Организация логистического управления на предприятии

NovaInfo 57, с.249-253, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 12
CC BY-NC

Аннотация

В статье выделена суть и особенности логистического управления предприятием. Проанализированы основные логистические функции, обеспечивающие оптимизацию управления потоковыми процессами на предприятии. Обоснована необходимость внедрения службы логистики на предприятии, описаны задачи, решаемые данной службой.

Ключевые слова

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА, ОПТИМИЗАЦИЯ, ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ, ЛОГИСТИКА, ЛОГИСТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Текст научной работы

Актуальность темы публикации связана с тем, что на сегодняшний день уже невозможно представить современное предприятие, которое бы не занималось разработкой и внедрением современных механизмов управления, одним из которых является логистика, имеющая в своей основе концепцию оптимизации деятельности субъекта хозяйствования. Предприятия, использующие в своем управлении логистические системы и технологии, являются более конкурентоспособными за счёт возможности оптимизации (сокращения) затрат, и, в конечном счёте, снижения себестоимости конечной продукции. Данные вопросы для предприятия, ориентирующего свою деятельность на оптимизацию процессов, является актуальным с точки зрения выбора организационной структуры, которая позволит решить поставленные задачи.

Объектом исследования выступает процесс организации логистического управления на предприятии.

Предмет исследования – современное состояние, подходы и принципы организации логистического управления.

Цель работы – обоснование необходимости внедрения логистической концепции управления предприятием.

Для реализации данной цели решаются следующие задачи:

  • определение сути и особенностей логистического управления;
  • анализ функций логистики в обеспечении эффективной деятельности предприятия;
  • анализ организационной структуры управления логистикой на предприятии.

Суть логистического управления состоит в оптимизации системы управления, которая призвана обеспечить желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами [1; 5; 9]. Управление, основанное на логистической концепции, реализуется через систему функций [7]:

  • планирование и координация деятельности участников логистического процесса, что предполагает составление планов и графиков, увязку локальных планов подразделений, разработку целей управления и формирование критериев оценки их достижения, координацию работы всех подразделений предприятия для реализации намеченных целей;
  • регулирование хода работ по выполнению заказов, реализуемое посредством мониторинга потоков, устранения (при необходимости) возникающих отклонений от планов и графиков, а также разработка мер по ликвидации возникающих проблем;
  • контроль, осуществляемый через оценку уровня обеспеченности предприятия необходимыми ресурсами, а также определения эффективности их использования. Контроль также предполагает анализ затрат и выработку решений, направленных на повышение эффективности логистического управления.

Управление материальными потоками на предприятиях реализуется на основе формирования и обеспечения функционирования специальных организационных структур. В работе по реализации функций логистики на предприятиях участвуют многие подразделения предприятия, среди которых наиболее значимые такие [2; 6; 7]: служба маркетинга; служба материально-технического снабжения; планово-экономическая служба; производственные подразделения; транспортная служба; складское хозяйство; служба сбыта и финансовый отдел. Координацию работы всех указанных выше подразделений могут организовать управленческие структуры двух типов [4]:

  • линейно-штабная структура, которая координирует, интегрирует и контролирует работы всех подразделений по организации товародвижения;
  • линейно-организационная структура, при которой управляющий товародвижением руководит реализацией всех функций системы, в том числе работой по закупке и приобретению материалов, а также контролирует движение материальных потоков в производстве.

На сегодняшний день можно отметить три направления, по которым совершенствуется действующая система управления [3]:

  • усиление взаимодействия различных функциональных звеньев за счет улучшения использования экономических механизмов;
  • достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием;
  • совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких, как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Традиционный вариант управления на предприятии имеет принципиальный недостаток - отсутствие системности управления. При традиционном подходе связи между логистическими операциями, соответствующими разным функциональным областям, четко не определены, зачастую устанавливаются не целенаправленно, а случайно. Отсутствует организация, объединение логистических операций в единую общую для предприятия функцию управления материальными потоками, также отсутствует носитель этой функции, который должен ее реализовывать. В итоге нет оптимизации сквозного материального потока в рамках предприятия и соответствующего экономического эффекта, т.е. у традиционной системы организации управления отсутствуют интегративные свойства [8].

