Финансовая политика государства занимает значительное место в государственной деятельности и является основополагающим элементом в системе управления финансами.
Для правильного функционирования экономики государства необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем [1].
Политика Центробанка учитывает нынешнюю динамику экономику и прогнозы на среднесрочную перспективу. Регулятор ожидает падение экономики в конце 2015 года в диапазоне 3,9-4,4%. В отличие от представителей Минэкономразвития, ЦБ настроен достаточно пессимистично и на 2016 год: ВВП сократится на 0,5-1%, при условии цен на нефть на уровне 50 долл./барр. Только в 2017 году экономика начнет расти в пределах 1%.
Помимо внутренних проблем, существенным негативным фактором остаются действующие санкции. Российским компаниям и банковским структурам ограничен доступ к международным финансовым рынкам, при этом необходимость обслуживать внешнюю задолженность повышает спрос на валюту на внутреннем рынке.
Валютный рынок зависит от изменения нефтяных котировок. Курс доллара стабилизировался в пределах 60-65 руб./долл., хотя еще в августе он достигал 70 руб./долл., а в мае стоимость 1 доллара не превышала 50 рублей. К концу текущего года рубль может вновь потерять свои позиции. Девальвация отразилась на ускорении роста цен, индекс инфляции в 2015 году останется двузначным [2].
В результате финансовая политика РФ на 2015-2017 направлена на стабилизацию валютного рынка, оздоровление банковского сектора и сокращение инфляции.
Основные задачи, которые стоят перед Центробанком в нынешних условиях:
- поддержка позиций национальной валюты;
- замедление инфляции до 4% к 2017 году;
- обеспечение стабильной работы банковского сектора.
В 2014 году ЦБ перешел к политике плавающего курса, что способствовало стабилизации валютного рынка. До этого регулятор потратил значительную часть золотовалютных резервов для поддержки фиксированного курса. Новая политика направлена на укрепление покупательной способности рубля.
Инфляция влияет на уровень благосостояния граждан. Рост цен в 2014-2015 гг. без соответствующей индексации привел к сокращению реальных доходов. Регулятор перешел к политике таргетирования инфляции, и планирует до 2017 снизить ее уровень до 4%. После этого ежегодный рост цен будет удерживаться в данных пределах.
Стабилизации банковского сектора способствует активное использование инструментов рефинансирования. В том числе регулятор предоставляет валютные РЕПО для организаций, которые вынуждены искать средства для обслуживания внешней задолженности.
Немаловажным стабилизирующим фактором является уровень золотовалютных резервов. В начале 2014 года данный показатель превышал 500 млрд долл., однако развитие экономического кризиса привело к значительному сокращению резервов. В январе 2015 года уровень резервов снизился до 385 млрд, в октябре запасы сократились до 371 млрд. При этом весной регулятор заявил о намерении нарастить резервы до 500 млрд долл. и с этой целью начал скупать валюту на рынке. После очередного обесценивания рубля летом текущего года от этой политики в ЦБ отказались [3].
Финансовая политика России на 2015-2017 годы направлена на сокращение уровня инфляции до 4%, снижение стоимости кредитования и обеспечение стабильной работы банковского сектора. В результате будут созданы условия для возобновления экономического роста и повышения реальных доходов населения.
Ключевым инструментом ЦБ, который применяется для достижения данных задач, является учетная ставка. С ее помощью регулятор определяет стоимость денег для всех участников финансовой системы. Реагируя на панику на валютном рынке, ЦБ повысил ставку до 17% в декабре прошлого года. После стабилизации положения ставка снижалась в несколько этапов и на данный момент составляет 11%.
Высокая ставка оказывает сдерживающее воздействие на инфляцию, однако является негативным фактором для реального сектора экономики. В результате растет стоимость кредитных ресурсов, которые необходимы для возобновления экономического роста. Соответственно задачей ЦБ является дальнейшее снижение ставки для стимулирования кредитования.
Таким образом, посредством этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
Однако, несмотря на некоторые негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы открывают широкие перспективы развития, как государственного, так и частного сектора экономики [1].
Многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры [4].
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проведение рациональной и ответственной финансовой политики - необходимое условие правильного функционирования экономики России и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.