Пути повышения надежности пожарной автомобильной техники

№114-1,

технические науки

В работе рассмотрены основные направления по повышению надежности создаваемых технических средств, в частности автомобильной техники. Приведены данные по влиянию температурных показателей на надежность автомобилей. Даны рекомендации о комплексному применению рассмотренных методов при проектировании машин.

Похожие материалы

Надежность является одним из важных критериев применительно к пожарным автомобилям. Техника, в том числе и пожарная, в настоящее время интенсивно развивается, становится все более сложной и функциональной. Увеличивается ее мощность, производительность, улучшается экологическая составляющая, но вместе с тем повышается вероятность выхода ее из строя. Усложняя техническую составляющую пожарной техники, не стоит забывать и о повышении ее надежности. Решение этой проблемы может реализовываться различными способами и является всегда актуальной задачей.

Способов повышения надежности весьма много, они разнообразны и взаимосвязаны со всеми этапами создания машин, их изготовления и эксплуатации. Принципиально все существующие способы повышения надежности техники можно разделить на несколько направлений, а именно, обеспечение повышенной стойкости комплектующих машин к условиям внешней среды или внешним воздействиям, максимальная изоляция деталей от разнообразных вредных воздействий, применение при проектировании рациональных решений, а также использование средств автоматики. Немного подробней остановимся на этих направлениях ниже.

Под понятием обеспечение повышенной стойкости комплектующих машин к условиям внешней среды имеется в виду создание прочных и износостойких узлов за счет оптимизации их конструкций, а также применения материалов, подходящих под заданные условия и обладающими соответствующими параметрами и свойствами. Реализация этого направления при создании машин подразумевает повышение стойкости деталей по отношению к тем воздействиям, которые характерны для данного типа машин. Также следует понимать, что идеальных конструкционных материалов не бывает и их сопротивление внешним воздействиям не безграничны.

Под направлением, связанным с максимальной изоляцией деталей от разнообразных вредных воздействий, стоит понимать реализацию различных технических решений, например установка какой-либо стационарной машины на фундамент или в случае с автомобильной техникой защита ее подвижных частей от пыли и грязи. То есть создание для автомобильной или иной техники наиболее благоприятных условий для эксплуатации. Применение лишь этого способа, также не даст существенных результатов по повышению надежности, поскольку кроме внешних воздействий, на детали машин оказывают влияние и внутренние факторы. В качестве примера следует привести зависимость удельного количества отказов автомобильной техники от температуры окружающей среды, в условиях которой эксплуатировался автомобиль (рис. 1).

Зависимость удельного количества отказов автомобильной техники от температуры окружающей среды
Рисунок 1. Зависимость удельного количества отказов автомобильной техники от температуры окружающей среды

Анализ приведенной зависимости позволяет сделать вывод, что оптимальной температурой окружающей среды на надежность автомобильной техники является температурный диапазон от 0 до 20 °С. Наша страна отличается различными климатическими условиями. Пожарная техника стоит на дежурстве в регионах Крайнего севера, где в зимний период температура воздуха может опускаться до — 40 °С и даже ниже и в субтропических зонах, где в летний период температура превышает 40 °С. Поэтому применение лишь различного типа ограждающих устройств не приведет к повышению надежности автомобильной техники.

Направление по применению при проектировании рациональных решений может дать весьма существенные результаты и в значительной степени повлиять на надежность машин. В основе этого способа лежат расчеты, которые покажут, каким образом потенциальное повреждение деталей машин повлияет на рабочие параметра машины в целом. Проектируемое изделие обязательно должно создаваться ремонтопригодным и иметь возможность проведения диагностики, как отдельных деталей, так и узлов машины в целом.

Направление, связанное с автоматизацией машин, негативно повлияло на их надежность. Процесс автоматизации машин, тем не менее, необходим. Системы автоматики позволяют синхронизировать работу различных частей и устройств машины. В этой связи стоит отметить, что надежность машины в целом будет зависеть от качества комплектующих систем автоматизации.

В заключение хотелось отметить, что для повышения надежности машин, в том числе пожарных машин, целесообразно применять все рассмотренные выше методы.

Список литературы

  1. Азизов И.И., Карханов А.В., Киселев В.В. Актуальность разработки и применения мобильных подъемных устройств для проведения ремонта пожарной техники. / В сборнике: Надежность и долговечность машин и механизмов. Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции. — 2018. — С. 3-5.
  2. Грибков, В.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудованию для ТО и ТР автомобилей. М.: Россельхозиздат, 2008. — 223 с.
  3. Российская автотранспортная энциклопедия. Техническая эксплуатация. — М.: 2008.Том — 3. — 426 с.