Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании

№53-3,

Педагогические науки

В статье рассматриваются особенности применения новых образовательных технологий в системе профессионального образования. Основной целью профессиональной подготовки является развитие у выпускников профессиональной компетентности. Обоснована необходимость разработки учебных заданий, соответствующих профессиональным компетенциям.

Похожие материалы

В условиях внедрения компетентностноориентированного образования основной задачей образовательной организации является подготовка конкурентоспособных специалистов для рынка труда [22, 14, 4]. Основы будущей конкурентоспособности выпускника вуза закладываются в процессе обучения путем формирования и развития учебно-познавательных и профессиональных компетенций [15, 16, 23, 2].

Формирование профессиональных компетентностей, включающее процессы использования усвоенных ранее разнообразных знаний, умений, навыков и способов деятельности, является целью практической подготовки специалиста на основе комплекса различных форм и методов учебной работы, таких, как практические занятия, учебные и производственные практики и т.п. [19, 8, 5, 17].

Учебная подготовка современных студентов инженерных специальностей претерпевает в настоящее время значительные изменения. Невозможность прогнозирования поля будущей профессиональной (инженерной) деятельности становится одной из основных проблем обучения в техническом вузе.

Проведённые исследователями в последнее десятилетие опросы молодых специалистов показывают, что до 60% респондентов отмечают низкую практическую направленность предлагаемых им в вузе знаний, их слабую корреляцию с задачами и условиями профессиональной деятельности, указывают на несовершенство и низкую эффективность применяемых методов обучения. В итоге специалист зачастую оказывается не способным перенести полученные знания на другую, даже сходную с уже знакомой ему ситуацию, не может действовать в новых условиях. Несовершенство применяемого подхода к отбору и структурированию содержания обучения приводит к чрезмерной перегрузке учебных программ, к перенасыщенности их информацией, остающейся невостребованной в практической деятельности, и, следовательно, спустя некоторое время утрачиваемой [25, 18, 3, 1].

Внедрение компетентностного подхода в образовательную практику вуза позволяет решить указанную проблему путём применения новых форм и методов обучения, а также с использованием возможностей предоставляемых предметным содержанием гуманитарных дисциплин, изучаемых в техническом вузе.

В качестве технологий, обеспечивающих подготовку к деятельности в современном информационном обществе, выступают новые гуманитарные технологии, обладающие большим потенциалом для решения названной актуальной задачи, к числу данных технологий относят технологию развития критического мышления через чтение и письмо [24, 25].

Большинство исследователей (С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская, Ю.Н. Кулюткин) определяют критическое мышление как совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента [6, 7].

Критическому мышлению нужно учить, но не только ради самого критического мышления, важно, чтобы обучающийся мог использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности [9].

Студент, умеющий критически мыслить, владеет различными способами истолкования и оценки информационного сообщения, умеет обнаруживать в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, способен аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Такой студент уверенно работает с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. На ценностном уровне, критически мыслящий студент способен к взаимодействию с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных взглядов и убеждений в рамках общечеловеческих ценностей [6].

Перечислим самые известные формы письменной работы в обучении критическому мышлению: эссе (раскрыть конкретную тему на основе субъективного опыта), письменное интервью, очерк на основе интервью, написание встречного текста, написание рефлексивного пятистишия «Синквейн», создание различных вариантов портфолио, действительного и проектного резюме, составление инструкции.

Рассмотрим более подробно одну из форм работы – написание инструкции. Положительные результаты даёт решение творческих заданий, выполняемых студентами с большим интересом, так как все задания направлены на развитие умений, которые могут быть перенесены из сферы учебной в сферу будущей служебной и производственной деятельности. Одним из примеров подобной творческой деятельности при изучении русского языка и культуры речи является работа по обучению написанию инструкции [20].

Работа с инструкцией осуществляется поэтапно. Первоначальная деятельность заключается в выполнении учебных заданий. Для каждого задания разрабатывается соответствующая, сопровождающая его, инструкция по выполнению, позволяющая учащемуся не стихийно, а целенаправленно отработать нужные специальные способности, умения, сформировать необходимую структуру деятельности. При этом инструкция не обязательно должна составляться в письменном виде. Она может быть выражена устно передаваемым обучающимся текстом, ориентирующим их в правильном образе осваиваемых действий [26]. Применительно к гуманитарным дисциплинам, преподаваемым в техническом вузе, первоначальная работа с инструкциями отрабатывается в ходе учебных занятий по обучению конспектированию, аннотированию, рецензированию, составлению библиографического описания, созданию типовых официально-деловых документов.

