Исследование динамики развития отрасли сельского хозяйства

№58-6,

Сельскохозяйственные науки

Для России, как и для других государств, актуален вопрос продовольственной безопасности. Сельское хозяйство обеспечивает население продуктами питания, а перерабатывающую промышленность - сырьем. Больше половины потребляемых благ производится из конечной продукции сельского хозяйства. Как следствие, следует признать стратегическую важность эффективности этой отрасли, от которой непосредственно зависит уровень благосостояния населения. Продовольственная безопасность страны, являясь составной частью её национальной безопасности, выступает как гарантия стабильного удовлетворения потребностей населения в продуктах питания. В статье анализируется динамика развития отрасли сел ь-ского хозяйства в России, занятость населения и доля агарной промышленности в валовом внутреннем продукте, а также сравнивается общее состояние отраслей в России и в некоторых странах Европы. Решение аграрных проблем является приоритетным вопросом экономической теории. Управление сельским хозяйством должно осуществляется через специализированные структурные единицы сектора государственного управления, с передачей части полномочий обществам отраслевого характера, что, вероятно, позволит предприятиям агропромышленного комплекса повысить уровень индустриализации: обеспечить техникой, усовершенствовать методику использования химических удобрений. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств приведет к повышению уровня самообеспеченности страны сельскохозяйственными продуктами.

Похожие материалы

Одной из наиважнейших составляющих экономики России можно считать сельское хозяйство, т.к. в нем сконцентрировано около 13% основных производственных фондов и 14% трудовых ресурсов, а также производится около 6% ВВП.

Агропромышленный комплекс (АПК), несмотря на все существующие проблемы, входила в число крупнейших мировых производителей сельскохозяйственной продукции, удовлетворяющий потребности как собственного населения, так и работая на экспорт. В 70-80-е годы 20 века, по мнению многочисленных исследователей, стало все более заметно некоторое отставание АПК от передовых стран мира, но проводимые экономические реформы привели еще большему кризису в отрасли.

Современные исследователи говорят о необходимости проведения в отрасли, да и во всей экономики в целом, институциональных преобразований, направленных в первую очередь на совершенствование форм хозяйствования, создания оптимальных рыночных производственных структур, которые будут наиболее конкурентоспособным в условиях рынка, а также обеспечивать максимальную реализацию возможностей участников в их хоздеятельности.

Для развития сельского хозяйства, в настоящее время, разработан Национальный проект «Развитие АПК», главной задачей которого, является форсированное развития животноводства, а также увеличение производства мяса и молока для постепенного замещения импортной продукции.

По итогам 2015 года сельское хозяйство стало лидирующим сектором по темпам прироста объемов производства – показатель вырос на 3,5 % по сравнению с 3,7 %, зафиксированными по итогам 2015 года [1].

Существующая международная обстановка и показатели прироста объемов производства в сельском хозяйстве, привели к сокращению затрат государства на приобретение продуктов питания за рубежом, но это не отразилось на удовлетворение потребностями населения в продуктах питания.

Погодные условия и упорство работников позволило российским аграриям собрать рекордные урожаи основных сельскохозяйственных культур: зерновых и зернобобовых культур 104,3 млн. тонн зерна, в том числе 61,8 млн. тонн пшеницы, а в 2014 году – 59,7 млн. тонн; кукурузы на зерно собрано 12,7 млн. тонн; сои – 2,6 млн. тонн; риса – 1,11 млн. тонн; льна-кудряша – более 500 тыс. тонн; сахарной свеклы - 37,6 млн. тонн; намолочено 9,2 млн. тонн масло семян подсолнечника; увеличено производство картофеля - 33,6 млн. тонн, что на 15,9 % больше среднего уровня за последние пять лет; овощей – 16,1 млн. тонн, а в 2014 году – 15,5 млн. тонн, что на 12,3 % выше среднего уровня также за последние пять лет [1].

Необходимо отметить прирост производства скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий, что составило 13,4 млн. тонн (наблюдается превышение на 4,2 % или на 539 тыс. тонн больше уровня 2014 года). Наибольшие темпы прироста наблюдались в сельскохозяйственных организациях – на 7,2 %, в крестьянских (фермерских) хозяйствах – на 4,6 %, а вот в хозяйствах населения производство снизилось на 3,4% [1].

Сельское хозяйства РФ за анализируемый период 2010-15 гг. развивалось неравномерно на фоне благоприятных изменений внешних условий ведения бизнеса в данной сфере, а также введения продуктового эмбарго и т.п. Объемы кредитование сельского хозяйства, несмотря на серьезное сжатие кредитного рынка в условиях ужесточения монетарной политики, непродемонсрировали резких скачков, по сравнению с другими отраслями народного хозяйства. По данные ЦБ, банки в прошлом году существенно нарастили в своих портфелях кредиты компаниям сельского хозяйства – с 1,7 % до 2,1 % [1].

