Анализ исторического развития понятия «функциональная грамотность»

NovaInfo 54, с.269-276, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 70
CC BY-NC

Аннотация

В статье представлены этапы развития понятия «грамотность». В исследовании разработана периодизация трансформации (эволюции) понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические эпохи. В современной педагогике функциональная грамотность рассматривается как основа для развития компетентности.

Ключевые слова

РАЗВИТИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЯ, ГРАМОТНОСТЬ

Текст научной работы

Термин «функциональная грамотность» возник в последней трети XX века в ответ на глобальные вызовы современности, связанные с переходом общества от индустриальной эпохи к постиндустриальной, в противовес ранее используемому понятию «грамотность» в международной образовательной практике. Рассмотрим периодизацию, по которой прослеживается эволюции понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды: от понятия «грамотность» до расширенного понятия «функциональная грамотность», а в дальнейшем до понятия «функциональная грамотность как основа развития компетентности» в связи с ростом требований общества к развитию и уровню образованности индивида.

I. Период становления и развития ценностного отношения к пониманию проблемы грамотности в общественной жизни

Первые упоминания о проблеме грамотности как общественного феномена отечественной педагогической теории и практики встречаются в летописных источниках X-XI вв. и связаны с просветительской деятельностью князей Владимира Святославовича и Ярослава [6].

Постепенно в обществе зарождается ценностное отношение к пониманию проблемы грамотности на государственном уровне. В XVI веке существенно возрастает значение проблемы грамотности и образования в связи с быстрым темпом развития государства. В 1551 году, в период правления Ивана Грозного, Стоглавый собор наравне с актуальными государственными проблемами укрепления централизованной власти рассматривает также вопросы, касающиеся развития просвещения в стране [5].

Во всех вышеперечисленных случаях проблема грамотности понимается как проблема достижения элементарной грамотности. При этом грамотность как умение читать рассматривается в отдельности от умения самостоятельно писать, что нашло отражение в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля [4].

В «Энциклопедическом словаре» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (период создания словаря датируется концом XIX-началом XX века) под словом «грамотный» также подразумевается человек, умеющий читать и писать на каком-либо языке. Авторами особо уточняется, что «в более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей «полуграмотных», т.е. умеющих только читать» [1].

II. Период массового обучения грамотности детей и неграмотного взрослого населения

После Октябрьской революции проблема массовой неграмотности населения рассматривается как острая социальная проблема, требующая немедленного практического решения. В 1920 году при Наркомпросе создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Существование неграмотности в стране воспринимается как явление, тормозящее начавшуюся индустриализацию производства [9].

Мероприятия по ликвидации неграмотности осуществлялись с 1919 года по 1930-е годы и вошли в историю педагогики как первое массовое и обязательное (инициированное государством) обучение грамоте неграмотных взрослых и подростков школьного возраста.

В данный период грамотность понимается как обладание человеком умением читать и писать на родном или русском языке. Подобный взгляд на проблему грамотности сохранялся достаточно долго: вплоть до 80-х годов ХХ века грамотность главным образом понимается как умение читать и писать, что фиксируют словари русского языка, педагогические справочники, энциклопедические словари.

III. Период исследования проблемы грамотности на международном уровне

В 50-х годах XX века проблема грамотности населения начинает рассматриваться не только как проблема отдельно взятой страны, но и на международном уровне в связи с созданием в 1945 году Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Многолетние исследования ЮНЕСКО по проблемам распространения грамотности и повышения качества образования способствуют дальнейшему упорядочиванию используемой терминологии в данном вопросе.

В 1958 году на 10-й сессии Генеральная конференция ЮНЕСКО вырабатывает рекомендации для всех стран при проведении переписи населения считать грамотными только тех жителей, которые умеют читать тексты с пониманием прочитанного и в состоянии написать краткое изложение о своей повседневной жизни. При этом полуграмотным человеком рекомендуется считать лицо, умеющее только читать [9].

На основе анализа вышеназванных рекомендаций можно сделать вывод, что понимание полуграмотного человека в международных документах ЮНЕСКО остается вполне традиционным, а в понимании грамотного человека появляются некоторые ранее не принимавшиеся во внимание аспекты оценки грамотности, а именно: умение понимать прочитанное и писать о собственной жизни. При этом грамотность рассматривается в качестве одного из важнейших показателей уровня социального развития государства и общества. Дальнейшее рассмотрение и изучение новых аспектов оценки грамотности послужит импульсом к полной переоценке понятия «грамотность» на последующих этапах развития общества.

