Язык является инструментом обмена мнениями и средством эмоционального воздействия. Эта особенность выражения человеческого языка также используется и в целях чувственного наслаждения людей в процессе общения друг с другом.
Доказательствами этому могут быть следующие примеры:
- ласковые слова матери своему ребёнку:
- признания влюблённых друг-другу;
- общение и взаимоотношения друзей;
- уважительные отношения родителей к детям;
- слова, выражающие любовь ребёнка к своей матери, где проявляются теплота, деликатность, приятность тона и речи в их произношении.
Будет ошибкой, если признать, что речевое воздействие состоит только из красоты и позитивного влияния на людей, так как иногда в обществе существуют личности занимающиеся негативными видами деятельности (воры, аферисты, доносчики, террористы, насильники, предатели и агрессоры) слова и высказывания врагам выраженные в гневе и ненависти тоже являются достаточно воздействующими. В таких высказываниях иногда выступающий в целях выражения своей ненависти применяет слова с грубыми и жёсткими значениями. Однако такие речи тоже не должны выходить за рамки этических норм.
Значить речь имеющая особенность, притягивать внимание и интерес слушателя это - воздействующая речь. Особое значение при повышении воздействующей речи имеет наличие его связующих качеств- логичность, прямота и чистота, то есть если речь правильна и логична, то она влиятельна.
К способам речевого воздействия традиционно относят убеждение и внушение.
Убеждение - воздействие на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению.
Основу метода убеждений составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче, логическое доказательство, возможно, вкупе с эмоциональным давлением, призванное обеспечить сознательное принятие реципиентом системы оценок и суждений в согласии с иной точкой зрения .
К способам речевого воздействия относят доказывание (логическое аргументирование), убеждение (вселение в собеседника уверенности, что истина доказана, что тезис установлен, с использованием и логики, и эмоционального давления), уговаривание (эмоциональное побуждение собеседника отказаться от его точки зрения и принять нашу), внушение (побуждение собеседника принять на веру сказанное без обдумывания и критического осмысления), принуждение (вынуждение человека сделать что-либо против его воли).
Внушение (суггестия) - воздействие на подсознание, эмоции и чувства человека, косвенно обеспечивающее воздействие на его ум, волю, поведение за счет ослабления контрольно-регулятивной функции сознания, снижения сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также отсутствия целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки данного состояния человека в соотношении с его прошлым опытом.
В ораторском искусстве существуют формы монологической и диалогической речи. Если к монологической речи относятся лекция, то к диалогической речи входят беседа, обсуждение, диспут.
Если выступающий с монологической речью имеет возможность пользоваться заранее подготовленным материалом, то в диалоге не имеет такой возможности. При этом в процессе обсуждения или переговоре требуется соблюдение некоторых правил или факторов.К ним можно отнести следующие:
- соблюдение национальных - культурных правил;
- соблюдение национальной этики;
- не перебивать своего соперника;
- уважение собеседника;
- соблюдение регламента;
- быть терпеливым;
- умение управлять собой;
- обдумать каждое свое слово;
- при переговорах применять мягкие, приятные слова и сладкоречие.
Выступающий должен уделять внимание правильному с точки зрения грамматики составлению своей речи, его соответствия нормам современного литературного языка, содержательности и простоты, точности и логичности. Только в этом случае его речь будет понятной, а собеседнику будет легко понять его мысли, при этом не стоит забывать о воздействующих факторах речи.