Инструкция составляется сообразно уровню сложности задания. Чем более высок этот уровень, подчёркивает С.Ю. Черноглазкин, тем более «проблемный» характер носит инструкция, и тем, соответственно, более нацеливает учащегося на творчество [27]. Например, на разных полюсах шкалы сложности находятся такие виды работ как конспектирование и написание автобиографии, аннотирование и составление портфолио достижений по определённой теме или за определённый период (семестр, курс), написание типового заявления и составление действительного резюме, отражающего на момент написания уровень образования, трудовую деятельность, приобретённые навыки работы студента

На следующем этапе учебная задача усложняется и отрабатывается выполнение учебно-производственных заданий по самостоятельному написанию инструкции по эксплуатации.

В начале работы преподаватель раскрывает содержание понятия «инструкция» (от лат. instructio наставление) - указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. При этом внимание студентов акцентируется на том, как связана решаемая задача с проблемами, которые характерны для профессиональной деятельности специалиста, и какое практическое применение она получает при изучении специальных дисциплин.

Во время вводной беседы студентам сообщается, что для любого предмета можно написать инструкцию, в подтверждение предъявляется пример шуточной инструкции, которая в дальнейшем анализируется с точки зрения технологичности описания. В ходе решения данной задачи составляется также типовой план (алгоритм) написания стандартной инструкции.

Пример. Инструкция по эксплуатации ложки столовой глубокой

Ложка столовая глубокая (ЛСГ) состоит из трёх частей: черпало, держало и соединяющая перемычка. Черпало — это основная рабочая часть ЛСГ, напоминает форму эллиптического параболоида и служит устройством ввода-вывода пищевого материала в системе. Держало служит для удержания и перемещения всей конструкции ЛСГ.

Порядок работы с ложкой столовой глубокой

  1. Извлечь ЛСГ из футляра, соблюдая правила техники безопасности.
  2. Держа ложку в правой руке (для левшей — в левой), сориентировать её так, чтобы черпало находилось на уровне груди вогнутой стороной вертикально вверх, а выгнутой вниз и вся конструкция была горизонтальна.
  3. Осторожно опустить черпало ЛСГ в сосуд с пищевым материалом, стараясь, чтобы оно коснулось пищи как можно меньшей площадью (во избежание расплескания).
  4. Перевести ЛСГ в горизонтальное положение.
  5. Извлечь ЛСГ из пищевого материала так, чтобы жидкость или полужидкость не доходила до краёв черпала ЛСГ на 3-1 мм.
  6. Сохраняя горизонтальное положение, поднести черпало ЛСГ ко рту.
  7. Освободить проход рта для свободного прохода черпала ЛСГ и так далее.

Правила техники безопасности

  1. Не глотать!
  2. Не затачивать края черпала и держала.
  3. Не допускать нагрева ложки столовой глубокой выше 500° С.
  4. Перед использованием ЛСГ произвести санитарно-гигиеническую обработку рук и всей конструкции ЛСГ [12, 13].

В дальнейшем студентам предлагается (самостоятельно или в ходе работы в минигруппах) составить шуточную инструкцию по эксплуатации для простейших бытовых предметов: а) вилки, б) зубной щётки, в) солонки, г) кастрюли, д) стула, е) окна, ж) книги, опираясь на образец и стандартную схему: описание предмета, порядок работы, соблюдение техники безопасности.

В процессе выполнения творческого задания формируется инженерное умение выполнять пооперационное разложение действий и достоверно описывать с технической стороны предмет технологического анализа.

Следующим этапом освоения учебно-производственных заданий становится деятельность максимально приближенная к профессиональной сфере, так как постановка реальной цели учения может представлять собой условие подлинной мотивации человека, при этом цель передаёт собой какие-то естественные, значимые для него внутренние устремления, а не просто заявлена сама по себе [6, 10].

Пример. Составьте и запишите инструкцию: а) как поменять колесо машины; б) как подключить компьютер к Интернету; в) как наклеить обои или кафельную плитку, д) как заменить перегоревшую электролампу или отремонтировать неисправный электроприбор и т. д.

Таким образом, предметное содержание выводит обучаемых на собственно профессиональную проблематику, а смысл изучения предметного содержания становится «прозрачным» и соотносимым с некоторой значимой для определённого человека реальностью [11]. Опыт показывает, что поэтапная реализация данной формы учебной творческой деятельности способствует переходу на качественно более высокий уровень исполнения, связанный со значительным умственным напряжением и использованием всех приобретённых профессиональных знаний. Например, большинство студенческих работ сопровождалось пояснительными чертежами, некоторые же предпочли проиллюстрировать текст инструкций фотографиями и мультимедийными презентациями.

Представленная выше технология является одной из форм развития творческого мышления будущего специалиста, способствующего активному освоению профессиональных умений с использованием возможностей предоставляемых предметным содержанием гуманитарных дисциплин, преподаваемых в техническом вузе [21].