Совокупное производство в стоимостном выражении ежегодно растет в среднем на 23%, при этом на динамики товаропродукции растениеводства в большей степени оказывают влияние именно благоприятные природные условия, а динамика животноводческой товаропродукции более равномерна и характеризуется ежегодным приростом. Исследователи отмечают, что на процесс восстановления роста аграрного сектора экономики влияю ряд причин:

  • переориентации макроэкономической ситуации на оздоровление финансовой системы, развитие конкретных секторов экономики;
  • оценка природно-климатических условий, в которых ведется региональное производство, разработка систем ведения АПК, адаптированных к этим условиям, многоукладности хозяйств рыночной экономики, их рациональное взаимодействие;
  • поиск наиболее продуктивных организационно-технологических решений, которые определяют характер использования как экономических, так и природных ресурсов внутри самого аграрного производства.

По мнению экономистов, на современном этапе развития АПК, без государственного вмешательства практически невозможно добиться экономического роста внутри отрасли, т.к. наблюдается почти полное исчерпание внутренних ресурсов саморазвития.

Одним из направлений такой поддержки можно считать разработанные государственные и региональные программы поддержки села, формирующихся на базе как прямой (финансовой), так и опосредованной поддержки, которая может осуществляться через привлечение инвесторов, изменение банковской системы в направлении приемлемого для сельхозпроизводителей кредитования, возрождение отечественного сельскохозяйственного машиностроения и химической промышленности, помощи в восстановлении оборотных средств, налаживание оптовой торговли, устранение массы криминальных посредников и многое другое.

Особой проблемой, на протяжении длительного времени, можно считать отсутствие инфраструктуры для реализации сельхозпродукции и единого рынка в масштабах страны, а также несоблюдение госудраственными и федеральными органами баланса между экономическими и социальными критериями: интересами зернопроизводителей и наименее обеспеченных групп потребителей. Только рациональная продуковая политика государства способна вывести сельскохозяйственную отрасль из тупика, а не увеличение доли экспорта.

Все понимают, что сельскохозяйственное производство является затратным во всем мире, поскольку почвенно-климатические условия большинства стран не вполне отвечают потребностям растений и, чтобы накормить население, приходится преодолевать порог природных ограничений. При отсуствии эффективного контроля за рациональным использованием сельхозугодий, а также при нарушении технологии севооборотов в погоне за сиюминутной экономической выгодой мы получаем снижение природного плодородия, истощение и нарушение земель.

Наблюдаемый за последний период времени недостаток внесения в почву питательных веществ, отражается на снижении и нестабильности урожаев, а также на качестве сельхозугодьев. Только за период с 2008 года по 2016 год произошло общее снижение внесения минеральных удобрений с 42,7 тыс.т. до 30,6 тыс.т. или с 64 до 51 кг на 1 га удобренных посевов.

Рациональное использование земли возможно лишь при создании эффективных законодательных и методических систем, определяющих меры по поощрению вложений в плодородие почв, т.е. стоимость земель, и меры по наказанию за нерадивую их эксплуатацию. Упорядочение землепользования и повышение эффективности использования земли связано с переводом систем земледелия на ландшафтную основу, что требует определенных вложений, но они окупаются сохранением плодородия почв, предотвращением эрозионных процессов, улучшением использования влаги в засушливых регионах, оздоровлением экологической обстановки.

Повышение экономической эффективности АПК может быть достигнуа в процессе увеличения массы производимой продукции, улучшения ее качества на базе экологически безопасных и экономических целесообразных технологий, которые, как правило, являются наукоемкими. Такой подход должен рассматриваться как стратегическое направление развития АПК, а, следовательно, подкрепляться соответствующими действиями законодательной и исполнительной властей [2].

Государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, в настоящее время, представлена налоговым стимулированием, разнообразными формами непосредственной финансовой помощи, реализацией Государственной программы поддержки сельского хозяйства в 2013-2020 гг. и ряда отраслевых подпрограмм, в которых большая роль отведена субсидированию затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по кредитам и страхованию. К сожалению, по мнению многих экспертов, в настоящее время не сформированы условия для постепенного замещения финансовых средств государственного бюджета другими источниками капитала для данной сферы – прибылью и кредитными ресурсами.

Список литературы

  1. Перспективы развития сельского хозяйства в России в 2016–2018 годы. [Интернет ресурс]. Режим доступа: http://agri-ural.ru/news/sovremennoe-zemledelie/perspektivy-razvitiya-selskogo-khozyaystva-v-rossii-v- (дата обращения 15.01.17)
  2. Губкова А.А. Анализ влияния объемов государственной поддержки на показатели развития сельского хозяйства [Интернет ресурс]. Режим доступа: http://sci-article.ru/stat.php?i=1445968993 (дата обращения 15.01.17)