Социальные технологии работы с безработной молодежью

№57-2,

Социологические науки

В статье рассмотрены теоретические основы социальных технологий работы с безработной молодежью, проанализированы существующие технологии работы с безработной молодежью и предложенных механизмы совершенствования существующих технологий работы с безработной молодежью.

Похожие материалы

Социальные технологии являются неотъемлемой частью социальной работы как теоретической дисциплины, так и практической деятельности. Особую актуальность социальные технологии приобретают в современной России, когда осуществляются коренные преобразования в политике, экономике, социальной сфере.

Одним из направлений деятельности социальной работы является работа с безработной молодежью.

Проблема занятости населения стала одной из острейших социальных проблем, с которыми столкнулось человечество в XX веке. Безработица несет с собой не только бедность значительным слоям населения, но и духовную, моральную, нравственную деградацию людей. Поэтому решение проблемы занятости населения стоит в числе наиважнейших, первоочередных задач в любой цивилизованной стране. Этот вывод нашел свое юридическое закрепление в 1948 году во «Всеобщей декларации прав человека», где подчеркивается, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

Несмотря на столь высокий исследовательский интерес к данной проблеме, следует заметить, что вопросы молодежной безработицы не получили достаточной научной разработанности и практического решения. Нуждается в уточнении само понятие молодежной безработицы, раскрытие его сущности как экономической категории, разработка путей совершенствования механизма регулирования молодежной безработицы, отвечающего современным требованиям [4].

Молодежная безработица представляет собой социально-экономическое явление, при котором экономически активная часть населения в возрасте от 16 (по законодательству РФ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет) до 29 лет включительно не находит работу и становится «излишним населением». Согласно определению Международной организации труда (МОТ), применительно к молодежи, безработным считается молодой человек, который на данный момент времени не имеет работы, ищет ее и готов приступить к ней и который официально зарегистрирован на бирже труда [1].

Причинами высокой безработицы среди молодежи являются несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы; нежелание работодателей принимать на работу молодых, как правило, неопытных работников; высокие требования представителей молодежи к оплате труда.

Основным нормативно-правовым актом в сфере труда и занятости является Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [2]. Данный документ определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

В данном Законе занятость понимается как деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

На основании российского законодательства безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Функционируют молодежные центры трудоустройства и информации − МЦТИ, которые являются многопрофильными социальными учреждениям, осуществляющими психологическую, профконсультационную, юридическую и информационную помощь [3].

Основной целью деятельности данных организаций является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и обществе в целом.

Существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять − шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

Выпускники – это определенно уязвимая категория граждан, вопросами контролирования и помощи которой являются задачи государственной политики. Следует предпринимать меры, способствующие уменьшению процента безработицы населения региона, большую часть которого состоит из молодых людей в возрастном промежутке от 20 до 24 лет. Главное звено решения выявленной проблемы – региональные программы по созданию рабочих мест для молодежи с помощью вмешательства экономических и правовых норм с максимальным включением предпринимательских систем, а не административных мер.

В заключении можно сказать о том, что затронутая проблема трудоустройства молодых специалистов на сегодня самая актуальная и требующая внимания проблема на рынке труда. Для молодежи это несет дополнительные трудности, так как эта социально - демографическая группа оказывается наиболее многочисленной на рынке труда, что обусловливает ужесточение конкурентной борьбы за рабочее место. Являясь менее защищенной группой населения, молодежь наиболее остро ощущает на себе материальные лишения и психологические перегрузки от неудовлетворенных потребностей в работе, а значит в средствах для поддерживания жизнедеятельности.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). −1991. − № 17. − Ст. 1915.
  2. Багаев В. Занятость молодежи − задача государственная [Текст]/ В.Багаев// Человек и труд. − №12. −2008. − С. 45-46.
  3. Кравченко Л. Трудовая адаптация молодежи: ставка на социальные предприятия [Текст] / Л.Кравченко // Человек и труд. − №10. − 2008. − С. 23-28.
  4. Лещинская Г. Молодежный рынок труда [Текст]/ Г.Лещинская // Экономист. − 1996. − №8. − С. 62-70.