Для решения данной проблемы, в том числе, для эффективного решения логистических задач предприятия, необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы, которая будет реализовать следующие основные задачи:

  1. развитие, образование, реорганизация логистической системы;
  2. разработка и реализация логистической стратегии предприятия;
  3. внутренняя и внешняя логистическая интеграция;
  4. управление материальными потоками и попутными потоками, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и заканчивая доставкой покупателю готовой продукции;
  5. логистический реинжиниринг.

При логистическом подходе в управление материальными потоками включается управляющий материальными потоками, в обязанности которого входит непосредственный контроль и координация служб снабжения, производства и сбыта. Независимо от того, о каком подходе идет речь, специалисты по логистике должны обладать системным мышлением и иметь представление о возможностях предприятия. Они делятся на тактиков, которые имеют хорошие знания и навыки работы и стратегов, обладающих высокими аналитическими способностями, способностями к коммуникации, владеющие навыками планирования, организации и управления [2; 6].

Для эффективного решения логистических задач стратег должен: иметь доступ ко всем видам и уровням информации; располагать официальными полномочиями своей должности в структуре управления предприятием. Это позволит ему принимать решения, в том числе кадровые; подчиняться напрямую одному из заместителей генерального директора или непосредственно генеральному директору, чтобы иметь относительную независимость от руководителей других функциональных подразделений предприятия; обладать высоким личностным и профессиональным авторитетом; быть хорошим менеджером [33].

Таким образом, внедряя концепцию логистического управления предприятием, обеспечивается оптимизация системы управления товародвижением, за счёт чего достигается желаемый уровень обслуживания с минимальными общими затратами. Для эффективного решения логистических задач на предприятии создаётся отдельное подразделение – логистическая служба, которая будет реализовать поставленные задачи.

Читайте также

Список литературы

  1. Аникин Б.А. Логистика / Б.А. Аникин. – М.: Проспект, 2013. – 406 с.
  2. Гриневич К.В. Использование CRM-систем на предприятиях санаторно-курортной сферы / Гриневич К.В., Тимиргалеева Р.Р. // Актуальные проблемы экономики современной России. 2015. Т. 2. № 2. С. 356-360.
  3. Интерактивное бизнес-управление взаимоотношениями в социально-экономической системе «туристско-рекреационный регион» / Тимиргалеева Р.Р. // В сборнике: Актуальные проблемы современной науки IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 378-381.
  4. Куц Т.В. Проблемы и перспективы взаимодействия санаторно-курортного и туристского комплексов Республики Крым / Тимиргалеева Р.Р., Куц Т.В. // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2 (7). С. 31-36.
  5. Мельников, В.П. Логистика / В.П. Мельников, А.Г. Схирладзе, А.К. Антонюк. - М.: Юрайт, 2014. - 288 с.
  6. Методы оптимизации в управлении организационно-экономическими и техническими системами / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю., Потапов Г.Г. - Симферополь, 2011.
  7. Обеспечение устойчивого развития субъекта хозяйствования за счет внедрения информационно-логистических систем / Тимиргалеева Р.Р. // Ефективна економіка. 2013. № 1.
  8. Обобщенная модель динамики совокупных доходов туристско-рекреационного комплекса / Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Казак А.Н., Харитонов В.И. // В книге: Информатика, управлiння та штучний iнтелект = Информатика, управление и искусственный интеллект 2014. С. 21.
  9. Регiональнi логiстичнi системи (формування, управлiння та стратегiя розвитку) / Timirgaleeva R.R. - Донецьк, 2004.

Цитировать

Тимиргалеева, Р.Р. Организация логистического управления на предприятии / Р.Р. Тимиргалеева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 249-253. — URL: https://novainfo.ru/article/9823 (дата обращения: 21.03.2023).

Поделиться