О роли и месте самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

NovaInfo 57, с.457-460, скачать PDF
Опубликовано
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 2
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются причины возрастания роли и значения самостоятельной работы как одного из основных видов занятий в современном вузе.

Ключевые слова

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, УРОВЕНЬ, КАЧЕСТВО, ОБУЧЕНИЕ, УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Текст научной работы

Проблематика, связанная с организацией самостоятельной работы студентов вузов для отечественной педагогики не является новой. Однако можно с уверенностью утверждать, что, несмотря на разнообразие и многоплановость исследовательских подходов, проблема эффективности самостоятельной подготовки обучающихся ещё далека от разрешения [1, с. 140].

Главная задача высшего образования состоит в формировании самодостаточной личности, способной к самообразованию и саморазвитию. Достижение этой благой цели невозможно посредством использования устаревших методик, путем примитивной трансляции готовых знаний от преподавателя к обучаемому. Следует превратить студента из пассивного получателя готового продукта (знаний), в активного участника процесса обучения, который в состоянии обозначить проблему, дать анализ путям ее решения и достичь нужного результата.

Преобразования, происходящие в последние годы в системе высшего образования, по сути своей сориентированы на переход от парадигмы обучения к парадигме образования. В связи с этим, самостоятельная работа выступает не только как одна из важнейших форм образовательного процесса, но и как его базис, основа [2, с. 5].

Сказанное подразумевает приоритет активных методов получения знаний, переход от массового обучения к индивидуализированному, учитывающему возможности и потребности личности, формирование творческих способностей обучаемых. Речь идет не о простом увеличении количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студетов. Рост значения самостоятельной работы в вузе подразумевает ревизию организации всего учебно-воспитательного процесса, построение которого должно стимулировать формирование у обучаемого способностей к саморазвитию, тягу к творческому применению полученных знаний и умений.

Справедливости ради необходимо отметить, что самостоятельная работа и ее планирование, организационные методы и формы проведения такой работы, а также механизмы фиксирования результатов являются наиболее слабым местом в практике современного высшего образования и одной из наименее исследованных проблем теории педагогики. Это тем более очевидно, если соотнести сказанное с современной образовательной ситуацией (внедрение образовательных стандартов, диверсификация высшего образования, введение системы педагогического мониторинга и т.д.).

Переход на уровневую систему высшего образования заставил высшую школу перераспределить ресурс учебного времени в сторону увеличения часов, отводимых на самостоятельную работу - до шестидесяти процентов от общего объема нагрузки. Поэтому значение и роль самостоятельной работы сегодня только возрастает [3, с. 61].

Необходимо, в первую очередь, конкретно и однозначно определить, что подразумевает под собой самостоятельная работа обучаемых в вузе. По общему правилу, это всякая деятельность, которая связана с воспитанием мышления будущего специалиста-профессионала, любой вид занятий, который создает условия для формирования самостоятельной мысли

В широком смысле слова самостоятельгная работа – это вся совокупность самостоятельной деятельности обучаемых как в вузе, так и вне его пределов, как в присутствии преподавателя, так и без него.

Самостоятельная работа может быть реализована:

  • непосредственно в ходе аудиторных занятий - на лекциях, семинарских и практических занятиях и т.д.;
  • путем совместной работы с преподавателем вне рамок учебного расписания - в ходе творческих контактов, на консультациях по учебным вопросам, при выполнении индивидуальных заданий, при ликвидации задолженностей и т.п.
  • в общежитии, дома, в библиотеке, на кафедре при выполнении обучаемым творческих и учебных задач.

Четких границ между данными видами работ не существует, а сами формы самостоятельной работы подчас пересекаются.

Однако, несмотря на многообразие форм и видов самостоятельной работы обучаемых, в научных работах чаще всего рассматривают в качестве предмета исследования именно внеаудиторную работу.

Самыми распространенными формами организации самостоятельной работы студентов на сегодняшний день являются эссе, проекты, рефераты, семестровые задания, аттестационные и курсовые работы и т. п. [4, с. 68].

При планировании самостоятельной работы преподавателю, наряду с индивидуальной работой, следует практиковать коллективные формы деятельности. Например, это может быть подготовка фрагмента лекции с выступлением, подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендуемой литературы с публичным представлением аннотаций наиболее интересных источников [5, с. 287].

Особое внимание преподаватели должны обращать на студентов первых курсов, с трудом переключающихся после школьной скамьи на новые формы обучения. Им нелегко адаптироваться к меняющимся форматам учебных занятий, систематизировать и перерабатывать возросший объем новых знаний, контролировать свою самостоятельную подготовку [6, с. 32-46].

Переход на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения обусловил рост количества часов, выделяемых на самостоятельную работу студентов. В этих условиях перед преподавательским составом вузов актуализировалась задача по совершенствованию организации и содержания самостоятельной учебной деятельности студентов, в целях оптимизации образовательного процесса и формирования необходимых компетенций будущих специалистов [7, с. 18].

Читайте также

Список литературы

  1. Влазнев А.И. Самостоятельная работа как фактор формирования и развития компетенции студента // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 3 (35). С. 140–148.
  2. Зембатова Л.Т., Бтемирова Р.И. Организация и планирование самостоятельной работы студентов (Методическое пособие для вузов). Владикавказ: Изд-во СОГПИ. - 2008. - 44 с
  3. Бублик Т.А. Планирование и организация самостоятельной работы студентов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №2(1). С. 61-67.
  4. Ускова Е.О., Крашенинникова Н.А. Организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов: из опыта работы // Вестник Оренбургского государственного университета. 2016. №2(190). С. 67-71.
  5. Самсикова Н.А. Повышение эффективности самостоятельной работы студентов // Вектор науки ТГУ. 2011. №3(6). С. 285-287.
  6. Егорова И.П. Организация самостоятельной работы студентов младших курсов // Инновации в образовании. 2013. № 2. С. 32-46.
  7. Бтемирова Р.И. Реализация педагогического принципа связи теории с практикой при обучении математике в школе. Владикавказ, 2012. – 255 с.

Цитировать

Тяжелков, К.П. О роли и месте самостоятельной работы студентов в образовательном процессе / К.П. Тяжелков. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 57. — С. 457-460. — URL: https://novainfo.ru/article/9986 (дата обращения: 09.08.2022).

Поделиться