Влияние политики таргетирования инфляции на экономическое развитие РФ

NovaInfo 57, с.354-358, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Экономические науки
Просмотров за месяц: 19
CC BY-NC

Аннотация

В настоящее время экономическая ситуация в России не стабильна. Постоянное повышение цен, рост безработицы с одновременным повышением уровня инфляции. Усугубил ли данную ситуацию переход к таргетированию инфляции или же состояние экономики улучшилось? Об этом мы постараемся разобраться в данной статье.

Ключевые слова

ПОЛИТИКА ТАРГЕТИРОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ЭКОНОМИКА СТРАНЫ, ТАРГЕТИРОВАНИЕ, ИНФЛЯЦИЯ

Текст научной работы

Таргетирование инфляции (ТИ) - это один из показателей, даже можно сказать, что единственный, на который денежные власти (Центробанк РФ) могут оказывать влияние в долгосрочном периоде. При переходе к политике таргетирования с целью получения положительных результатов власти должны вести прозрачную деятельность с чётко сформулированными и прописанными целями, необходим порядок в государственной сфере, прежде всего в финансовой - для устранения риска покрытия затрат за счёт эмиссии денег. Так же важен оптимальный подход, чёткое планирование при формировании государственного бюджета. А со стороны населения необходимо доверие к действиям власти. Всё перечисленное принесёт успех в переходе к данной политике.

Что же понимается под экономическим развитием страны?

Экономическое развитие - это обширное понятие, которое включает в себя развитие в различных направлениях:

  • увеличение ВВП на душу населения;
  • снижение инфляции до оптимального уровня и удержание этого положение;
  • снижение уровня безработицы и, следовательно, рост экономически активного населения;
  • улучшение качества образования;
  • развитие науки, культуры;
  • и другие направления развития.

Таким образом, экономическое развитие – это положительные изменения производительных сил, экономики, образования, культуры, науки, качества жизни населения, человеческого капитала, а также развитие общественных отношений и улучшение уровня жизни населения, качества жизни, удовлетворенности граждан жизни в стране.

Центральный банк РФ в 2014 году объявил о переходе к таргетированию инфляции. Что же означает это понятие? Это совокупность различных мер, принимаемых государственными органами с целью контроля над уровнем инфляции (повышение её или понижение). Таргетирование переводится с английского языка как цель или мишень. Т.е. ЦБ РФ действует с целью снижения инфляции. Таргетирование - один из способов противодействия инфляции, инструмент денежно-кредитной политики.

Какова особенность таргетирования инфляции в РФ?

Во-первых, особенностью ТИ в РФ является то, что денежные власти ставят своей целью жёсткий контроль над ключевой ставкой, а рубль пускают в свободное плавание. По мнению специалистов в данной области, такая мера регулирования инфляции не эффективна, потому что большую часть доходов в бюджет страны приносят доходы, полученные от экспорта сырья (газа, нефти). Следовательно, чтобы продать сырьё по более выгодной цене, необходимо регулировать курс национальной валюты, что денежные власти не делают.

Во-вторых, чтобы состояние экономики было стабильным, необходимо учитывать в совокупности все факторы, влияющие на экономику страны. Поэтому нельзя не регулировать курс национальной валюты.

В-третьих, власти руководствуются рекомендациями других стран, а это не целесообразно, так как нужно учитывать особенности своей страны, подстраивать рекомендации под национальную экономику.

В-четвертых, под таргетированием, с политической точки зрения, понимается передача контроля над экономической системой внешним силам (банкам других стран), а, с экономической точки зрения, курс национальной валюты регулируют валютные спекулянты, а денежные власти выдают им кредиты, тем самым оказывая им помощь.

ЦБ РФ при объявлении перехода к ТИ ставил своей целью снижение уровня инфляции с 6,5% до 5%, а в итоге он достиг уровня 11%. В настоящее время власти планируют достичь уровня инфляции 4%. Они специально ставят своей целью достичь такой низкий показатель, т.к. он является нормативным, идеальным или допустимым. Такой уровень инфляции сильно не повлияет на население, но зато на рынке будет сохраняться конкуренция.

Рассмотрим, как изменилось состояние экономики РФ после перехода к таргетированию. Для этого сравним статистические данные 2014 года и 2015 г. (т.е. после перехода к политике ТИ).

Во-первых, уровень инфляции повысился с 6,5% до 11%, следовательно, инфляция после перехода к таргетированию увеличилась на 3,5%. В свою очередь это сказалось на цене товаров и услуг, предоставляемых населению.

Сравним цены на наиболее популярные товары: говядина, яйца, молоко, рис.

Таблица 1. Динамика цен на продовольственные товары

Наименование

2014 год

2015 год

Говядина

272.28

314,98

Яйца

58,76

65,02

Молоко

43,81

47,61

Рис

53,03

67,87

Проанализировав динамику цен, можно сделать вывод, что цена повысилась примерно на 4-14 рублей, а на мясо на 42 рубля. Чтобы определить, как это отразилось на покупательной способности населения, нужно посмотреть, как изменился уровень заработной платы.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций составила: в 2014 году – 32495р., в 2015 – 34030р. На наш взгляд, повышение зарплаты незначительно (примерно 1535 рублей), т.к. цена повысилась не на какой-то определенный товар, а почти на всё, таким образом, население в итоге всё равно ощутит на себе дефицит финансов, а организации - снижение объёма продаж.

