Воздействие гаджетов на физическое состояние студентов

№71-1,

педагогические науки

Проанализировано влияние современных технических устройств на самочувствие учащейся молодежи. Определено, что чрезмерное увлечение гаджетами ухудшает функциональное состояние студентов, снижая их работоспособность к учебной деятельности.

Похожие материалы

Актуальность работы

Научно-технический прогресс, с одной стороны, позволил человечеству обезопасить себя от многих болезней, с другой, возникает риск новых видов заболеваний, связанных с зависимостью от технических устройств, таких как мобильные телефоны, смартфоны.

Неадекватное использование современных гаджетов может привести к стрессу, головным болям, различного рода психофизическим расстройствам [6]. Студенчество наиболее уязвимая часть населения, т.к. в большой степени предрасположена такому образу жизни.

Зарубежные и отечественные специалисты с каждым годом всё больше внимания уделяют проблеме влияния технических средств на здоровье человека.

Цель исследования

Изучение влияния смартфонов на самочувствие студентов.

Задача исследования

Определить негативное воздействие мобильных телефонов и смартфонов на психофизическое состояние студентов.

Методика исследования

Анализ современных источников, анализ медицинского осмотра студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Анализ современной литературы

Современные технические устройства, такие как, мобильные телефоны, смартфоны, могут оказывать отрицательное влияние на функциональное состояние учащейся молодежи. Исследование, проведенное под руководством Расселла Джонсона в Региональном бизнес-колледже Мичиганского университета, показало, что те, кто используют смартфоны после 9 часов вечера для того, чтобы ответить на электронные письма или закончить текущую работу, имеют плохой сон. Также использование смартфона сильно влияет на уровень энергии на следующее утро, что может ухудшать работоспособность. Учёные выяснили, что именно смартфоны, по сравнению с другими технологиями — ноутбуками или телевизорами, имеют наиболее негативное влияние на качество сна и энергичность. Исследователи связывают это с тем, что смартфоны излучают так называемый «голубой свет», который, как известно, является наиболее разрушительным [4].

В настоящее время процесс обучения в вузе характеризуется усвоением большого объема информации в короткие сроки, технизацией учебного процесса, частыми инновациями педагогического процесса. В то же время, студенты зачастую не придерживаются здорового образа жизни в период обучения. Безусловно, это не может не сказаться на психоэмоциональном, психофизическом и физическом состоянии студентов их работоспособности и успеваемости [2].

Говоря об ухудшении здоровья учащейся молодежи в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, нужно отметить, что настораживающим диагнозом, который присутствует в истории болезни студентов, является вегето-сосудистая дистония (ВСД) около 35% от числа всех больных студентов.

В особую нозологическую группу сегодня выделен «синдром менеджера» — комплекс разнообразных симптомов, причинами которых являются гиподинамия, стресс и хроническое переутомление [3].

Отождествление вегето-сосудистых нарушений с понятием «психовегетативный синдром» — не редкость, особенно в сочетании с психоэмоциональными расстройствами, подчеркивает взаимосвязь функций и идентичность понятий [1].

В Государственном университете Кента исследователи Эндрю Лэп, Джейкоб Баркли и Арин Карпински задействовали более чем 500 студентов и выявили связь чрезмерно частого использования мобильного телефона с тревожностью, низким индексом успеваемости и снижением удовлетворенности жизнью. Исследователи обнаружили, что использование мобильного телефона отрицательно влияет на успеваемость и положительно — на тревожность. Также они узнали, что успеваемость положительно связана с удовлетворенностью жизнью, в то время как тревожность отрицательно связана с удовлетворенностью жизнью. Исследователи заключили, что те, кто часто используют мобильный телефон, более высокие показатели тревожности и более низкую удовлетворенность своей жизнью, чем те студенты, кто пользуется телефоном гораздо реже [5].

Современные зарубежные исследования, показали влияние использования технических средств на личностные характеристики человека, его работоспособность, сон и т.д

Кроме того, было показано, что чрезмерное увлечение текстовой перепиской является жестким предиктором проблем со сном, при этом частый обмен сообщениями ведет к плохому сну, независимо от уровня стресса. Причины исследователи видят в том, что студенты находятся под постоянным давлением обязательства немедленно отвечать на сообщения, которые им приходят днём и ночью. Студенты держат мобильные телефоны и смартфоны во время сна рядом с собой, поэтому их постоянно отвлекают различные сигналы. Исследователи также связывают частый обмен текстовыми сообщениями с повышенной психологической чувствительностью и социальным уровнем стресса [5].

Выводы

Как показали результаты исследований, чрезмерное использование студентами современных гаджетов, особенно смартфонов, увлечение современными технологиями значительно изменяет их самочувствие. При этом изменения носят негативный характер, они оказывают отрицательное воздействие на функциональное состояние организма, нарушение сна, ухудшение работоспособности, снижение стрессоустойчивости, повышение тревожности и другие.

В связи с этим, становится актуальным эффективная постановка вопроса о влиянии технических устройств на состояние здоровья студентов, которая обусловлена необходимостью обеспечения физической надежности и готовности студентов к активной жизнедеятельности и высокопродуктивной работе в сложных современных условиях.

Список литературы

  1. Воробьева О.В. Психовегетативный синдром, ассоциированный с тревогой (вопросы диагностики и терапии). Русский медицинский журнал, 2006. -№ 23. – С.1696-1699.
  2. Казантинова Г.М. Психологические аспекты учебного труда студентов / Г.М.Казантинова // Современные технологии формирования активной жизненной позиции у студентов как средство реализации государственной молодежной политики: Матер. Междунар. Науч.-практ. Конф. – Волгоград, 2009, Т.2. - С. 241-245.
  3. Котова О.В. «Синдром менеджера»: от диагноза к лечению. Новая аптека, 2010. -№ 9. – С.20-21.
  4. Lanaj K. Beginning the workday yet already depleted? Consequences of late-night smartphone use and sleep / K. Lanaj, R.E. Johnson, C.M. Barnes // Organizational Behavior and Human Decision Processes. – 2014. – №124(1). – P. 11-23.
  5. Lepp A., Barcley J.E., Karpinski A.C. The relationship between cell phone use, academic performance, anxiety, and Satisfaction with Life in college students. – Computers in Human Behavior, 2014.
  6. http://festival.1september.ru/articles/578365/ (дата обращения: 19.10.14)