Организация обучения школьников техносферной безопасности на уроках ОБЖ

№117-1,

педагогические науки

В статье рассматривается вопрос о контроле знаний по техносферной безопасности учеников школы на уроке ОБЖ методом тестирования. Автор в своем исследовании приводит рекомендации по проведению тестирования остаточных знаний старшеклассников о техносферной безопасности.

Похожие материалы

С каждым годом в связи с повышением уровня урбанизации экологические проблемы только увеличиваются. Защиту экосистемы от влияния человеческой деятельности может обеспечить только хорошо организованная техносферная безопасность.

Именно поэтому очень важно знать основы техносферной безопасности не только студентам, но и школьникам. Потому что не все выпускники среднего общего образования продолжают учиться в вузах и ссузах, а формирование знаний об основе экологической грамотности всем школьникам могло бы значительно минимизировать или оптимизировать негативное воздействие человека на природу. На сегодняшний день привитие азов техносферной безопасности может осуществляться на уроках географии, литературы, биологии, ОБЖ и т.д.

По ФГОС средней общей школы характеристика "портрета выпускника школы" включает такой пункт как осознанное выполнение и пропаганда экологически целесообразного образа жизни. Таким образом ученик должен освоить в школе основу техносферной безопасности, обучающего экологической культуре на работе и в жизни.

Техносферная безопасность включает в себя знания, умения и навыки учеников, применение которых обеспечивает основы для работы, производства с минимальными последствиями для экологии. Каждый, кого не волнует свое здоровье, состояние окружающей экосистемы, должен знать теорию по данной теме, чтобы не допустить экологическую катастрофу по вине человека и изменить подход к потреблению.

Особое внимание при обучении данной темы стоить уделить в 11 классе. Так как формирование безопасного, экологически ответственного поведения на работе и в повседневной жизни учащихся должно осуществляться с учетом выбора будущей профессии ученика.

Ученики 11 классов уже взрослые самостоятельные личности. Воспринимают происходящее вокруг точно так же, как и взрослые, ответственно подходят к собственному здоровью, понимают свою социальную ответственность. Отметим, что тема техносферной безопасности затрагивается в 8-9 классах, поэтому мы предлагаем проводить контроль остаточных знаний у обучающихся 11 классов.

Контроль остаточных знаний помогает оценить эффективность используемых методов обучения, провести анализ педагогической деятельности учителя. Поэтому он является одним из важных частей образовательного процесса.

Использование специальных методов контроля, четкий план являются факторами успешного контроля знаний. В педагогической деятельности существуют различные формы контроля. Метод тестирования является наиболее популярным способом контроля остаточных знаний.

Оценка того или иного параметра при использовании заранее разработанных заданий для объективной оценки степени развития измеряемого параметра является основной чертой тестирования. Особенность метода тестирования в курсе ОБЖ заключается в выявлении остаточных знаний не только по теории, но и по практике.

Практика использования метода тестирования на уроках ОБЖ по теме техносферной безопасности установила следующие положительные пункты среди других форм проверки освоения материала:

  • проверка качества знаний за ограниченное время у большого количества обучающихся;
  • объективная оценка знаний;
  • ученики в ходе выполнения оценки остаточных знаний фиксируют свое внимание на осмысление сути ответа, а в формировании ответа;
  • между учащимися и учителем устанавливается педагогическое условие для постоянной обратной связи.

Также отмечены следующие недостатки тестового контроля знаний:

  • трудоемкость в процессе составления теста и их вариантов;
  • случайный выбор правильного ответа учеником.

Для разнообразия деятельности учеников вопросы в тесте можно подать различными способами. Например, в виде текста, фото, видеоматериалов. Необходимо составить или отбирать тесты, с помощью которых можно оценить показатель теоретической подготовленности и уровень практических умений ученика.

При проведении тестирования по теме «Техносферная безопасность» предлагаем использовать следующие типы вопросов:

1. Какой вариант ответа наиболее четко описывает термин техносферная безопасность?

  • пожарная безопасность;
  • безопасность на дорогах;
  • охрана труда, промышленная безопасность технологических процессов и производств.

2. Ваше первое действие при ядерном взрыве?

  • лечь на землю, лицом вниз;
  • бежать;
  • закрыть уши руками;
  • прижаться спиной к любой крепкой стене.

3. Просмотрев видеоролик, укажите действия, которые не были выполнены после сигнала «Радиационная опасность».

4. Соотнесите изображения и виды чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

5. Пронумеровать изображения в правильной последовательности действий по утечке газа.

Список литературы

  1. Дмитренко, В. П. Техносферная безопасность. введение в направление образования : учеб. пособие / В.П. Дмитренко, Е.М. Мессинева, А.Г. Фетисов. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 134 с.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.