В настоящее время актуален вопрос о необходимости в общегосударственном масштабе системы планов и прогнозов развития и функционирования всех видов экономических систем при оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулировании субъектов рыночных отношений.
Переход экономики России на инновационный путь развития в условиях глобализации и все более глубокой интеграции страны в мирохозяйственные связи, рост открытости экономики, является императивом для сохранения устойчивых темпов экономического роста в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В эпоху глобализации мировой экономики основа успешного позиционирования страны, региона, отрасли лежит в постоянном инновационном обновлении, направленном на достижение максимальной производительности, конкурентоспособности, развитии человеческого капитала. По существующим оценкам, в развитых странах от 50% до 90% роста ВВП определяется инновациями и технологическим прогрессом, инновации становятся обязательным условием и основным “мотором” развития всех секторов промышленности и сферы услуг.
Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно-обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. С одной стороны, финансовое прогнозирование предшествует финансовому планированию, а с другой – является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.[1]
В процессе прогнозирования экономического развития необходимо оптимально учитывать действие целого комплекса противоречивых факторов, обусловленных требованиями решения текущих и перспективных задач экономического развития. На сегодняшний день в плане прогнозирования российской экономики актуален выбор такого варианта развития, который позволили бы преодолеть общую негативную тенденцию развития в сторону интенсификации, улучшения качественных показателей функционирования экономических систем, таких, как повышение эффективности использования всех видов ресурсов, ускорение темпов прироста национального дохода как абсолютно, так и относительно на душу населения, увеличение доли накопления до научно оправданных величин.
На примере современной российской экономики можно выявить следующие диспропорции, которые отрицательно влияют на развитие экономики:
- несоответствие между объемом и структурой капитальных вложений и требованиями обеспечения нормального воспроизводства основного капитала
- несбалансированность структуры и объема основного капитала и трудовых ресурсов по регионам, отраслям и предприятиям
- неоправданно высокие цены на основные виды топливных, энергетических и сырьевых ресурсов
- резкая имущественная дифференциация населения
- несовершенство налоговой системы
- несбалансированность платежного оборота, платежных средств и потребности в них предприятий и организаций. [2]
Перечисленные и другие показатели несбалансированности различных сторон функционирования рыночных экономических систем обусловлены как объективными факторами, так и факторами субъективного плана, которые проявляются в отсутствии и слабом развитии системы прогнозирования российской экономики, в недостаточно взвешенном и политически обусловленном подходе к решению целого ряда комплексных проблем.
В настоящее время актуален вопрос о необходимости в общегосударственном масштабе системы планов и прогнозов развития и функционирования всех видов экономических систем при оптимальном соотношении государственного регулирования и саморегулировании субъектов рыночных отношений. Как таковой системы финансового прогнозирования на макроэкономическом уровне в РФ не существовало. Во многом это было связано с тем, что был переход от плановой системы к рыночной экономике, отсутствовали квалифицированные специалисты в этой области, не выделялись денежные средства для этих целей.
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обеспечить конкурентоспособность национальной экономики в долгосрочном периоде, необходимо организовать процесс формирования согласованного видения технологического будущего России у всех участников этого процесса: государства, бизнеса, науки, гражданского общества и совместными усилиями пытаться реализовать поставленные цели. Ключевая роль в организации этого процесса принадлежит государству не только как его инициатору, но и как гаранту выполнения достигнутых договоренностей.
Наиболее адекватным инструментом для реализации поставленной задачи является используемый практически во всех развитых и многих развивающихся странах – Форсайт. Методология Форсайт отличается от традиционного прогнозирования, футурологии (изучения будущего) и стратегического планирования и не сводится к предсказанию: это методология организации процесса, направленного на создание общего у участников видения будущего, которое стремятся поддержать все заинтересованные стороны своими сегодняшними действиями. Таким образом, эта методология связана не с предсказанием будущего, а скорее с его формированием, что позволяет считать Форсайт специфическим инструментом управления технологическим развитием, опирающимся на создаваемую в его рамках инфраструктуру. Концепция современного Форсайта базируется на: заинтересованности участников заниматься предвидением своего будущего; готовности их к сотрудничеству; понимании ими необходимости сконцентрироваться на долгосрочной перспективе; желании объединить усилия и ресурсы; создании координирующей структуры, помогающей прийти к консенсусу. [3]
Система прогнозирования не может в полной мере учитывать все факторы. Модель не может быть слишком сложной, но должна охватывать факторы и учитывать основные связи:
- в связи с тем, что РФ является мало открытой экономикой, необходимо принимать во внимание взаимодействия с глобальной экономикой и влияние международной конкурентоспособности;
- в силу того, что РФ относится к развивающимся странам, капитал и инновации являются основным сдерживающим фактором для роста и повышения производительности;
- особое внимание необходимо уделять моделированию инвестирования в бизнес и инфраструктуру (транспортные, коммуникационные и энергосети, учреждения образования и обучения). Основным фактором, определяющим возможности инвестирования, являются законные и регулятивные рамки экономики.[4]
Пути решения проблем финансового прогнозирования и его совершенствования лежат в устранении проблем, т. е. прежде всего это следующие действия:
- создание специальных исследовательских центров по разработке прогнозов в РФ на уровне государственных структур;
- подготовка высококвалифицированных специалистов в этой области;
- использование методологических основ финансового прогнозирования, основанных на научных разработках развитых стран и методах финансового прогнозирования;[1]
- следует обратить внимание на некачественность проектировок перспективного финансового плана, который является действующим документом, также полную свободу и независимость исполнительных органов от федеральных законов, утверждающих параметры федерального бюджета в отношении показателей профицита федерального бюджета и отчислений в стабилизационный фонд;[1]
- в финансово-экономической политике следует отработать механизм оценки качества и достоверности прогнозных и плановых (по бюджету) проектировок экономическими ведомствами, разработать политическую и уголовную системы ответственности должностных лиц за грубые просчеты и отклонения прогнозов и бюджетных планов по сравнению с утвержденными первоначальными федеральными законами, а также по сравнению с реальными, фактическими показателями и реальной, вполне предсказуемой динамикой.[2]