Актуальность темы публикации связана с тем, что на сегодняшний день уже невозможно представить современное предприятие, которое бы не занималось разработкой и внедрением современных механизмов управления, одним из которых является логистика, имеющая в своей основе концепцию оптимизации деятельности субъекта хозяйствования. Предприятия, использующие в своем управлении логистические системы и технологии, являются более конкурентоспособными за счёт возможности оптимизации (сокращения) затрат, и, в конечном счёте, снижения себестоимости конечной продукции. Данные вопросы для предприятия, ориентирующего свою деятельность на оптимизацию процессов, является актуальным с точки зрения выбора организационной структуры, которая позволит решить поставленные задачи.
Объектом исследования выступает процесс организации логистического управления на предприятии.
Предмет исследования – современное состояние, подходы и принципы организации логистического управления.
Цель работы – обоснование необходимости внедрения логистической концепции управления предприятием.
Для реализации данной цели решаются следующие задачи:
- определение сути и особенностей логистического управления;
- анализ функций логистики в обеспечении эффективной деятельности предприятия;
- анализ организационной структуры управления логистикой на предприятии.
Суть логистического управления состоит в оптимизации системы управления, которая призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами [1; 5; 9]. Управление, основанное на логистической концепции, реализуется через систему функций [7]:
- планирование и координация деятельности участников логистического процесса, что предполагает составление планов и графиков, увязку локальных планов подразделений, разработку целей управления и формирование критериев оценки их достижения, координацию работы всех подразделений предприятия для реализации намеченных целей;
- регулирование хода работ по выполнению заказов, реализуемое посредством мониторинга потоков, устранения (при необходимости) возникающих отклонений от планов и графиков, а также разработка мер по ликвидации возникающих проблем;
- контроль, осуществляемый через оценку уровня обеспеченности предприятия необходимыми ресурсами, а также определения эффективности их использования. Контроль также предполагает анализ затрат и выработку решений, направленных на повышение эффективности логистического управления.
Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур. В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия, среди которых наиболее значимые такие [2; 6; 7]: служба маркетинга; служба материально-технического снабжения; планово-экономическая служба; производственные подразделения; транспортная служба; складское хозяйство; служба сбыта и финансовый отдел. Координацию работы всех указанных выше подразделений могут организовать управленческие структуры двух типов [4]:
- линейно-штабная структура, которая координирует, интегрирует и контролирует работы всех подразделений по организации товародвижения;
- линейно-организационная структура, при которой управляющий товародвижением руководит реализацией всех функций системы, в том числе работой по закупке и приобретению материалов, а также контролирует движение материальных потоков в производстве.
На сегодняшний день можно отметить три направления, по которым совершенствуется действующая система управления [3]:
- усиление взаимодействия различных функциональных звеньев за счет улучшения использования экономических механизмов;
- достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием;
- совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких, как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.
Традиционный вариант управления на предприятии имеет принципиальный недостаток - отсутствие системности управления. При традиционном подходе связи между логистическими операциями, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение логистических операций в единую общую для предприятия функцию управления материальными потоками, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать. В итоге нет оптимизации сквозного материального потока в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления отсутствуют интегративные свойства [8].
Для решения данной проблемы, в том числе, для эффективного решения логистических задач предприятия, необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи:
- развитие, образование, реорганизация логистической системы;
- разработка и реализация логистической стратегии предприятия;
- внутренняя и внешняя логистическая интеграция;
- управление материальными потоками и попутными потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции;
- логистический реинжиниринг.
При логистическом подходе в управление материальными потоками включается управляющий материальными потоками, в обязанности которого входит непосредственный контроль и координация служб снабжения, производства и сбыта. Независимо от того, о каком подходе идет речь, специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о возможностях предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы и стратегов, обладающих высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления [2; 6].
Для эффективного решения логистических задач стратег должен: иметь доступ ко всем видам и уровням информации; располагать официальными полномочиями своей должности в структуре управления предприятием. Это позволит ему принимать решения, в том числе кадровые; подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия; обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом; быть хорошим менеджером [33].
Таким образом, внедряя концепцию логистического управления предприятием, обеспечивается оптимизация системы управления товародвижением, за счёт чего достигается желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. Для эффективного решения логистических задач на предприятии создаётся отдельное подразделение – логистическая служба, которая будет реализовать поставленные задачи.