Что касается ключевой ставки, она тоже имеет тенденцию повышения. В марте 2014 года она составляла 7% и с каждым месяцем возрастала. В 2015 году ставка повысилась в 2 раза и достигла показателя 14%.

По данным Росстата численность безработных в период с 2014 года по 2015 год увеличилась на 245 тыс. человек или на 6,7 %. Возможно, это связано с банкротством и закрытием многих организаций.

В итоге проведения политики таргетирования инфляции состояние экономики в стране ухудшилось. Наблюдается процесс стагнации, то есть растёт уровень инфляции, а также число безработных и цена потребительской корзины. Это, в свою очередь, сказывается на населении, а также на организациях: растёт ключевая ставка, что приводит к тому, что многие из них не справляются с выплатой заёмных средств и им приходится или повышать цены на предоставляемые товары и услуги, или сокращать штат, что приводит к росту безработицы. А в некоторых случаях организации во все закрываются. Повышение цен и безработица, в свою очередь, оказывает прямое влияние на ВВП России. Данный показатель изменяется не в лучшую сторону, наблюдается тенденция его сокращения, т.к. население уже не способно покупать многие товары, которые они могли позволить себе раньше, в свою очередь это влияет на выпуск товаров, объём продаж, и в итоге в казну страны поступает меньше налогов, возрастает теневой сектор экономики.

Как же исправить ситуацию, сложившуюся в нашей стране и прежде всего, уменьшить уровень инфляции? Чтобы разработать рекомендации, нужно рассмотреть какие существуют причины инфляции в РФ.

Рассмотрим, на наш взгляд, самые главные из них.

  • Во-первых, чрезмерная эмиссия бумажных денег и дефицит государственного бюджета. Эта причина является исторически самой первой. Она заключается в том, что чрезмерная эмиссия бумажных денег приводит к их обесцениванию.
  • Во-вторых, рост военных расходов государства. Данная причина особо актуальна в наше время и неразрывно связана с причиной дефицита государственного бюджета. Чтобы содержать армию, обновлять военную технику, разрабатывать новую, нужны огромные затраты. А эти затраты не дают отдачи производства в реальную экономику.
  • В-третьих, главным генератором инфляции является монополистическое ценообразование. Монополии охватывают все сферы жизни: ЖКХ, поставщики электроэнергии, нефти. Они имеют право увеличивать цены на свою продукцию, взвинчивать, даже в экономические кризисы, тем самым усугубляя ситуацию.
  • В-четвертых, одной из самых глубинных причин инфляции является низкий уровень развития национальной экономики и её неэффективная структура. Это проявляется, прежде всего, в неконкурентоспособности национальных производителей.
  • В-пятых, чрезмерное налогообложение, особенно это относится к косвенным налогам, т.к. они включаются в цену продукции и тем самым повышают её.
  • В-шестых, инфляционные ожидания, так же оказывают существенное влияние, так как со стороны продавцов - происходит повышение цен на товары и услуги на фоне ожидания инфляции, а покупатели, со своей стороны, наращивают текущий спрос в ущерб сбережениям, т.е. стараются купить товары быстрее, пока не выросли цены. А это в свою очередь приводит к стимулированию роста цен и препятствует росту инвестиций, сбережений.

Мы разобрали основные причины роста инфляции в РФ, на основе которых можно предложить следующие рекомендации.

  • Во-первых, нужно отменить таргетирование инфляции.
  • Во-вторых, необходимо придерживаться политики доходов, т.е. государственное регулирование цен и доходов. Уменьшить цены, увеличить зарплаты, а в дальнейшем заморозить их.
  • В-третьих, наладить национальное производство, перестроить его на инновационный уровень.
  • В-четвёртых, используя антиинфляционную политику нужно меньше уделять внимание монетарным факторам, так как они могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики.
  • В-пятых, наладить систему кредитования сельскохозяйственных предприятий с возможностью их погашения за счёт урожая.
  • В-шестых, на время кризиса необходимо централизовать банковскую систему.
  • В-седьмых, заменить налог на добавленную стоимость налогом на прибыль. Причём таким образом, чтобы дифференциация ставок была в зависимости от роста объёмов производства и рентабельности, чтобы производители были нацелены не только на нормы прибыли, но и рост массы.

Придерживаясь хотя бы этих рекомендаций экономическое положение страны значительно улучшится, инфляция уменьшится, но не стоит ждать быстрых результатов. Здесь необходима кропотливая, постепенная работа над преобразованиями экономики.

Читайте также

Список литературы

  1. Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: http://www.gks.ru/
  2. Глазьев С.Ю. О таргетировании инфляции. – Режим доступа: http://news-front.info/2015/09/11/o-targetirovanii-inflyacii-sergej-glazev/
  3. (дата просмотра 01.12.2016 г.)
  4. Центральный банк Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/
  5. Юдаева К. О возможностях, целях и механизмах денежно-кредитной политики в текущей ситуации // Вопросы экономики. 2014. № 9. С. 4 - 12

Цитировать

Ляшенко, Е.А. Влияние политики таргетирования инфляции на экономическое развитие РФ / Е.А. Ляшенко, А.В. Слащева. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 354-358. — URL: https://novainfo.ru/article/9963 (дата обращения: 19.05.2022).

Поделиться