Наличие web — сайта один из критериев, по которому формируется мнение об организации. Поэтому многие учебные заведения давно ушли от простых сайтов-визиток, к полноценным web — системам. Сейчас сайты учебных заведений предназначены для поддержки абитуриентов, студентов и преподавателей.
Немало важным является и набор функций встроенных в web — систему, для удобства работы с сайтом. Было рассмотрено 15 средне профессиональных учебных заведений из списка 100 лучших ссузов [1], и выделены 12 основных функций позволяющих, повысить удобство работы с сайтом организации:
- Поиск по сайту — функция поиска любой информации, размещенной на сайте, по словам, использованным в заголовках и тексте;
- Карта сайта — функция, представленная в виде страницы, и позволяющая быстро перемещаться по разделам и подразделам сайта;
- Версия для слабовидящих — режим просмотра сайта для людей, имеющих проблемы со зрением;
- Масштабируемость — функция в виде адаптивной системы, для изменения отображения сайта в зависимости от разрешения;
- Онлайн-подача заявления абитуриента — функция, позволяющая подать первичную заявку на поступление, через сайт учебного заведения;
- Вставка видео на сайт — функция, позволяющая просматривать видео с сайта учебного заведения без перехода на сторонние ресурсы;
- Обратная связь — функция, реализованная в виде формы для связи с администрацией;
- Архив — функция актуализации информации на сайте, позволяющая устаревшие статьи и новости, группировать по годам и месяцам для удобного поиска;
- Новостная подписка — возможность подписаться на новости учебного заведения через rss или новостную рассылку на почту;
- Теги, облако тегов — функция, позволяющая быстро найти все статьи и новости определенной тематики;
- Возврат к верху страницы — функция, реализованная в виде кнопки, позволяющей моментально вернуться к началу web страницы;
- Интеграция с соц. сетями — функция, обеспечивающая связь сайта с одной или несколькими соц. сетями.
Веса функций определим с помощью, аналитической иерархической процедурой Саати [2]. Правила заполнения матрицы парных сравнений представлены в таблице 1.
Xij | Значение |
1 | i-ая и j-ая функции примерно равноценны |
3 | i-ая функция немного предпочтительнее j-ой |
5 | i-ая функция предпочтительнее j-ой |
7 | i-ая функция значительно предпочтительнее j-ой |
9 | i-ая функция явно предпочтительнее j-ой |
Матрица парных сравнений, средние геометрические и веса функций представлены в табл. 2-3.
A1 | A2 | A3 | A4 | A5 | A6 | A7 | A8 | A9 | A10 | A11 | A12 | |
A1 | 1 | 1/3 | 1/5 | 1/3 | 1/9 | 3 | 3 | 3 | 5 | 9 | 7 | 5 |
A2 | 3 | 1 | 1/5 | 1/3 | 1/7 | 3 | 5 | 3 | 7 | 5 | 7 | 3 |
A3 | 5 | 5 | 1 | 5 | 1/3 | 7 | 7 | 5 | 7 | 7 | 5 | 7 |
A4 | 1/3 | 3 | 1/5 | 1 | 1/5 | 5 | 5 | 1/3 | 9 | 7 | 5 | 5 |
A5 | 9 | 7 | 3 | 5 | 1 | 5 | 3 | 7 | 9 | 9 | 7 | 7 |
A6 | 1/3 | 1/3 | 1/7 | 1/5 | 1/5 | 1 | 1/3 | 3 | 7 | 5 | 5 | 3 |
A7 | 1/3 | 1/5 | 1/7 | 1/5 | 1/3 | 3 | 1 | 1/3 | 5 | 3 | 5 | 1 |
A8 | 1/3 | 1/3 | 1/5 | 3 | 1/7 | 1/3 | 3 | 1 | 5 | 7 | 5 | 3 |
A9 | 1/5 | 1/7 | 1/7 | 1/9 | 1/9 | 1/7 | 1/5 | 1/5 | 1 | 1/5 | 1/3 | 1/5 |
A10 | 1/9 | 1/5 | 1/7 | 1/7 | 1/9 | 1/5 | 1/3 | 1/7 | 5 | 1 | 3 | 1/5 |
A11 | 1/7 | 1/7 | 1/5 | 1/5 | 1/7 | 1/5 | 1/5 | 1/5 | 3 | 1/3 | 1 | 1/3 |
A12 | 1/5 | 1/3 | 1/7 | 1/5 | 1/7 | 1/3 | 1 | 1/3 | 5 | 5 | 3 | 1 |
Среднее геометрическое | Веса функций | |
A1 | 1,47 | 0,08 |
A2 | 1,77 | 0,10 |
A3 | 4,01 | 0,22 |
A4 | 1,69 | 0,09 |
A5 | 5,20 | 0,28 |
A6 | 0,91 | 0,05 |
A7 | 0,78 | 0,04 |
A8 | 1,14 | 0,06 |
A9 | 0,20 | 0,01 |
A10 | 0,33 | 0,02 |
A11 | 0,29 | 0,02 |
A12 | 0,60 | 0,03 |
В результате проведения проверки матрицы парных сравнений на непротиворечивость[3], которая показала отношение согласованности со значением 0,17, что не превышает 0.2, а значит, уточнение матрицы парных сравнений не требуется.
