Своеобразие жанров, сравнительная характеристики и особенности функционирования печатных СМИ в интернет-пространстве (на примере изданий «Известия Мордовии», «Cosmopolitan», «Эксперт»)

NovaInfo 57, с.372-376, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Филологические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 8
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы перехода прессы от печатного формата в интернет-пространство, связанных с этим преобразованиями, а также вопрос непопулярности «бумажной» формы журналистской информации у аудитории. Авторы подчеркивают, что для некоторых из рассмотренных изданий, несмотря на общие тенденции популяризации виртуальных аналогов, гораздо предпочтительнее привычный печатный формат по ряду указанных причин.

Ключевые слова

МАСС-МЕДИА, СМИ, ЖУРНАЛИСТИКА, ЖАНР, ИНТЕРНЕТ

Текст научной работы

Средства массовой информации играют далеко не последнюю роль в жизнедеятельности общества. С появлением газет стало ясно, что СМИ напрямую влияют на социальную жизнь населения. Таким образом, с течением времени происходила дифференциация и специализация, увеличивалось количество газет и журналов, удовлетворяя потребность в информации разных слоёв аудитории. С каждым годом пресса все больше охватывала население Европы, становясь тем самым действительно массовой. Таким образом, газеты начали читать не только узкий круг образованной элиты, но и простые служащие, рабочие, крестьяне. Власть средств массовой информации признали все: от политиков до литераторов. Французский писатель Ги де Мопассан в своём романе «Монт-Ориоль» заявил, что «пресса – руководительница общественного мнения» [1, с. 252]. И это действительно было так.

Так почему же сейчас печатные СМИ не настолько популярны, как век назад? Почему мы не начинаем свой день с утренней газеты? Почему всё реже в вагоне поезда можно увидеть человека с журналом в руках? Ответ прост – прогресс не стоит на месте. То, что было актуально сто лет назад, сегодня таким оставаться не может. На смену печатным газетам пришло радио, а затем и телевидение. Аудитории стало удобнее получать информацию не только вербально, но и визуально. Но какая же картина складывается сегодня?

В современном обществе у людей уже нет времени посмотреть вечернюю телепередачу или послушать радио за чашкой чая. Из года в год темп жизни всё увеличивается, приходится всё делать на бегу, в том числе и получать информацию. Этим и объясняется такая популярность интернет-СМИ. тсюда вытекает вопрос: как «выжить» печатным изданиям в таких непростых условиях сетевой конкуренции? Ответ на него лежит на поверхности. Прессе тоже нужно проникнуть в интернет-пространство. Недаром Бил Гейтс сказал: «Бумажная цифра – мертвая цифра, а цифра в электронной форме способна рождать мысли и действия» [2].

На сегодняшний день можно наблюдать, что почти все печатные СМИ имеют свои официальные сайты, группы в социальных сетях и даже мобильные приложения. Так, на запрос «информационные порталы Саранска» поисковые системы выдали следующие результаты:

  • Гугл» - Результатов: примерно 462 000 (0,24 сек.);
  • Яндекс» - Нашлось 2 млн результатов;
  • Рамблер» - Найдено 3 млн страниц.

На верхних строчках поиска находятся такие городские порталы как «МордовМедия», «Саранск-Online», «GIDRM.RU», «Саранск-2018» и другие. Конечно, далеко не все они являются СМИ в привычном понимании этого термина, но сам факт того, что подавляющее большинство сведений находится именно в интернете, отрицать нельзя.

По данным статистики популярности печатных и интернет-СМИ, мы можем наблюдать совершенно разные показатели. Так, рейтинг популярных печатных периодических изданий (за 2016 г.) составляют: «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Метро», «Мир новостей». В то же время в рейтинг популярных интернет-СМИ входят: «Life.ru», «Lenta.ru», Gazeta.ru», «Meduza.io», «Vesti.ru» [3]. Таким образом, можно сделать вывод, что печатные издания не выдерживают конкуренции и не могут в полной мере соперничать с интернет-ресурсами. Это связано с тем, что в интернете сведения появляются и распространяются быстрее, интернет, в отличие от газеты, всегда под рукой, сведения в сети бесплатные. Интересной новостью можно «поделиться» – сделать репост или скопировать текст. Всё это делает интернет удобной площадкой для размещения информации.

