Взаимосвязь деятельности центров речи и центров, отвечающих за мелкую моторику в коре головного мозга

NovaInfo 60, с.360-364, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Медицинские науки
Просмотров за месяц: 44
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь между развитием центров, отвечающих за мелкую моторику в коре головного мозга и центров, отвечающих за развитие речи.

Ключевые слова

ЦЕНТР БРОКА, ЦЕНТР ВЕРНИКЕ, МЕЛКАЯ МОТОРИКА, РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Текст научной работы

Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребёнка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развёрнутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов [11].

Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несёт большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причём в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию. В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста используются игры и занятия, в том числе и пальчиковые игры [7].

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика роль руки – она дала возможность путём указующих, оборонительных, угрожающих жестов развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись [7].

Позднее, жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью. Эта связь даёт знать себя и у современного человека [8].

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции руки в головном мозге. Так развитие функции руки и речи у людей шло параллельно.

Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. И.П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде, так как он обеспечивает связь организма с окружающим внешним миром. Чем сложнее организация головного мозга, тем совершеннее и тоньше будут его механизмы приспособления

В 1874 году нейрофизиологом Э. Вернике было установлено, что в коре

головного мозга человека существует импрессивная зона сенсорной речи, отвечающая за восприятие и понимание речи. Позднее, в 1861 г ещё один зарубежный нейрофизиолог Э. Брока открывает зону, отвечающую за формирование двигательных и речевых программ. Дополнительную речевую область, играющую вспомогательную роль, открыл У. Пенфил. Кроме того, он раскрыл тесную взаимосвязь всех речевых областей, действующих как единый механизм.

В развитии речи большую роль играет состояние речевого аппарата, который состоит из двух связанных между собой частей: центрального и периферического. Центральный – находится в головном мозге и состоит из соответствующих зон коры головного мозга, подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола и нервов, идущих к дыхательным и артикуляционным мышцам. Речь развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью скоплений нейронов в височной, теменной и затылочных долях [9].

Периферический отдел речевого аппарата представлен тремя отделами – дыхательным, голосовым и артикуляционным, отвечающим за звукопроизводство. Дыхательный отдел необходим для подачи воздуха, голосовой – для голосообразования, третий же является резонатором.

Нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в работу органы периферического речевого аппарата. Имеется и обратная связь, которая функционирует по двум направлениям: кинетическому и слуховому путям. Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль с помощью слуха и через кинестетические ощущения.

Обратные связи замыкаются в виде кольца – импульсы идут как от центра к периферии, так и возвращаются от периферии к центру. Таким образом осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит динамическим стереотипам, которые возникают в результате многократного восприятия фонетического, лексического и грамматического элементов языка, а также звукопроизношения. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

Таким образом, речь ребёнка правильно формируется только при условии поддержки развития второй сигнальной системы конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действительность и образующей чувства [10].

Речь не является врождённой способностью. Она развивается в процессе онтогенеза параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.

Нужно чётко представлять психологические особенности каждого этапа развития, чтобы во время заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание закономерностей развития необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи, что способствует правильной организации всей коррекционно-развивающей и воспитательной работы [3, 6]. Одним из условий этих процессов – развитие фонематического слуха и речевой артикуляции [4].

В настоящее время около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Она расположена чрезвычайно близко к моторной речевой зоне, что навело педагогов и психологов на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи.

У ребенка с речевыми нарушениями имеются затруднения в овладении предметными навыками из-за выраженной двигательной недостаточности. Причем нарушения выявлены во всех компонентах моторики : как в общей (крупной), лицевой и артикуляционной, так и в тонких движениях кистей и пальцев рук, особенно при регуляции и контроле произвольных движений [1].

Несформированность крупной моторики проявляется в виде плохой координации частей тела при осуществлении сложных двигательных действий, их недостаточной точности и чёткости, выраженных затруднениях при выполнении гимнастических упражнений и трудовых операций, осуществляемых как при показе, так и словесной инструкции. Несовершенство мелкой моторики руки, недостаточная координация кистей и пальцев рук проявляются в виде затруднения навыков самообслуживания: одевании, застёгивании пуговиц, крючков, застёжек, шнуровок, использовании столовых приборов. Несформированность мелкой моторики можно выявить и при проведении специальных проб. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, нечётком или неправильном звукопроизношении, общей смазанности и невнятности речи [2,5]. Это свидетельствует о взаимосвязи и взаимообусловленности развития речевой и двигательной сфер, тесном функциональном единстве между речью и двигательной системой в организме в процессе их становления в онтогенезе ребёнка. Данные взаимосвязи необходимо учитывать при организации взаимодействия педагогов, психологов и логопедов.

Читайте также

Список литературы

  1. Абрамова, Т.И. Выявление тугоухости у детей раннего возраста / Т.И.Абрамова, О.А. Зайко // NovaInfo.Ru. – 2017. Т. 5. – Т 58. – С. 384-391..
  2. Абрамова, Т.И. Причины и коррекция функциональных дисфоний / Т.И.Абрамова, О.А. Зайко // NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 3. – № 57. – С. 513-516.
  3. Димиденко, Е. Н. Формирование и развитие лексического строя речи обучающихся / Е. Н. Димиденко // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: мат. Межд. научно-практич. конф. - 2016. - С. 601-604.
  4. Ожогова, Е.Г. Профессионализм педагога при реализации основных функций профессионально-педагогической деятельности / Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсинк // Детство, открытое миру: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. – Омск, изд-во Омского государственного педагогического университета, 2015. – С. 249-252.
  5. Ожогова, Е.Г. Проблема «психического выгорания» в деятельности педагога / Е.Г. Ожогова // Актуальные проблемы науки и техники глазами молодых ученых: материалы Международной научно-практической конференции. – Омск: СибАДИ, 2016. – С. 659-663.
  6. Фролова, П. И. Арт-педагогика в развитии детей дошкольного возраста / П.И. Фролова // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 4. № 56. С. 385-389.
  7. Фролова, П.И. Психология: учебное пособие / П. И. Фролова. – Омск, 2013. – 214 с.
  8. Четверикова, Т.Ю. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих учителей-дефектологов / Т.Ю. Четверикова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2016. – № 9. – С. 172-173.
  9. Четверикова, Т.Ю. Формирование у старших дошкольников с общим недоразвитием речи навыков рассказывания / Т.Ю. Четверикова // Современные тенденции в науке, технике, образовании: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. – Смоленск, изд-во Новаленсо, 2016. – С. 110-111.
  10. Чердынцева, Е.В. Технология организации внеурочной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева // Научный потенциал. – 2014. – № 1 (14). – С. 88-91.
  11. Чердынцева, Е.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации профессионального стандарта педагога / Е.В. Чердынцева // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016. – С. 209-214.

Цитировать

Якубенко, О.В. Взаимосвязь деятельности центров речи и центров, отвечающих за мелкую моторику в коре головного мозга / О.В. Якубенко. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 60. — С. 360-364. — URL: https://novainfo.ru/article/11381 (дата обращения: 29.09.2022).

Поделиться