Эффективность управления налоговым потенциалом муниципалитета на примере г. Волгограда

№116-1,

экономические науки

Статья посвящена эффективному управлению налоговым потенциалом муниципалитета и правильному формированию доходной части местного бюджета. Отражены структура и доходы налогового бюджета Волгограда. А так же предложения по повышению налогового потенциала муниципалитета.

Похожие материалы

Налоговый потенциал отражает способность территорий формировать доходы бюджета, адекватные его расходным статьям. Повышение налогового потенциала может служить эффективным способом бюджетного выравнивания — при условии регулирования налоговых ставок по местным и региональным налогам в зависимости от ситуации.

Формирование доходной части местных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации во многом определяется институциональными особенностями внутренней среды: количеством действующим предприятий, совокупной стоимостью их активов, величиной располагаемых ими земель, отраслевой структурой региональной экономики и многим другим.

В этой связи повышение налогового потенциала муниципалитета уровне приобретает роль задачи, от решения которой зависит дальнейшее экономико-социальное благополучие территории.

Ниже приведена таблица 1, где отражены данные по объемам налоговых поступлений в бюджеты различных уровней по Волгоградской области в период 2017-2019 гг. Рассмотрение нескольких отчетных периодов позволит рассмотреть изменение налогового потенциала региона и муниципалитета в динамике.

Таблица 1. Распределение сумм собранных налогов и сборов по региону в 2017-2019 гг., тыс. рублей

Вид

2017

2018

2019

2019 в % к 2017

Федеральные налоги и сборы

142 193 446

168 958 376

146 620 157

103,1

Региональные налоги и сборы

9 062 563

10 152 624

9 774 141

107,9

Местные налоги и сборы

3 380 351

2 983 960

3 019 972

89,3

Источник: авторский, по материалам [1]

Согласно данным таблицы 1, в 2019 году относительно уровня 2017 наиболее значительно повысились объемы поступлений от региональных налогов и сборов — прирост составил 7,9%, однако из-за незначительного веса сумм подобных налогов в общей структуре налоговых доходов, прирост в абсолютном выражении не сыграл значительной роли в совокупной сумме. Однако, прирост был отмечен и в части федеральных налогов — на 3,1% относительно уровня 2017 года. Прирост в абсолютном выражении нивелировал негативные последствия снижения уровня поступлений местных налогов, объемы которых снизились на 10,7% относительно показателя 2017 года.

Общие объемы собранных налогов и сборов характеризуются наличием восходящей тенденции, однако рост частично нивелируется инфляционными процессами, что позволяет охарактеризовать сложившуюся ситуацию как стагнацию. В этой связи возникает ряд предложений, нацеленных на повышение налогового потенциала Волгоградской области и муниципальных образований внутри нее:

  1. Оптимизация распределительного механизма бюджетных средств с целью переориентации его на развитие малого и среднего предпринимательства в регионе;
  2. Применение прогрессивной шкалы при определении ставок по местным налогам — это позволит снизить нагрузку на малые предприятия и пополнить бюджет за счет крупных компаний.

Реализация мероприятий в рамках указанных направлений позволит значительно повысить налоговый потенциал Волгоградской области, что приведет к оптимизации доходной части консолидированного бюджета области, рассматриваемого как свод доходов нижестоящих бюджетов.

Вместе с тем, консолидированный бюджет субъекта Федерации формируется за счет объединения нижестоящих бюджетов. Волгоград является крупнейшим городом в области, что делает его бюджет важной составляющей финансового благополучия региона. Развитие городской инфраструктуры позволяет совершенствовать экономическое благополучие муниципального образования, стимулируя приток населения и минимизируя его отток. В нижеприведенной таблице отражены данные по объему налоговых доходов бюджета Волгограда в разрезе различных налогов в период 2016-2019 гг.