Диаграмма весовых коэффициентов для функций представлена на рис.1

Используя полученные веса коэффициентов функций, определим интегральный показатель качества для 15-ти web — систем средне профессиональных учебных заведений, взятых из списка 100 лучших ссузов:
- ГБОУ СПО МО «Красногорский государственный колледж», по адресу http://www.krstc.ru/;
- ГБОУ СПО «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции», по адресу http://tcmc.spb.ru/;
- ГАОУ СПО Московской области «Губернский профессиональный колледж», по адресу http://губернский-колледж.рф;
- ГБОУ СПО «Невинномысский химический колледж», по адресу http://himkol.ru/;
- ГАОУ СПО «Брянский базовый медицинский колледж», по адресу http://medcollege.brkmed.ru/;
- ГБОУ СПО «Уфимский автотранспортный колледж», по адресу http://www.uatk.ru/;
- ГБОУ СПО «Ликино-Дулёвский политехнический колледж», по адресу http://ldpk.ru/;
- ГБОУ СПО «Нижнетагильский педагогический колледж № 2» по адресу http://ntpk2.ru/;
- БОУ СПО Республики Алтай «Горно-Алтайский государственный политехнический колледж», по адресу http://www.gagpk.org.ru/;
- ГАОУ СПО «Новороссийский колледж строительства и экономики», по адресу http://nkse.ru/;
- ОГОАУ СПО «Томский музыкальный колледж им. Э. В. Денисова», по адресу http://tmk.tomsk.ru/;
- ГБОУ СПО Московской области «Ногинский политехнический техникум», по адресу http://nogkolledzh.ru/;
- ГБОУ СПО «Дербентский педагогический колледж», по адресу http://derpedkol.dagschool.com/;
- ГУ СПО Тульской области «Донской политехнический техникум», по адресу http://politehdon.ru/;
- ГБОУ СПО Свердловской области «Камышловский педагогический колледж», по адресу http://кампк.рф/.
Вычислим интегральный показатель качества для каждой web — системы. А так же отдельным столбцом выведем автоматическую оценку системой PR-CY.
Наименование | Интегральный показатель качества | Оценка автоматической системой PR-CY |
Красногорский государственный колледж | 1,78 | 61 |
Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции | 2,82 | 66 |
Губернский профессиональный колледж | 0,55 | 55 |
Невинномысский химический колледж | 3,55 | 76 |
Брянский базовый медицинский колледж | 1,68 | 65 |
Уфимский автотранспортный колледж | 1,37 | 66 |
Ликино-Дулёвский политехнический колледж | 1,87 | 65 |
Нижнетагильский педагогический колледж № 2 | 1,95 | 66 |
Горно-Алтайский государственный политехнический колледж | 2,92 | 54 |
Новороссийский колледж строительства и экономики | 1,19 | 69 |
Томский музыкальный колледж им. Э. В. Денисова | 2,99 | 69 |
Ногинский политехнический техникум | 2,44 | 40 |
Дербентский педагогический колледж | 0,72 | 54 |
Донской политехнический техникум | 2,64 | 72 |
Камышловский педагогический колледж | 1,93 | 70 |
Среднее значение | 2,03 | 63,20 |
Построим лепестковую диаграмму, сравнивающую интегральный показатель качества web — систем и автоматической оценки сайта (рис.2).

Сравнительный анализ функциональности web — систем показал, что автоматическая оценка, ориентировочно, соответствует интегральному показателю, рассчитанному для каждого сайта. Как видно из результатов только 6 из 10 web — систем показывают результат выше среднего по интегральному показателю качества. Проведенный анализ позволяет определить, каких функций не хватает в рассматриваемых системах и уровень реализации уже используемых функций.