Тогда возникает вопрос, почему бумажные газеты и журналы ещё существуют? Ответ на этот вопрос дал директор департамента маркетинга и продаж самой крупной компании-распространителя печатных изданий нашей страны ООО «ИВИС» Дмитрий Ушанов: «Очевиден тот факт, что электронные версии начинают замещать традиционную печатную форму, но данный процесс не настолько быстрый. В первую очередь, это связано с консерватизмом читателя – большинство использующих печатную форму так и будут продолжать ею пользоваться. С другой стороны, новое поколение выбирает свободный доступ к информации, и, соответственно, не всегда готово пользоваться платными ресурсами. Если обращаться к зарубежному опыту, то основная тенденция сегодня – это создание отдельных электронных изданий, которые формируют свою собственную нишу. При этом в корпоративной среде становится популярной форма Print + online, позволяющая корпоративному читателю получить все плюсы от совмещения обеих версий» [4].

Насколько же оправдывают себя система Print + online? Чтобы разобраться в этом, мы сравнили бумажные и интернет-версии печатных СМИ, выбранных нами из разных сфер информирования (за 2016 г.): газета «Известия Мордовии, журналы «Cosmopolitan» и «Эксперт» (см. табл. 1).

Таблица 1. Сравнительная характеристика.

«Известия Мордовии»

«Cosmopolitan»

«Эксперт»

Печатное издание

(16 ноября 2016 г.

№ 128) [5]

Электронное издание

Печатное издание

(октябрь 2016) [6]

Электронное издание

Печатное издание

(17-23 октября 2016

№ 42) [7]

Электронное издание

Дизайн

Шрифт TimesNewRoman (кроме логотипа), из 24 полос 4 - цветные

Фот сайта белый, основные цвета – красный, синий и серый

Все полосы цветные, разные шрифты и всевозможные способы вёрстки и оформления

Белый фон, розово-серое оформление

Шрифт TimesNewRoman (кроме первой полосы), красно-серый стиль, фирменное авторское оформление первой полосы

Красно-белое оформление

Оперативность

Достаточно

Достаточно

Страдает из-за периодичности

Достаточно

Достаточно для еженедельного издания

Достаточно

Подробность

Достаточно

Достаточно

Зависти от материала

Зависти от материала

Очень подробно

Очень подробно

Достоверность

Достаточно

Достаточно

Известны случаи несоответствия действительности («13 знак зодиака»), часто публикуются слухи непроверенная информация

Известны случаи несоответствия действительности («13 знак зодиака»), часто публикуются слухи непроверенная информация

Достаточно

Достаточно

Цена (ориентировочно)

10 рублей

бесплатно

85 рублей

бесплатно

40 рублей

55 рублей (подписка на некоторые материалы)

Дополнительные опции (пробники, лотереи и т.д.)

нет

нет

3 пробника, 2 купона

Конкурсы и акции от партнеров

нет

Нет

Реклама

5 рекламных блоков (1 полоса объявлений и 4 рекламных объявления) из 24 полос

5 рекламных окон с постоянно меняющимися рекламными объявлениями

Реклама есть на 184 полос из 292

Прямой рекламы нет

Реклама есть на 9 из 74 полос

Нет

Периодичность

Ежедневная газета

Максимальный интервал между новостными материалами – 12 часов

Ежемесячный журнал

Максимальный интервал между новостными материалами – 12 часов

Еженедельное издание

Максимальный интервал между новостными материалами – 12 часов

Количество фото и другой графической информации

Фото на каждой странице

Фото у каждого материала

Фото и другой графики нет на 14 полосах из 292

Фото или другое графического сопровождение есть у каждого материала

Фото, схем, графиков и другой графики, которая встречается на полосах, нет на 5 полосах из 74

Графическое или фото-сопровождение есть у каждого материала

Аудитория (тираж, количество подписчиков в социальных сетях)

15 100 экземпляров

vk.com: 8588 подписчиков

twitter.com: 581 читателей

545 000 экземпляров

vk.com: 566601 подписчиков

twitter.com: 1,28 млн. читателей

facebook.com: 628522 отметок «нравится»

92 000 экземпляров

vk.com: 66149 подписчиков

twitter.com: 21,5 тыс. читателей

facebook.com: 88710 отметок «нравится»

Обратная связь (отзывы, комментарии, письма и др.)