IV. Период разграничения понятий «грамотность» и «функциональная грамотность»

В 70-х годах XX века начинается постепенный пересмотр и переосмысление понятия «грамотность» в международной образовательной практике. Изменения в общественной жизни вынуждают отойти от традиционного элементарного понимания грамотности и приводят к значительному расширению исследуемого понятия «грамотность». Первичное документальное закрепление данного процесса происходит в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, где впервые было предложено использовать термин «функциональная грамотность».

В 1978 году ЮНЕСКО производит переработку текста ранее предложенных рекомендаций о международной стандартизации статистических данных в сфере образования. В новой редакции этого документа, «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [21].

Начавшийся переход от индустриального общества к постиндустриальному обнаружил необходимость рассмотрения грамотности как двойственного явления, во-первых, как проблема достижения элементарной грамотности большинством населения в развивающихся странах и, во-вторых, как проблема достижения функциональной грамотности в промышленно развитых странах в противовес к наблюдаемой функциональной безграмотности у достаточно больших групп населения.

В это же время начинают проводиться первые исследования уровня функциональной грамотности в высокоразвитых странах. Работы С.А. Тангяна позволяют проследить обобщенные результаты изучения функциональной грамотности, которые свидетельствуют о том, что уровень образования, существующий у населения, очень часто не может обеспечить (гарантировать) функциональную грамотность, так как жизнь личности в современном обществе сопровождается быстрой сменой технологических разработок, идей, отдельных предметов быта, появлением новых знаний. Образовательная система практически любой страны в подобных условиях оказывается в заведомо проигрышном состоянии и не может вовремя подготовить своих граждан к существованию в новых условиях. Исходя из определения ЮНЕСКО, С.А. Тангян конкретизирует отдельные аспекты и предлагает считать функциональной грамотностью повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений, в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития [10].

Очень схожие результаты получены во многих западных высокоразвитых странах отмечается в монографии П.И. Фроловой [17]. Специалисты приравнивают к функционально неграмотным до 10 % активного и трудоспособного населения западноевропейских стран. В Англии выявлено более 20 %, что составляет примерно 7 миллионов человек, функционально безграмотных граждан страны. В Германии функциональная неграмотность обнаруживается у 3 миллионов жителей.

На конгрессе ЮНЕСКО приводятся данные о том, что примерно треть населения США в возрасте до 30 лет, то есть самый активный и трудоспособный возраст, является функционально безграмотным. По статистическим данным 1985 года почти 7 миллиардов долларов в год США приходилось затрачивать для того, чтобы содержать в федеральных тюрьмах заключённых, которые были осуждены за непреднамеренно совершенные преступления вследствие своей функциональной неграмотности.

Около 3-х миллионов совершеннолетних граждан Канады в 1987 году причислены к группе функционально безграмотных, что составляло в то время почти 30 % от всего населения (из них 8 % опрошенных имеют высшее образование и более 80 % закончили школьный курс обучения).

В России международные эксперты оценивают количество людей, испытывающих проблемы в процессе письма, чтения, работы с числами из-за наличия функциональной неграмотности в пределах от 25 до 40 % от общего количества населения страны [12, 18].

В конце 80-х годов ХХ века расширение понятия «грамотность» начинает постепенно отражаться в словарях: в 1987 году в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова словарное значение прилагательного «грамотный» толкуется подобным образом: «1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-либо области. 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела». Аналогичное значение фиксируется в современном русском языке у термина «грамотность» и через два десятилетия в «Толковом словаре русского языка» (2006 г.) С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой [8].

В данный период в обществе происходит осознание социально-экономической составляющей функциональной грамотности. Становится очевидно, что функциональная грамотность имеет культурно-исторический характер, являясь, с одной стороны, частью образования и культуры, а с другой стороны – частью общественно-экономической формации [15].

