Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в жизнедеятельности общества. С появлением газет стало ясно, что СМИ напрямую влияют на социальную жизнь населения. Таким образом, с течением времени происходила дифференциация и специализация, увеличивалось количество газет и журналов, удовлетворяя потребность в информации разных слоёв аудитории. С каждым годом пресса все больше охватывала население Европы, становясь тем самым действительно массовой. Таким образом, газеты начали читать не только узкий круг образованной элиты, но и простые служащие, рабочие, крестьяне. Власть средств массовой информации признали все: от политиков до литераторов. Французский писатель Ги де Мопассан в своём романе «Монт-Ориоль» заявил, что «пресса – руководительница общественного мнения» [1, с. 252]. И это действительно было так.
Так почему же сейчас печатные СМИ не настолько популярны, как век назад? Почему мы не начинаем свой день с утренней газеты? Почему всё реже в вагоне поезда можно увидеть человека с журналом в руках? Ответ прост – прогресс не стоит на месте. То, что было актуально сто лет назад, сегодня таким оставаться не может. На смену печатным газетам пришло радио, а затем и телевидение. Аудитории стало удобнее получать информацию не только вербально, но и визуально. Но какая же картина складывается сегодня?
В современном обществе у людей уже нет времени посмотреть вечернюю телепередачу или послушать радио за чашкой чая. Из года в год темп жизни всё увеличивается, приходится всё делать на бегу, в том числе и получать информацию. Этим и объясняется такая популярность интернет-СМИ. тсюда вытекает вопрос: как «выжить» печатным изданиям в таких непростых условиях сетевой конкуренции? Ответ на него лежит на поверхности. Прессе тоже нужно проникнуть в интернет-пространство. Недаром Бил Гейтс сказал: «Бумажная цифра – мертвая цифра, а цифра в электронной форме способна рождать мысли и действия» [2].
На сегодняшний день можно наблюдать, что почти все печатные СМИ имеют свои официальные сайты, группы в социальных сетях и даже мобильные приложения. Так, на запрос «информационные порталы Саранска» поисковые системы выдали следующие результаты:
- Гугл» - Результатов: примерно 462 000 (0,24 сек.);
- Яндекс» - Нашлось 2 млн результатов;
- Рамблер» - Найдено 3 млн страниц.
На верхних строчках поиска находятся такие городские порталы как «МордовМедия», «Саранск-Online», «GIDRM.RU», «Саранск-2018» и другие. Конечно, далеко не все они являются СМИ в привычном понимании этого термина, но сам факт того, что подавляющее большинство сведений находится именно в интернете, отрицать нельзя.
По данным статистики популярности печатных и интернет-СМИ, мы можем наблюдать совершенно разные показатели. Так, рейтинг популярных печатных периодических изданий (за 2016 г.) составляют: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Метро», «Мир новостей». В то же время в рейтинг популярных интернет-СМИ входят: «Life.ru», «Lenta.ru», Gazeta.ru», «Meduza.io», «Vesti.ru» [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что печатные издания не выдерживают конкуренции и не могут в полной мере соперничать с интернет-ресурсами. Это связано с тем, что в интернете сведения появляются и распространяются быстрее, интернет, в отличие от газеты, всегда под рукой, сведения в сети бесплатные. Интересной новостью можно «поделиться» – сделать репост или скопировать текст. Всё это делает интернет удобной площадкой для размещения информации.
Тогда возникает вопрос, почему бумажные газеты и журналы ещё существуют? Ответ на этот вопрос дал директор департамента маркетинга и продаж самой крупной компании-распространителя печатных изданий нашей страны ООО «ИВИС» Дмитрий Ушанов: «Очевиден тот факт, что электронные версии начинают замещать традиционную печатную форму, но данный процесс не настолько быстрый. В первую очередь, это связано с консерватизмом читателя – большинство использующих печатную форму так и будут продолжать ею пользоваться. С другой стороны, новое поколение выбирает свободный доступ к информации, и, соответственно, не всегда готово пользоваться платными ресурсами. Если обращаться к зарубежному опыту, то основная тенденция сегодня – это создание отдельных электронных изданий, которые формируют свою собственную нишу. При этом в корпоративной среде становится популярной форма Print + online, позволяющая корпоративному читателю получить все плюсы от совмещения обеих версий» [4].
Насколько же оправдывают себя система Print + online? Чтобы разобраться в этом, мы сравнили бумажные и интернет-версии печатных СМИ, выбранных нами из разных сфер информирования (за 2016 г.): газета «Известия Мордовии, журналы «Cosmopolitan» и «Эксперт» (см. табл. 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика.
