышц. Эти данные могут служить для диагностики тренировочной нагрузки. Чтобы определить и оценить уровень физического состояния (УФС), нужно дать ребенку пробежать на время, в равномерном темпе, дистанцию известной длины (не менее 1 км). Сразу же после бега подсчитывается ЧСС. Имея эти данные можно определить УФС.

Определение уровня физического состояния

Показатели

Уровень физического развития

I низкий

II ниже среднего

III средний

IV выше среднего

V высокий

% от должного максимального потребления кислорода (ДМПК)

50-60

61-75

76-90

91-100

101

Скорость бега (м/с) при ЧСС 136 уд/мин

1,75

1,89

2,20

2,41

2,51

Скорость бега (м/с) при ЧСС 142 уд/мин

1,85

2,00

2,35

2,58

2,69

Скорость бега (м/с) при ЧСС 148 уд/мин

1,94

2,11

2,50

2,75

2,88

Скорость бега (м/с) при ЧСС 154 уд/мин

2,04

2,23

2,64

2,92

3,06

Скорость бега (м/с) при ЧСС 160 уд/мин

2,14

2,34

2,79

3,10

3,25

4. Уравнения для расчета должной величины ЖЕЛ

ДЖЕЛ = (31 × рост) + (32 × масса) – (20 × возраст) – 2950 (для тех, кто не занимается бегом).

ДЖЕЛ = (31 × рост) + (35 × масса) – 3000 (для интенсивно занимающихся бегом).

5. 30 приседаний за 30"(определение функционального состояния)

\frac{P1+P2+P3-200}{10}

Р1 - пульс сидя (до приседаний), Р2- пульс стоя (сразу после приседаний), Р3- пульс стоя через 1 мин. после нагрузки.

Оценка: меньше 0 – отлично, 0-5 –хорошо, 6-10 – удовлетворительно, 10-15 – слабо, более 15 – плохо.

На практике замечено, что дети, имеющие отклонения в здоровье (вторую, третью и даже четвертую, пятую группы здоровья), часто не уступают остальным детям при выполнении контрольных нормативов (прыжки в длину с места, бег на 30 м., и т.д.), а иногда и показывают лучшие результаты в отдельных упражнениях.

Из этого можно сделать предположение, что не всегда по результатам традиционного диагностирования, принятого в настоящее время в детских дошкольных учреждениях, можно точно и достоверно судить о физическом состоянии ребёнка, о его здоровье.

Выполнение тех или иных нормативов не даёт гарантии, что ребёнок здоров и выполняет адекватную по нагрузке работу. Следует находить и внедрять для диагностирования такие тесты, которые могли бы объективно говорить о состоянии здоровья детей (спирометрия, ЧСС до нагрузки и после нагрузки, артериальное давление и т.д.). Причем, должен осуществляться постоянный контроль над здоровьем детей, как на отдельном занятии, так и в течение всего образовательного процесса. Только постоянный мониторинг за функциональным состоянием ребенка, может гарантировать то, что мы сможем сохранить и укрепить его здоровье.

Список литературы

  1. Гурьев С.В. Физическая культура/С.В. Гурьев. Учебник для 5-7 классов. Москва, 2014. (3-е издание).
  2. Гурьев С.В. Современный взгляд на физическое воспитание детей дошкольного возраста // С.В. Гурьев. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 51. С. 246-259.