Анализ применения игровых технологий при ознакомлении с техносферной безопасностью в курсе ОБЖ 9-го класса

№117-1,

педагогические науки

Исследование было проведено с целью определения влияния игровых технологий на показатель уровня освоения знаний о техносферной безопасности в курсе ОБЖ 9-го класса. Эксперимент состоял из нескольких этапов. В ходе которого был выбран оптимальный игровой метод для достижения поставленной цели. Исследование проходило в трех параллельных классах. Всего приняли участие 67 учащихся 9-го класса.

Похожие материалы

При нынешних обстоятельствах экологии весьма актуально направление школьного образования на развитие минимизации негативного антропогенного влияния на природу. Чтобы человечеству дальше существовать в непрерывно изменяемом мире, нужно внедрять новую стратегию поведения потребления.

В педагогической практике используются разные методические приемы для усвоения учениками экологической грамотности. Сформировать знание о бережном отношении к природе можно на уроках литературы, географии, ОБЖ, истории и др. Для более глубокого внедрения знаний об экологии можно использовать метод игровых технологий.

Игровые технологии в образовании позволяют изменить процесс коренным образом, способствовать достижению хороших результатов обучения. Игровые формы дают возможность использовать все уровни усвоения знаний. Кроме того, детям лучше обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес. И ученики с помощью игровых технологий учатся принимать правильные и быстрые решения.

В условиях реализации ФГОС игровые технологии можно успешно реализовывать при обучении ОБЖ с 5 по 11 класс. Меняются цели и задачи образования, акцент переносится на личностно-ориентированный подход, формирование компетентности.

Для оценки эффективности применения игровых технологий на уроках курса ОБЖ было проведено педагогическое исследование усвоение материала о техносферной безопасности учеников 9-х классов, обучавшихся по идентичным образовательным программам курса данного предмета. Ученики были поделены на три группы:

9 «А» класс (n=20) — урок в традиционной форме — лекция, беседа;

9 «В» класс (n=25) — урок с применением игровой технологии;

9 «Г» класс (n=22) — урок в интерактивной форме. — видеоматериал.

На первом этапе исследования сделана оценка изначального уровня знаний у учеников о техносферной безопасности в рамках урока по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера их причина и последствия». В результате можно сделать вывод, что различия между полученными данными в разных классах незначительные. Уровень знаний на начальном этапе средний или ниже среднего.

На втором этапе эксперимента проводился поиск и выбор оптимальных игровых технологий для интересного, познавательного, результативного урока, направленного на повышение уровня знаний учеников о техносферной безопасности в рамках урока по теме «Чрезвычайные ситуации техногенного характера их причина и последствия» в разной форме. В результате выбран ситуативный тип игровой методики. Так как в процессе игры, учащиеся через роли в коллективе промышленного предприятия непосредственно ознакомляются с правилами техносферной безопасности.

На третьем этапе после проведения уроков учащиеся отвечали на вопросы по пройденной теме. В результате проведенного исследования выявлено, что у классов, в которых уроки проводились с активными методами обучения уровень знаний о техносферной безопасности вырос: в 9 «В» показатель усвоения знания составляет 63% и средний уровень составляет 28%. В группе с применением ИКТ для освоения информации о техносферной безопасности, в 9 «Г», процент высокого уровня освоения знаний — 53%, а средним уровнем — 40%. Таким образом занятия c активной и интерактивной формой обучения являются более эффективными по сравнению с традиционными. Высокий уровень в группе с применением лекции для изучения нового материала составляет всего 10% учащихся, а средний уровень у 29% и низкая сформированность знания у 61% учеников соответственно.

Так эффективность условий освоения новых знаний о техносферной безопасности во время занятия в классе 9 «Г» достигнут организацией подходящей педагогической игры для интересного, результативного обучения.

Таким образом, исследование показывают, что метод игры многофункциональный и универсальный. Именно через игровую технологию эффективно передается опыт. И в ней обучающийся получает возможность взаимодействовать с окружающими, что способствует корректировке отношений между учениками. В процессе игры достигаются такие личностно-ориентированные цели как развитие логического мышления, этикет речи, умение общаться.

Список литературы

  1. Дмитренко, В. П. Техносферная безопасность. введение в направление образования : учеб. пособие / В.П. Дмитренко, Е.М. Мессинева, А.Г. Фетисов. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 134 с.
  2. Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности (ПБ 08-624-03). ФГУП «НТЦБП». 2004.
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.