«Известия Мордовии» |
«Cosmopolitan» |
«Эксперт» |
||||
Печатное издание (16 ноября 2016 г. № 128) [5] |
Электронное издание |
Печатное издание (октябрь 2016) [6] |
Электронное издание |
Печатное издание (17-23 октября 2016 № 42) [7] |
Электронное издание |
|
Дизайн |
Шрифт TimesNewRoman (кроме логотипа), из 24 полос 4 - цветные |
Фот сайта белый, основные цвета – красный, синий и серый |
Все полосы цветные, разные шрифты и всевозможные способы вёрстки и оформления |
Белый фон, розово-серое оформление |
Шрифт TimesNewRoman (кроме первой полосы), красно-серый стиль, фирменное авторское оформление первой полосы |
Красно-белое оформление |
Оперативность |
Достаточно |
Достаточно |
Страдает из-за периодичности |
Достаточно |
Достаточно для еженедельного издания |
Достаточно |
Подробность |
Достаточно |
Достаточно |
Зависти от материала |
Зависти от материала |
Очень подробно |
Очень подробно |
Достоверность |
Достаточно |
Достаточно |
Известны случаи несоответствия действительности («13 знак зодиака»), часто публикуются слухи непроверенная информация |
Известны случаи несоответствия действительности («13 знак зодиака»), часто публикуются слухи непроверенная информация |
Достаточно |
Достаточно |
Цена (ориентировочно) |
10 рублей |
бесплатно |
85 рублей |
бесплатно |
40 рублей |
55 рублей (подписка на некоторые материалы) |
Дополнительные опции (пробники, лотереи и т.д.) |
нет |
нет |
3 пробника, 2 купона |
Конкурсы и акции от партнеров |
нет |
Нет |
Реклама |
5 рекламных блоков (1 полоса объявлений и 4 рекламных объявления) из 24 полос |
5 рекламных окон с постоянно меняющимися рекламными объявлениями |
Реклама есть на 184 полос из 292 |
Прямой рекламы нет |
Реклама есть на 9 из 74 полос |
Нет |
Периодичность |
Ежедневная газета |
Максимальный интервал между новостными материалами – 12 часов |
Ежемесячный журнал |
Максимальный интервал между новостными материалами – 12 часов |
Еженедельное издание |
Максимальный интервал между новостными материалами – 12 часов |
Количество фото и другой графической информации |
Фото на каждой странице |
Фото у каждого материала |
Фото и другой графики нет на 14 полосах из 292 |
Фото или другое графического сопровождение есть у каждого материала |
Фото, схем, графиков и другой графики, которая встречается на полосах, нет на 5 полосах из 74 |
Графическое или фото-сопровождение есть у каждого материала |
Аудитория (тираж, количество подписчиков в социальных сетях) |
15 100 экземпляров |
vk.com: 8588 подписчиков twitter.com: 581 читателей |
545 000 экземпляров |
vk.com: 566601 подписчиков twitter.com: 1,28 млн. читателей facebook.com: 628522 отметок «нравится» |
92 000 экземпляров |
vk.com: 66149 подписчиков twitter.com: 21,5 тыс. читателей facebook.com: 88710 отметок «нравится» |
Обратная связь (отзывы, комментарии, письма и др.) |
Есть контакты редакции, публикаций писем нет |
На сайте комментариев, отзывов и прочего нет, есть комментарии под новостными постами в группе в сети «ВКонтакте» |
Есть контакты редакции, публикуются письма от читателей |
Комментарии есть на сайте и в социальных сетях, в сети «ВКонтакте» есть обсуждения |
Есть контакты редакции, публикаций писем нет |
Комментарии есть на сайте и в социальных сетях, в сети «ВКонтакте» есть обсуждения |
Жанры |
Заметка, репортаж, опрос, интервью, «полезные советы» |
Заметка, репортаж, опрос, интервью, «полезные советы», фоторепортаж |
Интервью, письмо, заметка, опрос, «вопрос к эксперту», рассказ |
Интервью, заметка, опрос, советы, «вопрос к эксперту» |
Интервью, репортаж, заметка, статья |
Интервью, репортаж, заметка, статья |
Таким образом, наиболее жизнеспособными для печатной формы остаются из представленных аналитические и развлекательно-рекламные (рекреационные) СМИ. В первом случае это объясняется крупными жанрами, не требующими максимальной оперативности, и достаточно консервативной, профессиональной аудиторией, которой привычнее и удобнее подобный формат. Относительно прессы, ориентированной во многом на развлечение и рекламу, можно сказать, что в контексте того материала, который преобладает на их полосах – рекламы, бумажный и глянцевый вариант гораздо окупаемый в рекламном плане, так как есть возможность не только преподнести товар во всём свете и быть уверенным, что это «окно» никто не закроет, но и добавить «пробников» товаров, скидочныхкупонов и прочего, что так же повышает покупательскую способность.
Электронное будущее, вероятнее всего, на наш взгляд, ожидает исключительно новостную прессу, с полным отказом от печатных аналогов в будущем. Это связано с тем, что интернет-издания сообщают о событиях намного оперативнее, чем их бумажные аналоги. Соответственно, интернет-новости всегда являются актуальными для потребителей информации, а это – один из важнейших критериев для средств массовой информации. Поэтому электронный формат в данном контексте становится приоритетным.