Таблица 2. Налоговые доходы бюджета Волгограда, 2017-2019 гг., тыс. рублей

2017

2018

2019

2019 в % к 2017

Всего

9504087

7758062

8140966

85,7

Налог на доходы физических лиц

3969138

3141731

3235949

81,5

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

66214

68365

75772

114,4

Налоги на совокупный доход

575820

523631

705270

122,5

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

555089

502274

523360

94,3

Единый сельскохозяйственный налог

8309

10344

8257

99,4

Налоги на имущество

2050149

1651568

1703030

83,1

Налог на имущество физических лиц

597161

509056

416575

69,8

Земельный налог

1452988

1142512

1286455

88,5

Источник: авторский, по материалам[1]:

Из материалов таблицы 2 следует, что совокупный объем налоговых доходов местного бюджета в 2019 году снизился относительно аналогичного показателя 2017 года на 14,3%. Общее снижение было обусловлено в первую очередь сокращением объемных доходных статей: поступлений по налогу на доходы физических лиц (на 18,5%), единому налогу на вмененный доход (на 5,7%), налогу на имущество (на 16,9%) и земельному налогу (на 11,5%). При этом два показателя продемонстрировали в исследуемом периоде положительную динамику: объем поступлений по налогу на совокупный доход (22,5%) и акцизам (14,4%).

Вместе с тем, оценка налогового потенциала муниципального образования, кроме всего прочего, должна основываться на рассмотрении структурного соотношения сумм по различным налогам в общей совокупности налоговых доходов местного бюджета. Ниже приведена таблица 3, где отражена структура поступлений по различным видам налогов за аналогичный период.

Таблица 3. Структура налоговых доходов бюджета Волгограда в период 2017-2019 гг., в %

Год

2017

2018

2019

Всего

100,0

100,0

100,0

Налог на доходы физических лиц

41,8

40,5

39,7

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

0,7

0,9

0,9

Налоги на совокупный доход

6,1

6,7

8,7

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

5,8

6,5

6,4

Единый сельскохозяйственный налог

0,1

0,1

0,1

Налоги на имущество

21,6

21,3

20,9

Налог на имущество физических лиц

6,3

6,6

5,1

Земельный налог

15,3

14,7

15,8

Источник: авторский, по материалам [3]

Из таблицы 3 следует, что наибольшей долей в общей структуре налоговых доходов бюджета Волгограда характеризуются налог на доход физических лиц (39,7% в 2019 году: при этом данный показатель снизился относительно уровня 2017 года, где составлял 41,8%), налоги на имущество (20,9% в общей структуре в 2019 году против 21,6% в 2017 году), земельный налог (15,8% в 2019 году: при этом показатель характеризуется восходящей динамикой: в 2017 он составлял 15,3% от общего объема налоговых доходов). Кроме того, следует отметить налоги на совокупный доход (8,7% в структуре в 2019 году против 6,1% в 2017), единый налог на вмененный доход (6,4% в 2019 году против 5,8% в 2017 году).

На основании полученных данных следует отметить, что динамика объема налоговых доходов местного бюджета является нисходящей. Это свидетельствует о снижении, в частности, наиболее доходных статей: налога на доходы физических лиц, единого налога на вмененный доход и налога на имущество. Первое может свидетельствовать о ряде структурных изменений в области занятости населения Волгограда. Во-первых, повышается уровень безработицы, а неблагоприятная ситуация с институциональными изменениями (снижением численности действующих организаций и сокращением кадрового состава оставшихся) только способствует этому. В результате, это приводит к снижению уровня налоговых доходов местного бюджета по данной статье.

Кроме того, это может отражать тенденцию к переходу работодателей на «серую зарплату», наибольшая часть которой передается работнику неофициально и потому не облагается налогом. Снижение объемов доходов по единому налогу на вмененный налог также отражает трансформацию отраслевой структуры экономики города: организации, который могут применять данный налоговый режим, уходят с рынка, а потому сокращается объем налоговых поступлений.

Наконец, снижение объемов имущественных налогов также подтверждает предположение о влиянии институциональных трансформаций, сопряженных с отрицательным изменением численности действующих предприятий отдельных видов деятельности, на объем налоговых доходов бюджета города Волгограда. Отдельно следует выделить и снижение объемов поступлений по земельному налогу — это связывается с теми-же явлениями, что и в иных случаях. Предприятия, прекращая свою деятельность, зачастую уже не нуждаются в земле, на которой могли размещаться производственные мощности, точки сбыта и многое другое.

В этой связи, исследуемая динамика объема налоговых доходов бюджета Волгограда свидетельствует о трансформации региональной экономики. Изменения происходят как на отраслевых рынках, так и на рынке труда, на это оказывают прямое воздействие факторы со стороны спроса и предложения. В этой связи, одним из основных направлений повышения налогового потенциала Волгограда становится развитие бизнес-среды с целью формирования надежной базы налогоплательщиков.