Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения зрения

NovaInfo 57, с.513-516, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Язык: Русский
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье анализируются особенности работы ощущений у лиц с нарушениями работы подкоркового зрительного тракта и появления альтернативных компенсаторных возможностей. Они становятся основой для организации коррекционно-развивающей работы.

Ключевые слова

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА, СЛЕПОЗРЕНИЕ, ЗРИТЕЛЬНЫЙ ТРАКТ

Текст научной работы

Во время первой мировой войны были зафиксированы случаи так называемого слепозрения.

Слепозрение – это гипотетический альтернативный подкорковый зрительный тракт пространственной системы, позволяющий некоторым слепым людям определять положение в пространстве тех предметов, которых они не видят, или тех, о существовании которых не подозревают.

Первые сообщения о слепозрении стали появляться в 1917 г. Феномен, который тогда назывался «остаточным зрением», был выявлен у раненых на фронтах Первой мировой войны. Однако лишь полвека спустя слепозрение, как и другие функциональные феномены, стало объектом более строгих и последовательных исследований [1]. Первые работы были проведены в 1967 г. в Кембриджском университете Л. Вейскранцем и Н. Хэмфри на обезьянах с удаленной зрительной корой [6,7].

В 1973 г. Э. Поппель, Р.Хелд и Д. Фрост в опытах с регистрацией движений глаз показали, что взгляд человека имеет некоторую тенденцию отклоняться в сторону не воспринимаемых сознанием раздражителей [11].

Данные результаты послужили толчком для дальнейших исследований животных с удаленной первичной зрительной корой. Оказалось, что у них сохраняются многие формы зрительного реагирования, например распознавание движений и форм объектов. В начале научное сообщество отнеслось к таким исследованиям с большим скепсисом, так как слепозрение не просто не укладывается в рамки привычных представлений. У каждого человека в сетчатке есть так называемое слепое пятно, однако оно не препятствует восприятию мира.

Важнейшим методом исследования мозга в последнее время стала нейровизуализация. С ее помощью можно прямо увидеть, какие участки мозга и нервные пути активируются при слепозрении. Полученные сегодня данные говорят о том, что у человека возможно неосознаваемое восприятие широкого спектра зрительных характеристик — цвета, простейших форм (типа X и О), простых движений, рисунка сетки и направлений линий. Крупные объекты и мелкие детали, видимо, распознаются хуже. Так, лучше всего узнают особенности сетки, если размеры проекции ее линий на сетчатку такие же, как при разглядывании жалюзи с расстояния 1,5-4,5 м [9,10].

Исследования Т. Иса и М. Йошида, смогли представить доказательства того, что слепозрение возникает в результате прохождения визуальной информации в обход первичной зрительной коры. Исследователи записывали движения глаз обезьян с повреждениями одной из сторон первичной зрительной коры. Тренировки на движения глаз в течение 2-3 месяцев позволили обезьянам двигать глаза в правильном направлении за объектом даже тогда, когда он находился в «поле зрения» поврежденной части. Мозг научился чувствовать цель, не видя ее в буквальном смысле слова. После тренировок, движения глаз приматов выглядели практически нормально [8].

Продолжив исследования, ученые пришли к выводу, что изменения в движениях глаз обезьян вызваны тем, что у них задействовался принципиально другой вид зрения, поддерживаемый другими цепями в мозгу, обходящими первичную зрительную кору.

Слепозрение заставило поднять целый ряд философских вопросов. Сама мысль о том, что можно что-то видеть и не знать об этом, казалась парадоксальной. На самом деле данный парадокс существует только потому, что «видеть» всегда приравнивается к «осознавать увиденное». Именно такие психологические установки препятствовали признанию слепозрения научным сообществом и прогрессу в понимании роли подсознательного восприятия в психике человека [4].

Слепозрение можно развивать. В научных исследованиях имеются факты, свидетельствующие о том, что через три месяца ежедневных упражнений больные с корковой слепотой начинали лучше распознавать объекты, предъявленные в слепой зоне поля зрения. Эти научные факты необходимо использовать при организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими тяжёлые нарушения работы зрительного анализатора [2, 3, 12]. Педагоги-дефектологи используют данные способности при создании методических рекомендаций для обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве [5, 8].

Главная цель нашего исследования – доказать, что слепозрение это феномен, при котором люди с поврежденной первичной зрительной корой могут определить, где находится объект, при этом утверждая, что не видят его.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова, Т.И. Причины и коррекция функциональных дисфоний // Т.И. Абрамова, О.А. Зайко //NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 55. – С. 350-353.
  2. Демиденко, С.О.Принципы педагогического сопровождения игровой деятельности детей дошкольного возраста /С.О.Демиденко, О.В. Якубенко // Современная наука: проблемы и пути их решения: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Западно-Сибирский научный центр; Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева. 2015. – С. 86-89.
  3. Ильинкина Е.А. Воспитание культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.А. Ильинкина, Е.В. Чердынцева // Детство, открытое миру: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Омск, изд-во Омского государственного педагогического университета, 2015. – С. 98-102.
  4. Ожогова, Е.Г. Успешность профессионального педагогического общения с родителями (семинар-тренинг) / Е.Г. Ожогова, Н.П. Мурзина // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 11. – С. 81-87.
  5. Пилипенко, В. Б. Информационно-обучающие здоровьесберегающие технологии в работе учителя [Текст] / Пилипенко В.Б., Якубенко О.В. // Студент: наука, профессия, жизнь: мат. III Всеросс. студ. научной конф. с межд. участием. – Омск: ОмГУПС, 2016. - С. 59-63.
  6. Фролова, П. И. Психология и педагогика: учебное пособие [Текст] / П. И. Фролова, А. В. Горина, М.Г. Дубынина. - Омск: СибАДИ, 2015. - 429 с.
  7. Фролова, П. И. Психолого-педагогические знания как основа профессионального развития современного специалиста / П. И. Фролова // Ориентированные фундаментальные и прикладные исследования – основа модернизации и инновационного развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплексов России: материалы международной конф. – Омск: СибАДИ, 2012. – С. 262–264.
  8. Четверикова, Т.Ю. Методика обучения дошкольников с нарушением зрения ориентировке в пространстве: учебно-методическое пособие / Т.Ю. Четверикова . – Омск, изд-во ОмГПУ, 2008. – 150 с.
  9. Четверикова, Т.Ю. Психологическая готовность детей с ограниченными возможностями здоровья к инклюзивному образованию [Текст] /Т.Ю. Четверикова.–AKTUALNI PEDAGOGIKA.–№ 2.– Прага, Издательство: Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ s.r.o., 2016. – С.54-57.
  10. Четверикова, Т.Ю. Частные методики коррекционно-педагогической работы с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями: методическое пособие[Текст]/Т.Ю. Четверикова, О.С. Кузьмина, А.Д. Сорокин. – Омск, изд-во БОУ ДПО «ИРООО», 2010. –51 с.
  11. Якубенко, О.В. Развитие у младших дошкольников со сниженным зрением ориентировки в схеме тела как фактор успешной социализации /О.В. Якубенко// Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: социальное развитие детей дошкольного возраста: сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. /Под общей редакцией Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 768-770.
  12. Якубенко, О.В. Развитие социальных эмоций дошкольников как фактор формирования духовно-нравственной культуры личности / О.В. Якубенко // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. – С. 196-200.

Цитировать

Зайко, О.А. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими нарушения зрения / О.А. Зайко, О.В. Якубенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 513-516. — URL: https://novainfo.ru/article/9859 (дата обращения: 01.12.2022).

Поделиться