Таким образом, использование технологии развития критического мышления в преподавании профессиональных дисциплин создает ситуацию успешной деятельности, развивает самостоятельность и активность мышления обучающихся, способствуя формированию и развитию профессиональных компетенций обучаемых.

Список литературы

  1. Андреев, А.А. Знания или компетенции? / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. – С. 3-12.
  2. Горина, А. В. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. - 2014. - № 5 (39). - С. 125-133.
  3. Жигадло, А. П. Особенности адаптации первокурсников в условиях модернизации высшего образования : монография / А. П. Жигадло, О. В. Якубенко. – Омск : СибАДИ, 2007. – 132 с.
  4. Жигадло, А. П. Психология и педагогика профессионального образования: учебное пособие / А. П. Жигадло, М. Г. Дубынина, П. И. Фролова. – Омск: СибАДИ, 2016. – 171 с.
  5. Жугару, Е. О. Применение деловых игр в процессе преподавания гуманитарных и технических дисциплин / Е. О. Жугару, П. И. Фролова // Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки: мат. Межд. научно-практич. конф. - Омск: СибАДИ, 2014. - Кн.3. - С. 168-171.
  6. Загашев, И. О. Развитие критического мышления на пути к повышению качества образования / И. О. Загашев // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе: тез. докл. VIII Всерос. научн. конф. – СПб. : СПбГУП, 2003. - С. 46-47.
  7. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М. : Просвещение, 2004. - 175 с.
  8. Кирпан, М. В. Технологические основы авторской программы дисциплин в системе среднего профессионального образования / М. В. Кирпан, О. В. Якубенко // Архитектура, строительство, транспорт материалы Межд. научно-практич. конф. (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ») – Омск, СибАДИ, 2015. – С. 1734-1739.
  9. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 392 с.
  10. Новиков, А.М. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А. М. Новиков. - М. : ИЦП НПО РАО, 1997.
  11. Самойленко, П. И. Системно-деятельностный подход к разработке и внедрению обобщённых технологий обучения / П. И. Самойленко // Технологии обучения: Сущность, опыт применения и проблемы развития. - М., 1997. - С. 95-124.
  12. Суслов, И. Н. Край сибирский – край родной: учебное пособие по русскому языку и культуре речи / И.Н. Суслов, П.И. Фролова, Е. В. Гердт. –Омск: СибАДИ, 2006. – 182 с.
  13. Суслов, И. Н. Сибирь – наш край родной: учебное пособие по русскому языку и культуре речи / И.Н. Суслов, П.И. Фролова, Е.В. Гердт и др. – Омск: СибАДИ, 2010. – 228 с.
  14. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева и др., Омск: ОмГПУ, 2015. - 484 с.
  15. Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. – 2016 г. – № 52. – С. 223-230.
  16. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2016. – № 1 (23). – С. 179–185.
  17. Фролова, П. И. Портфолио как способ оценивания учебных достижений студентов в условиях принятия Болонского соглашения / П. И. Фролова // Активные формы обучения как инновационная составляющая профессионального (инженерного) образования: мат. межвуз. научно-метод. конф. - Омск: СибАДИ, 2007. - С. 67-69.
  18. Фролова, П.И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина, М.Г. Дубынина. – Омск: СибАДИ, 2014. – 403 с.
  19. Фролова, П. И. Совершенствование методического сопровождения дисциплин профессионального цикла в процессе подготовки педагогов профессионального обучения / П.И. Фролова // Архитектура, строительство, транспорт: материалы Международной научно-практической конференции (к 85-летию ФГБОУ ВПО «СибАДИ»). – Электрон. дан. – Омск : СибАДИ, 2015. – С. 1760–1767.
  20. Фролова, П. И. Технология развития критического мышления как способ достижения качества образования / П. И. Фролова // Проблемы управления качеством профессионального образования: мат. межвуз. науч.-метод. конф. -Омск, 2008. - С. 138-142.
  21. Фролова, П. И. Творческая деятельность студентов при освоении профессиональных умений: гуманитарный аспект / П. И. Фролова // Сборник научных трудов Sworld. Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития '2007. - 2007. - Т. 14. - № 3. - С. 24-26.
  22. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
  23. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - № 1 (35). - С. 182-186.
  24. Фролова, П.И. Формирование функциональной грамотности как ос-нова развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : дис. … канд. пед. наук / Фролова Полина Ивановна. – Омск, 2008. – 229 с.
  25. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов техническо-го вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : монография / П.И. Фро-лова. – Омск : СибАДИ, 2012. – 196 с.
  26. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - Спб. : 2000. – 169 с.
  27. Черноглазкин, С. Ю. Методика разработки предметных профессионально развивающих учебных курсов / С. Ю. Черноглазкин. - М.: ИРПО, 2001. - 46 с.