V. Период включения понятия «функциональная грамотность» в проблемное поле компетентностного подхода в образовании

Несколько десятилетий функциональная грамотность изучается авторитетными международными организациями. В 1990 году под эгидой ЮНЕСКО проводился Международный год грамотности. Организация Объединенных Наций объявила на Генеральной Ассамблее о проведении Десятилетия грамотности в самой широкой интерпретации данного понятия с 2002 по 2012 гг. Современная трактовка функциональной грамотности представлена в декларации «Десятилетие грамотности ООН», в которой разъясняется, что в новых условиях жизнедеятельности концепция грамотности становится крайне сложной, показывается, как влияет грамотность на изменение персонального и национального благосостояния. Непосредственное достижение человеком грамотности подразумевается как нечто большее, чем получение только основных навыков грамотности. Основные навыки являются только предпосылкой для дальнейшего развития. Следующей целью является гарантия того, что личности должны быть способны … полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники, то есть речь идет о достижении функциональной грамотности – в противоположность элементарной (базовой) грамотности» [22].

Результаты международных исследований наглядно демонстрируют, что в начале XXI века нельзя считать решенной проблему достижения функциональной грамотности даже в самых обеспеченных и экономически стабильных государствах. Следовательно, перед системой образования многих стран встает вопрос о необходимости создания и использования таких методов и технологий обучения, которые способствовали бы подготовке подрастающих поколений к успешному взаимодействию в изменяющихся жизненных ситуациях.

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамотность» рассматривается в проблемном поле компетентностного подхода, который начал активно разрабатываться в образовании в связи с переходом общества от образовательной парадигмы «образование на всю жизнь» к новой образовательной парадигме «образование через всю жизнь» [13, 16]. Большинство разработчиков компетентностного подхода отмечают, что формирование компетенций развивающейся личности должно происходить с помощью средств содержания образования, в результате чего у обучаемого будут развиваться способности и появляется возможность решать реальные проблемы своей повседневной жизни: бытовые, производственные и социальные.

А.В. Хуторской особо подчеркивает, что структура образовательных компетенций включает в себя также составляющие функциональной грамотности как интегративной характеристики уровня подготовки обучаемого, но не ограничиваются только ими [20].

В качестве одного из показателей уровня образованности в рамках компетентностного подхода рассматривает функциональную грамотность О.Е. Лебедев, который считает, что задача определения функциональной грамотности человека заключается в выявлении способности решать функциoнальные прoблемы, с котoрыми он встречается, исхoдя из видoв деятельнoсти, как субъект oбучения, oбщения, социальной деятельнoсти, самoопределения, в том числе прoфессионального выбора. Для кoнкретизации даннoй задачи oпределяется несколькo сфер деятельнoсти. Все сферы жизнедеятельнoсти человека чрезвычайнo слoжны, как и сама жизнь. Мнoжество деятельнoстных проявлений, порождаемых сoбственным развитием личности, приводят к их бесконечному разнообразию. Одна и та же сфера в жизни разных людей может иметь разное значение и проявление, но есть некий минимум, своеобразный инвариант, сoдержащийся в каждой из сфер. Именно этот инвариант и oбразует структуру функциональной грамотности [7].

Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхoда отражает сформированность умений действoвать по принятым в обществе нoрмам, правилам, инструкциям, т. е. характеризуется спосoбностью решать стандартные и нестандартные жизненные задачи, связанные с реализацией сoциальных функций челoвека. На сегодняшний день уделяется особое внимание документальному обеспечению реализации компетентностного подхода в образовании на всех уровнях [11, 14, 19].

В разрабатываемых и внедряемых документах (фонд оценочных средств, паспорт компетенций, кластер компетенций и др.) прописывается компонентный состав каждой компетенции, а также указываются критерии оценки сформированности того или иного уровня компетенций. Но подобного рода информация редко оказывается доступной непосредственно для обучаемых, соответственно, обучаемый как субъект образования лишается возможности отслеживать собственный путь формирования компетенций и своевременно вносить коррективы в свой образовательный маршрут отмечает А.В. Горина [2]. Что в свою очередь ставит под угрозу формирование и развитие функциональных умений, составляющих основу функциональной грамотности, так как ситуация «незнания» обучаемым собственных результатов учебной деятельности может привести к тому, что мотивационная и рефлексивная составляющие функциональной грамотности будут выражены в недостаточной степени. Соответственно, необходимо прилагать особые усилия, для того чтобы у обучаемых развивалась направленность на осознание собственных образовательных потребностей, способность к формированию близких и дальних планов в соответствии с представлениями о своих подлинных возможностях, целях, обстоятельствах. Одним из средств достижения поставленной цели, могут быть внедряемые методические разработки, предназначенные для самоконтроля формируемых компетенций [3].