Есть контакты редакции, публикаций писем нет

На сайте комментариев, отзывов и прочего нет, есть комментарии под новостными постами в группе в сети «ВКонтакте»

Есть контакты редакции, публикуются письма от читателей

Комментарии есть на сайте и в социальных сетях, в сети «ВКонтакте» есть обсуждения

Есть контакты редакции, публикаций писем нет

Комментарии есть на сайте и в социальных сетях, в сети «ВКонтакте» есть обсуждения

Жанры

Заметка, репортаж, опрос, интервью,

«полезные советы»

Заметка, репортаж, опрос, интервью,

«полезные советы», фоторепортаж

Интервью, письмо, заметка, опрос, «вопрос к эксперту», рассказ

Интервью, заметка, опрос, советы, «вопрос к эксперту»

Интервью, репортаж, заметка, статья

Интервью, репортаж, заметка, статья

Таким образом, наиболее жизнеспособными для печатной формы остаются из представленных аналитические и развлекательно-рекламные (рекреационные) СМИ. В первом случае это объясняется крупными жанрами, не требующими максимальной оперативности, и достаточно консервативной, профессиональной аудиторией, которой привычнее и удобнее подобный формат. Относительно прессы, ориентированной во многом на развлечение и рекламу, можно сказать, что в контексте того материала, который преобладает на их полосах – рекламы, бумажный и глянцевый вариант гораздо окупаемый в рекламном плане, так как есть возможность не только преподнести товар во всём свете и быть уверенным, что это «окно» никто не закроет, но и добавить «пробников» товаров, скидочныхкупонов и прочего, что так же повышает покупательскую способность.

Электронное будущее, вероятнее всего, на наш взгляд, ожидает исключительно новостную прессу, с полным отказом от печатных аналогов в будущем. Это связано с тем, что интернет-издания сообщают о событиях намного оперативнее, чем их бумажные аналоги. Соответственно, интернет-новости всегда являются актуальными для потребителей информации, а это – один из важнейших критериев для средств массовой информации. Поэтому электронный формат в данном контексте становится приоритетным.

Читайте также

Список литературы

  1. Мопассан Г. Жизнь. Монт-Ориоль. – М.: ГОСЛИТИЗДАТ, 1960. – 464 с.
  2. Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://bizbook.online/upravlenie-business/vyivodyi-36092.html(дата обращения: 27.11.2016).
  3. Рейтинги СМИ и интернет-ресурсов России. Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых СМИ за сентябрь 2016 года[Электронный ресурс] // Информационно-аналитическая система «Медиалогия». – Режим доступа:http://www.mlg.ru/ratings/federal_media. – Загл. с экрана.
  4. Электронные версии печатных СМИ [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический журнал «Университетская книга». – Режим доступа:http://www.unkniga.ru/innovation/print/702-2012-11-13-16-27-35.html(дата обращения: 29.11.2016).
  5. Cosmopolitan. – 2016.
  6. Известия Мордовии. – 2016. – № 128, ноябрь. – 24 с.
  7. Эксперт. – 2016. – № 42, октябрь. – 74с.

Цитировать

Кузьмина, М.А. Своеобразие жанров, сравнительная характеристики и особенности функционирования печатных СМИ в интернет-пространстве (на примере изданий «Известия Мордовии», «Cosmopolitan», «Эксперт») / М.А. Кузьмина, С.Б. Юфкина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 372-376. — URL: https://novainfo.ru/article/9582 (дата обращения: 21.03.2023).

Поделиться