Таким образом, в настоящее время исследователи единодушны во мнении, что формирование функциональной грамотности человека не может закончиться одновременно с окончанием школы, так как в условиях информационного общества данный процесс будет продолжаться всю жизнь в связи с постоянно происходящими изменениями в различных сферах деятельности, и человек будет поставлен перед необходимостью освоения новых норм и правил жизнедеятельности. Разработанная периодизация способствует систематизации научных точек зрения на эволюцию понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике в различные исторические периоды.

Читайте также

Список литературы

  1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь: в 86 полутомах с иллюстрациями и дополнительными материалами [Электронный ресурс] / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. – Режим доступа: http://enc-dic.com/brokgause/Gramotnost-95447.html
  2. Горина, А. В. Индивидуальная карта студента как методическое средство комплексной оценки сформированности компетенций /А. В. Горина // Фундаментальные и прикладные науки - основа современной инновационной системы : материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых [Электронный ресурс]. – Омск : СибАДИ, 2015. – Режим доступа: http://bek.sibadi.org/fulltext/ESD1.pdf
  3. Горина, А. В., Фролова, П. И. Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессиональной компетентности студентов в социальной проектной деятельности / А. В. Горина, П. И. Фролова // Вестник СибАДИ. – 2014. – № 5 (39) – С. 125 – 133.
  4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – М., 1978. – Т. 1. – 390 с.
  5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века : учеб. пособие / под ред. А. И. Пискунова.  М. : ТЦ «Сфера», 2001.  512 с.
  6. Калинина, С. В., Каширина, В. В. История отечественного образования VIII - начало XX : учебное пособие : хрестоматия / С. В. Калинина, В. В. Каширина.  Омск, 2000.  408 с.
  7. Лебедев, О. Е. Что такое качество образования? / О. Е. Лебедев // Высшее образование сегодня. – 2007. – № 2. – С. 34-39.
  8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., М., 2006. – 944 с.
  9. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. Г. Панова. – М. : Большая российская энциклопедия, 1993. – 1160 с.
  10. Тангян, С. А. «Новая грамотность» в развитых странах / С. А. Тангян // Советская педагогика. – 1990. – № 1. – С. 3-17.
  11. Фролова, П.И. Возможности гуманитарных дисциплин в развитии учебно-познавательной компетентности / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 2. № 52. С. 222-230.
  12. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия «функциональная грамотность» в педагогической теории и практике / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - № 1 (23). - С. 179-185.
  13. Фролова, П.И. Психолого-педагогическое развитие личности человека в современных условиях: учебное пособие / П. И. Фролова, А. В. Горина, М. Г. Дубынина. - Омск: СибАДИ, 2014. -403 с.
  14. Фролова, П. И. Технология развития критического мышления в контексте реализации компетентностного подхода в образовании / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 53. С. 255-261.
  15. Фролова, П. И. Управление развитием персонала на основе профессиональных стандартов / П.И. Фролова // Ученые записки ИУО РАО. - 2016. - № 59. - С. 165-168.
  16. Фролова, П. И. Философско-методологические основы изучения функциональной грамотности как аспект непрерывного образования / П. И. Фролова // Архитектура. Строительство. Транспорт. Технологии. Инновации: материалы Международного конгресса ФГБОУ ВПО «СибАДИ». - Омск, 2013. - С. 529-532.
  17. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин : монография / П. И. Фролова. – Омск : СибАДИ, 2012. – 196 с.
  18. Фролова, П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов / П. И. Фролова // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. - 2014. - № 1 (35). - С. 182-186.
  19. Фролова, П. И. Функциональная грамотность в структуре профессиональной компетентности студентов / П. И. Фролова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 53. С. 265-269.
  20. Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А. В. Хуторской. – М. : Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
  21. UNESCO. Revised Recommendation concerning the International Standardization of Educational Statistics.http://portal.unesco.org/en/ev.php-URL_ID=13136&URL _DO=DO_ TOPIC&URL_SECTION=201.html General Conference of UNESCO. Paris, 27.09.1978, р. 19.
  22. United nations Literacy Decade : education for all; International Plan of Action : implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4

Цитировать

Фролова, П.И. Анализ исторического развития понятия «функциональная грамотность» / П.И. Фролова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 54. — С. 269-276. — URL: https://novainfo.ru/article/8635 (дата обращения: 30.06.2022).

Поделиться